ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ НАТАЛЬИ ДУРОВОЙ
В Москве, 27 ноября, на 74 году жизни скончалась знаменитая дрессировщица, народная артистка СССР и России, лауреат Государственной премии, академик российской Академии естественных наук, руководитель столичного Театра зверей – Наталья Юрьевна Дурова. Именно при Наталье Юрьевне знаменитый «Уголок Дурова» был преобразован в Театр зверей, который впоследствии стал московским театральным комплексным центром «Страна чудес дедушки Дурова», являющимся уникальным не только для России, но всего мира. Дурова работала в театре до последнего дня.
Я был лично знаком с Натальей Юрьевной, сделал с ней немало интервью, но так получилось, что одно из них по различным причинам увидело свет только сейчас, уже после смерти великого театрального деятеля и человека.
Белка, Стрелка и театр
- Наталья Юрьевна, первый мой вопрос к вам: есть на свете дрессировщики, а есть – укротители зверей. В чем разница между вами?
- Дрессировщик вырабатывает структуру дуровского метода – без боли. Этим обретается гармония взаимоотношений человека и братьев наших меньших. Будь-то птица, будь-то хищник, неважно. Главное – взаимопонимание и закрепление условных и безусловных рефлексов. Надо знать экологию, зоологию, местонахождение жизни этого животного, его возможности, повадки. Дрессура это в первую очередь воспитание любовью, заботой и доверием животного к тебе. Без доверия ничего не будет. А вот укрощение зверей это подавление: волей, палкой или стеком. Результат - испуг, или хуже – бросок на укротителя. Да и слово-то какое – «укрощение»! А кто из нас любит укрощение? Животные превращаются в рабов.
- Правда ли, что знаменитые собаки Белка и Стрелка, которые летали в космос, проходили подготовку и обучение в вашем Театре зверей?
- Да, мы участвовали в подготовке полета собак в космос. Непосредственно в театре готовили к полету собаку - Лайку. Она находилась у нас недели две-три. Вторая половина подготовки происходила в Космическом центре. Там тогда работал профессор Михайловский, который этим непосредственно занимался. Белка и Стрелка тоже находились на нашем попечении. Но их не привозили в Театр, а держали в Космическом центре. Сотрудники центра выезжали к нам для консультаций. Сначала Лайкой занималась я сама, но когда узнала, для чего мы ее готовим, что она в конце-концов обречена на гибель в космосе, я сразу передала собаку главному научному сотруднику Марии Александровне Герт, которая собственно и заканчивала всю работу.
- Судя по всему, ваш Театр зверей имеет давние и прочные контакты с научными российскими центрами и Университетом?
- Да. У нас был тесный контакт и с Университетом и с Институтом мозга и с кафедрой Высшей нервной деятельности по тематике сохранения ценных видов животных, исчезающих сегодня на Земле. Проходят века, меняется экология, чистой воды, не загаженной химическими и биологическими отходами все меньше. Когда мы с театром приезжали в Берлин с выступлениями, мы боялись давать местную воду животным, настолько она была грязной.
Животные гораздо острее реагируют на проблемы экологии и вторжение человека в их сферу обитания.
Верблюды революции
- Теперь о проблемах самого Театра зверей. При каких обстоятельствах случилась известная катастрофа с фундаментом здания?
- Этому зданию уже 117 лет! Ту часть комплекса, где размещается мой кабинет, и где мы с вами сейчас находимся, никто за эти годы не укреплял. А когда подземные воды подмыли фундамент, мы вдруг обнаружили, что он провалился метров на 8 вглубь! Мне говорят, - у нас ЧП, дом рушится! Какой еще дом? Наш дом, мы все висим! Как висим, вы, что ей богу?!
А в это время президент Путин как раз летел с визитом в США. Мне ночью звонят в кабинет и сообщают, - с вами будет говорить президент. Я спрашиваю, - какой президент, какой компании? Отвечают, - той, что вы любите - президент России Владимир Владимирович Путин! И тут в трубке голос Путина, - Наталья Юрьевна, что там у вас случилось, все ли в порядке? Вы, говорит, не волнуйтесь, я только что разговаривал с Лужковым, сейчас он к вам в Театр приедет. Буквально после этого прибыл Юрий Михайлович, а лестницы, что бы подняться на второй этаж, уже нет – провалилась под землю. Я в кабинете наверху сижу, а Лужкову, что бы подняться ко мне, пришлось воспользоваться строительной люлькой.
Из здания к этому времени уже всех эвакуировали. Но я уходить отказалась. И со мной три моих помощника остались. Мы решили, если погибать придется, то вместе со своими животными. Вот тогда мне Юрий Михайлович и говорит, - ну у вас и характер. И вот так мы всю эту кошмарную ночь с Лужковым просидели в моем кабинете, смело можно сказать – прямо над бездной.
- Ваш Театр Зверей не только реконструируется, но еще и развивается. Что нового увидят посетители и гости вашего Театра в ближайшем будущем?
- Самая важная наша стройка - это Храм детства! В нем планируется открыть воскресную школу, где дети смогут работать в виварии. Они должны помнить, что природу, и животных надо беречь, а не уничтожать, тогда они будут и к людям добрее. Но, слава богу, у нас хорошая молодежь, я в нее верю. И в Россию нашу верю.
- То есть мы продержимся, не пропадем?
- Конечно. Я не романтик, но точно знаю, что нас спасет именно культура. На русских произведениях росли писатели Америки и Европы. А наши великие ученые: Пирогов, Тимирязев, Павлов, Сеченов, Вавилов, Бехтерев. Кстати, многие из них работали в Уголке Дурова. Знаете, как назывался наш Уголок до революции 1917 года? – «Фабрика Зоорефлексологии». Мой дед работал вместе со знаменитым немецким зоологом Карлом Гагенбеком.
Именно тогда, в те годы, впервые, после времен Ивана Грозного, в России появился слон. Он был у нас, у деда. Звали его - Беби. Наш слон в самые трудные годы революции ходил по Москве сильно похудевший, но таки получавший свою революционную пайку. А наши верблюды возили моего деда, Илью Эренбурга и других известных писателей в арбе по городу. Дед собирал на улицах голодных беспризорников и привозил их сюда, в Уголок. Здесь размещался Дом ребенка, вот прямо здесь, где мы с вами сейчас сидим.
Страшнее бешеных слонов
- Наталья Юрьевна, кто сегодня является продолжателем вашей династии Дуровых?
- Есть Наталья Юрьевна Вторая. На самом деле, она – четвертая Наталья в семье, а вторая – после меня. Это моя племянница от Юрия Юрьевича Дурова.
- Выходит, что ваша династия передается по женской линии, подобно императорской династии женщин на российском престоле?
- Не совсем. Все получилось потому, что у деда не осталось никого – погибла папина мама Наталья Владимировна. Ее убили под Астраханью белоказаки. Она была медсестрой. Старший сын убит в революцию на Красной Пресне, а младший сын скончался 1916 году от туберкулеза. И вот я во главе Театра зверей уже 25 год.
Династии Дуровых – свыше 600 лет. Именно мои предки впервые привезли в Россию группу экзотических животных, в том числе и слона. Это было, не поверите, при Иване Грозном! Но род Дуровых появился в России раньше Ивана Грозного. Мои предки пришли сюда из Польши. Сначала они звались – Туровскими. Затем их фамилию переделали на русский лад – Туровы, а уже при Иване Грозном, за свой характер (несгибаемый, упрямый), стали они именоваться – Дуровыми. Мой род начинал свою жизнь в России на Смоленщине.
Помните, ведь именно там снимали фильм «Гусарская баллада». А ведь образ главной героини фильма взят из биографии Надежды Дуровой – герой Отечественной войны 1812 года, Георгиевский кавалер, ординарец Кутузова и моя родственница. Мама же моя была из рода Бородиных, так эти династии на мне и сошлись.
- Скажите, это правда, что вы и ваш дом, где вы живете, попал прямо в самый эпицентр толпы футбольных фанатов во время печально знаменитого матча Россия – Япония?
- Я приехала домой на машине, а вокруг такое творится! Дом мой (Тверская, 6) закрыт на все замки, ворота тоже. Я сама живу на 4 этаже, а ниже уже все стекла в доме перебили. А МХАТ как разбили, ни одного целого стекла!
Я вышла и обратилась к этой беснующейся толпе. Эти «болельщики» видимо испугались моего тона и решительности, и сбавили обороты. А ведь заведенная толпа людей на самом деле вещь очень страшная и опасная, гораздо страшнее, чем стадо бешеных слонов…
|