|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №68 ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ |
Галибин: «Зло не терпит равнодушия» |
«ТЕРРОРИЗМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ «ИЗБИТОЙ ТЕМОЙ»
На днях один из центральных каналов показал фильм «Сорок». Это первая режиссерская работа Александра Галибина, известного широкому кругу зрителей как исполнитель главной роли в фильме «Мастер и Маргарита». Критики на кинофестивале «Амурская осень», где состоялась премьера, «разгромили» картину в пух и прах. Мол, в очередной раз рассказать о террористах, взрывающих поезда – и об отважных сотрудниках милиции, отважно борющихся с «всемирным злом» - не совсем правильно. Тема избита, надоела, тем более что сама история не открывает ничего нового в проблеме. Самому Галибину собственный фильм понравился. «Этот фильм – мой гимн советскому кино, на котором я вырос – легком, простом, но заставляющем задуматься», - говорит «Мастер». О добре и зле, своих главных ролях в большом кино и о «знаковых» встречах актер рассказал корреспонденту «Нашего времени». - Александр, признайтесь, лично для вас что более волнительно: когда вашу работу оценивают зрители, или коллеги по профессии? - Я не боюсь отрицательных реакций и мнений, неважно, чьих. Если ты знаешь, что делаешь свою работу честно, открыто, и вкладываешь в нее много сил – тебе не страшно. Любую критику можно слушать. С уважением к ней относиться, но - не прислушиваться! Делать надо так, как только ты считаешь нужным. - Вы настолько не критично относитесь к самому себе? - Отчаяние было, конечно, из-за неудач. Но с годами я научился относиться к себе …с юмором. «Я не отвечаю за общество»- И все-таки тема терроризма, к которой вы обратились далеко не «шутливая». Зато есть ощущение, что люди от нее уже утомились.
- Конечно, мы привыкли к этому слову – «терроризм». Мы даже к документальным кадрам человеческих смертей привыкли, и это чудовищно. Когда гибнут люди, у меня не возникает вопроса, что тема «избита». К злу нельзя относиться равнодушно – так мне кажется. Терроризм – это одно из проявлений зла. - Вы считаете, что общество стало равнодушным? - Я не отвечаю за общество, я отвечаю за себя. Терроризм – это зло. И проблема не только в том, что из-за теракта погибают люди, но и в том, что совершают его тоже люди. Однако всякое зло наказуемо. Это называется - «Возмездие». То сеть фильм не столько о терроризме. Он – об общечеловеческих ценностях. - Точно так же, как «Мастер и Маргарита»? - В любой истории присутствуют высокие общечеловеческие истины и мотивы. «Нет артиста без публичности»
- То, что зрители – в основном молодое поколение – воспринимают вас как «Мастера» – не раздражает? Иногда так и называют «А, Галибин? Это тот, который «Мастер»? - Абсолютно нет. Если есть роли, по которым тебя помнят, узнают – это замечательно. Ведь актер работает для того, чтобы люди радовались, глядя на него. - Многие ваши коллеги – столь же успешные и востребованные - говорят иначе: ох эта популярность, поклонники – замучили, надоели!
- Это в юности популярность может вызывать неприятие. А потом мудреешь. Вот отнимите у человека, который ругает свою популярность его известность. Он проснется утром – а его никто не знает! Он же сам первый начнет переживать, пытаться вернуть публичность. Артист без публичности не может жить, на самом деле. - Еще одна составляющая актерской профессии – уже гораздо менее приятная – это регулярные творческие простои. То нет достойной роли, то просто нет роли… Вас, например, в девяностые годы на экране не было видно. Между тем, актером вы стали гораздо раньше. - Мои простои были сознательными. Я сам уходил из профессии на время – просто потому, что не считал нужным делать то, что профессия мне на тот момент предлагала. Я не переживал. Просто занимался в этот момент чем-то другим. Если не снимался в кино, то ставил спектакли в театре. Я почти десять лет был театральным режиссером, в Санкт-Петербурге. Второе рождение
- И все-таки именно «Мастер и Маргарита» стал новым этапом, в вашей жизни. Вы вспоминаете съемки? - Конечно. Есть вещи, которые не забываются. Не то, что ты сидишь и вспоминаешь – просто это с тобой всегда, целый этап в жизни. Точно таким же этапом для меня является и фильм «Романовы: Венценосная семья» Глеба Панфилова. Очень серьезная работа! Когда она начиналась, мы думали, съемки продлятся год. Они растянулись на четыре. От этой картины мне можно заново отсчитывать время и возраст. Сыграть роль такого масштаба – царя Российского, величайшую историческую личность - невозможно. Можно слегка прикоснуться, чуть-чуть прожить… Так получилось, что до встречи с Панфиловым я считал, что мне нечего делать в актерской профессии. К тому времени я давно занимался театром. Панфилов поверил, что я смогу что-то делать в кадре. Он дал мне второе дыхание, в актерстве – за что я ему очень благодарен. Жаль, что фильм не пошел в широкий прокат. Но его часто показывают по телевизору, он имеет большой успех. - Про роль Николая Второго вы сказали. А как вы работали над столь сложным персонажем как Мастер? - А какая там роль? Мы застаем обессилевшего, уничтоженного человека. Стертого как личность, ничего не чувствующего… запирающего самого себя. Ты находишь что-то подобное в себе. Ведь похожие случаи – не столь глобальные, конечно, но моменты, когда хотелось «запереться изнутри», ничего не видеть и не чувствовать – были у каждого. То есть: я вспоминал такие моменты, из своей жизни. Хотя я себя ни с кем – тем более с Мастером – не отождествляю. У меня своя жизнь, которую мне надо прожить достойно. «Мистики не было!»
- Вы не обиделись, что режиссер «Мастер и Маргарита» Владимир Бортко переозвучил вашу роль, и в итоге в окончательном варианте картины Мастер говорит голосом Сергея Безрукова. - Это вопрос к Бортко. Он с самого начала решил, что Мастер и Иешуа должны говорить одним голосом. Мне казалось это очень нелепым. Но я всегда уважительно отношусь к мнению режиссера – поэтому своих соображений не высказывал. Мы с Владимиром Владимировичем обсуждали эту тему уже после выхода картины на экран. Режиссер признал свою неправоту. Но уже было поздно. - Многие люди говорили о мистической составляющей романа «Мастер и Маргарита». Что вы думаете по этому поводу? - Вокруг этого романа изначально очень много мифов. Мне кажется, большая их часть выдумана. Вот писали: «Юрий Кара снял «Мастера и Маргариту»! Фильм не может выйти в прокат!» Ответ тут простой: продюсеры не могут никак найти согласья между собой. Мистика? Нет! Мы снимали фильм год. За это время у каждого сотрудника съемочной группы жизнь складывалась по-своему: кто-то женился, кто-то влюблялся, кто-то расставался. Аня Ковальчук, например, развелась с мужем – этот факт преподносился как «мистическая история». Кто-то попадал в аварию, болел. Может быть, то же самое происходило бы и без фильма. Но тогда это называлось просто «жизнь». А так – мистика. Шанс на покаяние
- …Раз уж вы сыграли Николая Второго, не могу не задать вот какой вопрос. Летом в Екатеринбурге во время раскопок обнаружились останки сына и одной из дочерей последнего русского царя. Ваше мнение на эту общественную, социальную тему? - Дай Бог, чтобы это оказалось правдой. Чтобы мы, наконец, благодаря этой ситуации - каким-то образом покаялись. Может быть, это наш второй шанс? Первый шанс покаяния не дал. А тут, наверное, пора уже историю переосмыслить. - Зачем – каяться? Ведь молодое поколение не виновато в том, что происходило в стране почти сто лет назад.- Речь идет не о поколении. Речь идет о нации - если в таком масштабе говорить. О возрождении, об очищении, об обновлении. Без которых будущего – нет! Но вы задаете вопросы, которые требуют очень больших, развернутых ответов. Нельзя вписать в одну строчку то, что я думаю об этом. - Напоследок признайтесь: конкуренцию среди молодых актеров ощущаете? Не обидно ли, что многие получили успех и признание в профессии в двадцать лет, а вы – гораздо позже?– Обидно не то, что молодые артисты рано становятся популярными. Просто иногда человек, получая популярность и славу с одной какой-то роли, начинает думать, что это и есть предел, на котором можно существовать. Он перестает двигаться дальше! Но это уже, опять-таки, личная и внутренняя проблема человека. Стремление к совершенству – в жизни и в профессии – никто ведь не отменял. ФАКТГалибин, Александр Владимирович (р. 1955), русский актер, режиссер. Заслуженный артист России (1991). Родился 27 сентября 1955 в Ленинграде. В 1977 окончил ЛГИТМиК им. Н.К.Черкасова (мастерская Р.С.Агамирзяна), поступил в труппу Ленинградского театра им. В.Ф.Комиссаржевской, где проработал до 1979. Дебютировал в роли короля Филиппа II в дипломном спектакле Легенда о шутовском колпаке Г.И.Горина в постановке Агамирзяна по роману Ш. Де Костера Тиль Уленшпигель (1977, Учебный театр ЛГИТМиКа; позднее перенесен на сцену Театра им. Комиссаржевской). В театре Галибин сыграл немного ролей: Слава (Пять вечеров А.В.Володина, реж. Агамирзян, 1977), царевич Федор, Выборный, скоморох (Царь Борис А.К.Толстого, реж. Агамирзян. 1978), Левка (Бумбараш, 1978).
С 1981 актер Студии киноактера при киностудии «Ленфильм», много и успешно снимался в кино. После выхода на экраны картины Трактир на Пятницкой (Пашка-Америка; реж. А.Файнциммер, 1977) его имя стало известно широкому зрителю. В большинстве фильмов Галибину предлагали однотипные роли, в амплуа «милого мальчика своей эпохи». Снялся в картинах …и другие официальные лица (1976, реж. С.Аранович), Иванцов, Петров, Сидоров (1978, реж. К.Худяков), Поэма о крыльях (1979, реж. Д.Храбровицкий), Такие же, как мы (1980, реж. Д.Ходжикян), Сто радостей, или Книга великих открытий (1981, реж. Я.Лупий), Приступить к ликвидации (1983, реж. Б.А.Григорьев), Батальоны просят огня (1985, В.Чеботарев), Джек Восьмеркин - «Американец» (1985, реж. Е.Татарский) и мн. др. Дважды сыграл роль Николая II — в телефильме Жизнь Клима Самгина (1986, здесь же играл Диомидова; реж. В.Титов) и в картине Романовы. Венценосная семья (2000, реж. Г.Панфилов).
В 1988 Галибин поступил на режиссерский курс А.А.Васильева в ГИТИС им. А.В.Луначарского. До 1992 работал в лаборатории его театра «Школа драматического искусства». Как режиссер дебютировал спектаклем Эскориал М. де Гельдерода (1989, Гильдия Актеров). В 1992, вернувшись в Петербург, поставил спектакль Ля фюнф ин дер люфт А.Шипенко в Молодежном театре на Фонтанке. Режиссер вывел на сцену «грешных… слабых, загнанных… чернушной жизнью» героев и «осветил их измученные лица».
Галибин тяготеет к современной драматургии, ставит ее «как миф советской и постсоветской истории». Так, в Оборванце по пьесе Городской романс М.Ю.Угарова (Театр «На Литейном», 1995) «житейская история с довольно пустыми, циничными героями и пошловатыми отношениями остранена игрой, выходами из сюжета в импровизации и ассоциации по поводу современности». В театре «На Литейном» Галибин работал очередным режиссером с 1993 по 1995. Поставил здесь спектакли Три сестры А.Чехова, Арфа приветствия М.Богомольного (обе 1994), Вера, надежда, любовь по пьесе Ю.Князева Карамболь (1999).
В Трех сестрах режиссер изменил привычный философский масштаб пьесы. Его спектакль — это «взгляд на чеховских героинь из вечности, из неопределенной эпохи». Галибин использовал «эффект скрещения», введя в действие отрывки из знаменитых Трех сестер Вл.И.Немировича-Данченко, поставленных в МХАТе в 1940. Словно из другого времени, из другого измерения доносятся голоса мхатовского спектакля, в них смех и тепло. Иное в галибинских Трех сестрах: герои здесь не живут, а «вспоминают о жизни, бесстрастно-отстранено произносят чеховский текст, как чужую роль».
В Российском театре драмы им. А.С.Пушкина Галибин поставил: Воспитанницу А.Н.Островского (1996), где стилизовал театральный мир, наполненный страстями и обладающий недостижимой для жизни яркостью, талантом, так что «люди-куклы вдохновенно играют человеческие страсти». Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее по Детоубийце Ф.Горенштейна (1997) Галибин выстроил на сопоставлениях, контрастах, ассоциациях: величественный, монументальный Петр (В.Смирнов), в котором сведены воедино все наши представления о царе, — и рядом хрупкий, дерганый Алексей (А.Девотченко). Поставил также в театре Женитьбу Н.Гоголя (1998). В Мариинском театре осуществил постановку оперы П.Чайковского Пиковая дама (1999).
В Латвийском театре русской драмы (Рига) Галибин поставил в стилистике немого кино спектакль Глаза дня Е.Греминой (1999). В театре «Балтийский дом» — Фрекен Жюли А.Стриндберга (2000).
С июня 2000 Галибин — главный режиссер Новосибирского молодежного театра «Глобус». Поставил в этом театре Плачевную повесть о Дон Кихоте Ламанчском (инсценировка Греминой, 1999).
|
|
|
стр.12 |
// КАТАЕВА Виктория |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|