ЕВРОПА ПЕРЕСЕЛИТСЯ В РОССИЮ
Тема климатического сдвига, всеобщего потепления и связанных с ним неисчислимых катастроф последнее время стала общим местом. Однако обсуждается она как-то больше географически: ну, растают полярные льды, ну, уйдут под воду Лондон, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес, Сидней, Санкт-Петербург. И, собственно, спор только о том, завтра или послезавтра этим очагам культуры придет конец. А люди, тот миллиард бизнесменов, фермеров, владельцев курортных отелей и мелких клерков, которые окажутся в зоне глобального затопления – им-то куда деваться?
На этом месте многие ученые считают нужным намекнуть, что вся эта орава хлынет спасаться в Россию. Матушка, мол, сирых примет и пристроит. России, якобы, потепление пойдет только во благо: березово-сосновый пейзаж слегка разнообразится кокосовыми пальмами. С вопросом, как можно применить миллион дармовых рабочих рук мигрантов из Европы, корреспондент «Нашего времени» обратился к социологу Андрею Митрофанову.
Фермеров ждёт Воркута
- Надо учитывать, что исход населения Европы на более благополучные территории, в среднерусские равнины и Сибирь, начнется очень скоро, – заметил Митрофанов. – Гораздо раньше, чем океан действительно затопит прибрежные мегаполисы. Вот почему: согласно климатическим моделям, в Европе интенсивность осадков при общем потеплении резко возрастет. Но это будет сопровождаться уменьшением вероятности дождливых дней. Большая разница, то ли у вас равномерно выпадают осадки в течение месяца, то ли у вас стоит в течение месяца засуха, а в последний день выпадает месячная норма осадков! Европейский климат станет попросту невыносим и для жизни человека, и для сельского хозяйства. Что касается, кстати, и Америки.
Обширные пространства России, при таком раскладе, тоже ждут изменения. В северных районах придется многое строить заново. Когда возводились дома и прокладывались трубопроводы, никто и предположить не мог, что вечная мерзлота окажется понятием временным. Льда в Северном Ледовитом океане в летний период может не оставаться вовсе. Наконец-то мечта о Северо-Западном морском пути, так привлекавшая в старину исследователей, станет явью. Можно будет проплыть от Мурманска или Диксона на север, минуя Гренландию, пересечь «верхушку» земного шара и спуститься через Берингов пролив в Тихий океан. То есть, Россия станет в прямом смысле морской державой, к тому же с кратчайшими путями сообщения. Сельское хозяйство продвинется дальше на север, пахать и сеять можно будет у Воркуты, а в средней полосе урожай картофеля крестьяне будут снимать два-три раза в год.
Будущее – за ПТУ
- Вот тут-то, в этих переменах и заложено решение задачи: куда и на какие работы определять мигрантов. Я сам по студенчеству два раза в Испанию ездил апельсины собирать, и у немецкого фермера батрачил, – признался Митрофанов. – А друзья-студенты штукатурами в Европе работали, и поварами в собачьих столовых. Мы, русские люди, добрые, с широкой душой, но табачок врозь! Во-первых: открытие Северного морского пути потребует строительства новых портов. Мигранты-европейцы вполне могут потрудиться на стройках в устьях Лены и Енисея на портовых терминалах, на возведении новых судостроительных заводов. Конечно, банковских служащих, рантье-бездельников, домовладельцев и страховых агентов, придется переучивать. К счастью, ПТУ у нас в стране много, справимся, дадим профессию – кому слесаря, кому токаря.
Несомненно, потребуется много рук на самую черную, земляную работу – укреплять фундаменты сибирских зданий. Ведь 55 процентов территории России сейчас занимает вечная мерзлота. Жилые дома, цеха, ТЭЦ неизбежно начнут проседать по мере таяния мерзлоты. Разрушатся трубопроводы. Возможно, одним из условий принятия российского подданства для граждан погибающей Европы будет обязательная отработка в сибирских строительных отрядах.
К сожалению, пояснил Митрофанов, отступающая мерзлота приготовила еще один сюрприз. Уже в настоящее время в северных районах идет заболачивание и подтопление населенных пунктов, в том числе в районе прохождения Транссибирской магистрали. Ситуация осложняется тем, что почти все болота заражены личинками малярийных комаров. За последние десять лет в России число случаев заражения малярией выросло в шесть раз. Травить комаров с воздуха дорого, да и пространства огромны. В данном случае, по мнению социолога, пригодятся команды опрыскивателей, сформированные из американцев, голландцев и немцев. Отправлять эти бригады в тайгу, тундру – они и комаров поморят, и русской экзотики сполна хлебнут.
В офис «по состоянию здоровья»
Новый фронт работ: борьба с мышами и крысами. Климатические изменения и рост экстремальных погодных явлений непосредственно влияют на популяцию диких грызунов – основных носителей таких заболеваний, как лептоспироз и геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. В обильной, после потепления, России корма крысам будет достаточно, что может привести к резкому увеличению численности грызунов. Американцы, помнится, в XIX веке вновь пребывающих эмигрантов сразу отправляли на войну в южные штаты. Мы будем гуманнее – пусть бьют крыс.
- Я говорю о проблемах, которые неизбежно придется решать российскому правительству в ближайшем будущем, – уточнил Миртофанов. – Надеюсь, у власти хватит благоразумия поберечь горбы коренного населения. Кстати, сама жизнь расставит все по местам. Простой пример: давно описан эффект «островов жары», которые находятся в городах с высокими административными зданиями и обилием асфальта. Жара в этих точка становится фактором риска для пожилых людей, детей, для служащих государственных учреждений, банков и других контор, расположенных в центре города. Для нас, генетических северян, скорое изменение климата резко ограничит городскую жизнь: лишь бы добежать от кондиционера в салоне машины, до кондиционера в офисе. Кто же будет работать дворниками, мусорщиками, мелкими торговцами-коробейниками? Разумеется, европейцы-южане и американцы! Они составят прекрасную, такую необходимую конкуренцию дворникам-мигрантам из стран СНГ.
Вот сопоставление показателей смертности от тепловых ударов в двух городах США и Канады – южном Далласе и северном Монреале. В Монреале смертность возрастала при 29°С, а в Далласе — при температуре выше 39°С. Сейчас температуру выше 29°С предложено считать пороговой для жителей северных территорий. Так что место россиян в условиях новой климатической и, так сказать, демографической реальности, будет в офисах, на руководящих постах. Чисто «по состоянию здоровья».
Хорошая академия!
- Нельзя также обойти тему сельского хозяйства, – продолжил социолог. – Уже три года архангельским дачникам удается вырастить урожай арбузов и даже дынь. Подсолнухи, ранее радовавшие архангелогородцев только желтым цветком, успевают за лето созреть и дают урожай столь любимых народом семечек. Сроки созревания зерновых повсеместно по стране сдвинулись на 1,5–2 недели раньше традиционных. В Тамбове, Воронеже и Саратове зреют невиданные ранее персики. Некоторые, особо продвинутые крестьяне, уже сейчас снимают по два урожая картошки за сезон! Что будет дальше?
Дальше, рассудил Митрофанов, понадобится огромное количество сезонных работников, чтобы справляться с невиданными урожаями. Тут и пригодятся жаждущие заработка беженцы из «цивилизованных» стран.
- Комбайны им наши механизаторы не доверят, это точно! – отрезал социолог. – Европейцы хорошо управляют самой современной техникой, но чинить ее не умеют. Скажем, если в тракторе неисправность, компьютер просто не дает ему завестись, и хозяин звонит ремонтникам. Помнится, фермер очень удивился, узнав, что я, русский студент, могу и сам починить машину. Чуть маленькая поломка, сразу меня зовут – отремонтируй. Я сделаю, а они удивляются: мол, где тебя научили? Я смеюсь: в академии, говорю! Они сразу кивают: мол, какая хорошая академия! И куда их? В наших условиях эти так называемые фермеры сгодятся только на массовые неквалифицированные работы: прополку и рубку капусты, окучивание и уборку картофеля, или сбор яблок.
|