КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ ПЕРЕСТАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ КНИГАМИ
Как уже писала наша газета, устроители книжной ярмарки Non/fiction второй год подряд немотивированно отказывают издательству «Алгоритм» в участии в мероприятии. Компания, ущемлённая в праве донести информацию о своих книгах до читателя, высказала отношение к происходящему в №43 «Нашего времени». А сейчас мнением о конфликте «Алгоритма» и выставки поделился главный редактор издательства «Русская панорама» Игорь Настенко.
- Происходит подмена понятий. Очередная выставка Non fiction никакого отношения к литературе non fiction не имеет, равно как и все предыдущие выставки под этим названием. Сам термин non fiction определяет очень широкий спектр литературы – всё, за исключением коммерческой беллетристики.
На предыдущей ярмарке гвоздём программы был очередной Гарри Поттер – огромный плакат с изображением главного героя размещался в центре экспозиции – уверен, что на очередной выставке будет то же самое. Ни одна экспозиция за все 8 лет не отвечала требованиям, продекларированным в программном заявлении организаторов выставки.
То, что на выставку организаторы не пускают «Алгоритм», делает мероприятие под названием Non fiction сродни частной вечеринке или своеобразной декадентствующей клубной тусовке: не пускают туда «Алгоритм», не проходит он их «face-контроль».
Не пускают – имеют право. Non fiction – это коммерческое мероприятие по продвижению в основной своей массе коммерческой – а не non fiction! – литературы, устраиваемое частной фирмой (здесь надо отметить, что на устроение выставки расходуются не только, частные, но и бюджетные деньги. – Прим. Ред.). Конечно, было бы справедливым ситуацию предать огласке, а также объяснить широкой публике, введенной в заблуждение словами non fiction и «интеллектуальная литература», истинную подоплеку этого мероприятия.
Не пускают, ну и не надо лезть. Зачем навязываться? Жаль, что нет альтернативной книжной выставки на другой площадке в это же время. Уверен, что часть издательств покинула бы коммерческую Non fiction для участия в другой выставке – для думающей публики.
Наше издательство «Русская панорама», большую часть книжной продукции которого как раз и можно определить как non fiction, принципиально не участвует в выставках Non fiction на протяжении ряда лет.
Можно пофантазировать, какой могла бы быть альтернативная выставка.
Безусловно, организаторам следует продумать и аккуратно сформулировать цели и задачи этой выставки и спокойное респектабельное название, например: «Россия читающая – Россия созидающая».
Это могла бы быть действительно выставка без коммерческой беллетристики – non fiction в строгом соответствии с этим понятием. Главной теме – «Каким быть будущему России?» - были бы посвящены разделы и острой политической публицистики, и примыкающие к ней разделы по истории России, философии и т.д. Волнующих тем много – и сохранение культурного наследия, и духовное развитие нации – при экспансии западных стандартов и американской эрзац-культуры – и т.д. и т.п.
Тематически кроме направлений по гуманитарным областям знания – история, философия и т.п. – следует предусмотреть и естественно-научные – в России за последние годы научно-технической литературе внимания уделяется очень мало. Должны быть представлены издательства, выпускающие энциклопедии, словари, а также учебную литературу для вузов.
Можно было бы сформировать ядро из 10-15 солидных издательств, выпускающих в основном научную литературу, вокруг которых собралось бы ещё 100 других, тем самым представив самый широкий спектр интеллектуальной литературы в России.
Если к этому добавить еще и господдержку – в бюджете страны предусмотрено финансирование культуры – что в результате привело бы к привлекательным ценам для участвующих в выставке издательств, добрая половина нынешних экспонентов Non fiction поменяла бы выставочную площадку.
ФАКТ
Целую неделю я пытался связаться с Екатериной Зворыкиной, менеджером компании Экспопарк по выставке Non/fiction, для того, чтобы всё-таки выяснить, каковы были истинные причины отказа Алгоритму в участии и каковы дальнейшие перспективы самого мероприятия. Связавшись с Екатериной в четверг, я был удостоен нескольких минут внимания, после чего, в силу особой занятости госпожи Зворыкиной, мы договорились таким образом: я высылаю ей интересующие меня вопросы по поводу конфликта Non/fiction с издательством Алгоритм, после чего получаю ответы по проблеме. Вопросы были следующие:
-Почему такая история вот уже второй год случается с известным издательством?
-Не боятся ли организаторы выставки за свою репутацию в виду случившегося?
-Не исключаете ли вы, что выставка со временем действительно станет «тусовкой для своих»?
В пятницу, когда я позвонил госпоже Зворыкиной чтобы получить ответы, мне было сказано, что ей непонятно, почему редакция обратилась с этой проблемой именно к ней. Она, дескать, всего лишь организатор выставки, и в вопросах разрешения и запрещения участия в мероприятии не компетентна. В предыдущем разговоре такой проблемы не возникало, я искренне ждал вразумительных ответов на поставленные вопросы. И правда, как это организатор выставки не знает, почему отказано в участии крупному издательству, клиенту, способному потратить серьезную сумму. Насколько мы знаем, в заявке издательства была указана достаточно большая площадь под стенд и серьезный список планируемых выставочных мероприятий. Думаю, что это должно было заинтересовать управляющего мероприятием. То ли страх сыграл свою роль, толи чей-то запрет, но мне порекомендовали обратиться с данными вопросами к экспертному совету выставки. Редакция будет продолжать расследование и на следующей неделе постарается задать указанные выше вопросы членам экспертного совета выставки Nonfiction.
Денис ГРАЧ
СЛОВА
Мы также обратились за комментарием в издательство «АЛГОРИТМ». Сергей Харцизов ответил на вопросы нашего корреспондента.
- В какой стадии находится конфликт?
- Сейчас между издательством и выставкой полная неопределённость. Разъяснений по поводу того, за что же нас не пустили на выставку, мы так и не получили. Трудно представить себе, чтобы всем членам Экспертного совета не понравились абсолютно все книги АЛГОРИТМа. Ведь книг мы выпускаем по нескольку сотен наименований в год. Если бы Экспертный совет порекомендовал нам не выставлять на стенде отдельные издания, или книги определённых авторов, мы бы эти рекомендации обязательно выполнили. У нас разные авторы, некоторых мы перестали издавать, зато появились новые, ещё более интересные… Но на выставку не пустили издательство в целом, то есть всех авторов без разбора. А среди них есть весьма авторитетные в научной и общественной среде люди.
- Какова ваша версия возникновения конфликта?
- Когда ничего не объясняют, трудно строить версии. Однако, судя по тому, как развивалась ситуация, у нас создалось впечатление, что кто-то влиятельный лично сказал: «Не пускать!». Скорее всего, это человек, который даёт «живые» деньги на проведение мероприятия. Ведь не нужно быть профессором экономики, чтобы понять, что расходы на проведение выставки превышают возможную прибыль от сбора денег с участников. По словам генерального директора издательства АЛГОРИТМ Сергея Николаева, место в ЦДХ (где проводится NON/FICTION) стоит дешевле, чем место на ВВЦ. Хотя ясно, что оно должно быть дороже. Значит, эту разницу кто-то компенсирует. Понятно и то, что Минпечати, Мосгордума и т.п. формируют лишь часть организационного бюджета…
Но как объяснить мотивы самих людей, принявших решение устранить АЛГОРИТМ с выставки? С нашей точки зрения, данная выставка служит одним из множества кирпичиков выстраиваемого сегодня в России мира для богатых. Для богатых создаётся своя культура, своя литература, свой спорт и т.д. Люди бедные никому не интересны – они не платят денег. В этом смысле NON/FICTION тяготеет к выставке для миллионеров (Millionaire Fair), проводимой в «Крокус-экспо». Возможно, именно поэтому книги АЛГОРИТМа, ориентированные на интересы простых людей, пришлись не ко двору на NON/FICTION-2007.
- Что вы намерены делать в связи с возникшим конфликтом?
- Мы будем продолжать подавать заявки на NON/FICTION. У нас есть все основания считать, что АЛГОРИТМ является одним из самых заметных явлений на рынке интеллектуальной литературы. И любая книжная выставка, позиционируемая как интеллектуальная, не может игнорировать наше издательство. До тех пор, пока в России не появится альтернативная выставка книг жанра non-fiction, мы будем настаивать на необходимости нашего присутствия на выставке NON/FICTION.
Беседовал Денис ГРАЧ
|