КАК И ЗА КОГО ГОЛОСУЮТ В БУТЫРКЕ?
Скоро – выборы. Голосовать, естественно, пойдут не все. Но есть в России места, где на выборы, как в советские времена, приходят практически сто процентов зарегистрированных избирателей.
107 тысяч российских арестантов, содержащихся в СИЗО, примут участие в голосовании на предстоящих парламентских и президентских выборах. Такую цифру назвал заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний генерал-лейтенант Владимир Семенюк. «Это те подследственные, которым уже исполнилось 18 лет, и которые обладают избирательным правом. Специально для них будут созданы 120 самостоятельных участков в самых крупных изоляторах», – отметил он. Им будут предоставлены агитационные материалы, при этом «будет проводиться особая работа по недопущению какого-либо давления на решение заключенных». Генерал уточнил, что всего в следственных изоляторах в настоящее время содержится 154 тыс. человек.
Смерть инакомыслящим!
Нет сомнения, что голосовать будут все сто с лишним тысяч человек. Исходить можно из того, что на прошлых выборах в Госдуму свои голоса отдали 99,7%. Тогда в списки для голосования было внесено более 91 тысячи лиц. Когда об этом было доложено в ЦИК, тогдашний председатель Александр Вешняков не удержался от реплики: «Прямо как в советские времена», на что глава тюремного ведомства отреагировал: «Это у нас постоянно так – высокая активность».
На прошлых президентских выборах Бутырка голосовала за Путина. «А чего, вроде нормальный пахан», – высказался один из арестантов, на пальцах которого значилось «Толя». Немного подумав, добавил: «Конечно, он из этих, – ладонью обозначил погоны на плечах, – но и там ведь не все продажные…». И Толя задумался о чем-то своем.
Вокруг стояли угрюмые мужчины в темных робах. Пару человек кивнули головами в знак согласия.
Путина упоминали и другие арестанты. Четырьмя годами ранее в таких учреждениях чаще говорили о Жириновском. Мол, мужик правильный, правду-матку режет, вот он-то и может навести порядок в стране…
С годами, видимо, симпатии арестантов перешли от одного В.В. к другому.
Иные арестанты так отстаивали свои убеждения, что жестоко расправлялись с любым инакомыслием. Так было в следственном изоляторе Йошкар-Олы.
Ссора в камере вспыхнула накануне голосования. 38-летний Владимир Безладный начал выступать перед сокамерниками, призывая их не верить Путину, а голосовать за Зюганова. Те смеялись над ним. «КПРФ – туфта, надо голосовать за Путина, это он может вытащить Россию из ямы, за него чисто конкретно армия!» – говорили они.
«Да я по жизни коммунист! Был коммунистом, и останусь им!», – бил себя в грудь не на шутку разбушевавшийся Владимир. Один из подследственных решил больше не спорить и улегся спать. Но 30-летний Анатолий Аверкин, которому грозил срок за кражу, невзирая на поздний час, продолжал вправлять мозги коммунисту: голосовать надо исключительно за Путина, и только за него!
Сколько времени длился митинг, неизвестно, только «путинец», не в силах больше слышать имя Зюганова, и, не совладав с эмоциями, набросился на политического оппонента и с криками «Замочу у параши!» принялся его душить. Оппонент сопротивлялся, как большевик, до конца.
Ликвидировав оппозиционера и одержав тем самым победу в предвыборной схватке, Аверкин успокоился и заснул.
Утром охранники открыли камеру и обнаружили на полу результат «политической бойни» – Безладный был мертв. Начальство СИЗО было поражено, узнав о мотиве преступления. На какое-то время всех охватил столбняк. Ни у кого на памяти не было случая, чтобы в изоляторе дрались из-за политиков. То ли и впрямь гражданская сознательность населения выросла?
Правда, Аверкину к его прежнему обвинению «пришили» новую статью и на этих выборах он уже не сможет голосовать за коммунистов.
Вкусная демократия
…Но вернемся в Бутырку. Очередь на избирательный пункт, который располагался на одном из этажей этой мрачной столичной тюрьмы, двигалась резво. Заканчивала голосовать одна камера, охрана подводила другую. Правда, бывает и по-другому: в некоторых изоляторах голосование проводится в самих камерах. Член избирательной комиссии с урной наперевес в сопровождении охранника и социального работника раздает бюллетени для голосования, вот и весь праздник демократии. Продукт «волеизъявления» под пристальным контролем опускается в урну.
Естественно, на выборах не обходится без высокого начальства, которое мило беседует и даже «вникает». Обычно министр юстиции или его заместители посещают два-три московских СИЗО. При разговорах с журналистами звучат традиционные фразы об «удовлетворении должным уровнем голосования» и том, что «никаких отступлений от закона наблюдателями и нами не выявлено». Попробовали бы арестанты на это пойти?
В этот день их прилично покормили: меню отличалось разнообразием. После выборов – по традиции – концерт или спортивные состязания…
Отказываться от возможности покинуть хоть ненадолго стены переполненной камеры, пребывание в которой – уже пытка, под силу немногим.
Линия партии
Участие в выборах для подследственных – дело сугубо добровольное. Еще несколько лет их успешное проведение зависело от сидящих за решеткой уголовных авторитетов. Те давали команду, и так называемые «смотрящие» в СИЗО выполняли их волю. Доходило до того, что порой узникам запрещалось даже притрагиваться к бюллетеням.
Сейчас это в прошлом. Тон задает администрация учреждений. А там, естественно, двух мнений по поводу «нужной» партии быть не может. Что-что, а «административный ресурс» в прямом и переносном плане используется полностью. Наряду с устной агитацией, активно используется местное радио.
Стараются и тюремные газеты. В камерах их достаточно, впрочем, как и тех изданий, которые отражают выбор начальства. О них население знает мало, хотя это издания уникальные. В тюремных, к слову, всегда умиляют гороскопы, составленные без учета специфической аудитории. «Будьте предельно внимательны за рулем», – советует астролог арестанту, который до руля на данной неделе может добраться только в случае побега. «Не лучшее время для крупных финансовых операций и капиталовложений», – прочитает он и, прислушавшись к совету астролога, купит в местном ларьке не 300, а 200 граммов чая. Но хуже нет, наверное, в этих местах предупреждения, чем «ваше сексуальное притяжение для других возрастет неимоверно». Но это к слову. Когда необходимо, полосы заполняются выступлениями партийных кандидатов в Госдуму, хвалебными статьями об их делах и заботах, и все это в больших количествах поступает в СИЗО.
И на нынешних думских выборах Путин, единолично возглавляющий список «Единой России», имеет все шансы получить единогласную поддержку арестантов. Так что не стоит удивляться, если на выборы кто-то придет с профилем Путина на левой груди, где когда-то помещали профиль Сталина.
ИХ НРАВЫ
Соединенные Штаты Америки
Во время последних президентских выборов в США, в 2004 году, наблюдатели ОБСЕ обратили внимание на то, что избирательная система в Америке достаточно запутанна. Государственный акт «Помоги Америки голосовать» требует от всех штатов иметь единые базы избирателей, однако во многих из них они отсутствуют. Нет также единых правил для участия в выборах различных групп населения, в частности – осужденных. «Мы рекомендуем, чтобы правила были едины для всех, потому что есть ситуации, когда в одном штате заключенные имеют право голосовать, а в другом – нет», - заявила тогда глава миссии долгосрочных наблюдателей ОБСЕ Рита Зюссмут.
Великобритания
В Англии заключенные не имеют право голосовать – это запрещено законом. Причем большинство британских тюрем, построенных еще в эпоху Викторианства, по условиям содержания значительно хуже европейских «аналогов» и даже некоторых новых построек данного профиля на территории СНГ.
Украина
Согласно «Закону о выборах», заключенные голосуют на специальных избирательных участках. Причем ждущие окончательного приговора голосуют и за депутатов в местные советы, осужденные же — только за депутатов в Верховную Раду. За ходом голосования в среде заключенных могут наблюдать представители от различных партий и блоков, а также ОБСЕ.
Из российской практики голосования:
Питерский криминальный авторитет Юрий Шутов (ныне – сам заключенный) в 1996 году на выборах губернатора Санкт-Петербурга получил более 90% голосов обитателей «Крестов». В 1999 году на выборах в питерское Законодательное Собрание получил порядка 97% голосов того же контингента.
|