СТОРОЖ, СОБАКА И «БУСИДО»
Неожиданно полюбился простым россиянам японский обычай – вспарывать самурайское брюшко острой сабелькой. В стране отмечается подлинный интерес к экзотическим способам сведения счетов с опостылевшей жизнью. Как-то можно объяснить такое положение в Японии – это страна с благоговейным отношением к харакири. Но мы-то? Между тем, наслышанные о достоинствах японских автомобилей, наши суицидальные граждане по аналогии решили, что харакири столь же безотказное средство для переезда в иной мир. Впрочем, как показала практика, большинство россиян, вставших на путь «бусидо» («путь воина»), остались живы и даже здоровы.
В конце лета этого года семейная ссора едва не закончилась самоубийством. Житель дальневосточного поселка Славянка после конфликта с женой сделал харакири. Мужчина профессионально вскрыл себе брюшную полость, после чего пытался нанести ножевые раны в печень и сердце. Попасть в обнаженную печень – дело нехитрое, а вот с сердцем промашка вышла. Человека удалось спасти.
Незадолго до этого в городскую больницу Старого Оскола привезли подростка с резаной раной живота. Оказалось, что парень сам себе вскрыл живот, начитавшись книжек о героях-смертниках и самураях. По его словам, он решил на себе испытать некоторые особенности их бытия, а именно то, что чувствует самурай, когда делает себе харакири. Увы, о том, что японские герои, сделав себе харакири, подставляют голову под меч ассистента или умирают через несколько минут в жутких муках, юноша просто не подумал. Или не дочитал. К счастью, старооскольский самурай не овладел премудростями обращения с японским мечом, поэтому рану нанес не очень глубокую и остался жив.
Искупление кровью
На подъезде к вокзалу Новосибирск-Главный один из пассажиров поезда «Москва – Новокузнецк» сделал себе форменное харакири. Этого чудаковатого жителя Прокопьевска заинтересовал столовый нож, которым его соседи по купе резали хлеб к обеду. Сказавшись ценителем красивого холодного оружия, мужчина схватил его и вонзил себе в живот. Врачам и милиции совершенно трезвый пострадавший объяснил, что хотел умереть прилюдно и ярко. Рана оказалась не смертельной.
По-японски проститься с мерзостью жизни решил и 32-летний безработный житель Перми. Всю осень мужичок находился в запое. Но в ноябре алкоголик вдруг очнулся, посмотрел на летящий мимо окна белый снег, и так ему от этой чистоты и свежести мозги защемило, что попытался он покинуть грешный мир при помощи древнего японского ритуала. Нож-то самоубийца себе в брюхо вогнал, но жить, по утверждениям врачей, будет еще долго.
Некоторые поразительные примеры харакири подают китайско-украинские граждане. Так, 4 сентября, у барной стойки столичного киевского ресторана «Мандарин», что на улице Набережно-Крещатицкой, покончил жизнь самоубийством 23-летний повар-китаец Сянь Ян Фу. По словам очевидцев, парень схватил 30-сантиметровый широкий кухонный нож, выкрикнул по-русски «Я люблю тебя, Родина» и располосовал себя чуть не напополам. Какую родину имел в виду несчастный: Россию, Украину или Китай – погибший пояснить уже не сумел.
Кстати, символом самурайского кодекса «бусидо» («путь воина») служат цветы вишни сакуры. Лепестки вишни, падающие на доспехи средневекового воина или на комбинезон летчика-камикадзе, означают, что самурай уходит из жизни, не поступаясь своей честью, как цветы сакуры – своей свежестью. Самоубийства остались в чести у японцев и во времена экономического чуда. Так, например, совершил харакири начальник пожарной охраны порта Иокогама – этим актом он взял на себя ответственность за гибель двух подчиненных при взрыве одного из горевших пакгаузов. Когда же на правительственном приеме в Токио левый экстремист ударил ножом американского посла, начальник столичной полиции покончил жизнь самоубийством, выразив этим признание своей вины.
Увидеть Эльбрус и умереть
Также не возбраняется японцам уходить из жизни в порыве восторга. Например, 9 октября 66-летний японский турист пытался сделать себе харакири на вершине Эльбруса. В Россию он приехал в составе группы альпинистов. Никто из его спутников не заметил ничего странного в поведении мужчины. Но как только группа поднялась на вершину, японец выхватил спрятанный под курткой короткий самурайский нож и недвусмысленно собрался стартовать к близким небесам. Предотвратить самоубийство успели сопровождавшие японца российские проводники. По словам руководителя спасательной службы Эльбрусского района Бориса Тилова, «самурая» благополучно спустили с вершины и отправили в Японию.
Однако наши русские самураи-самоубийцы даже в такой возвышенный и поэтический акт, как харакири, умудряются внести долю черного юмора. Недавно в одно из отделений милиции Туапсе поступило сообщение, что на стройке рабочими найден труп мужчины. Погибшим оказался местный сторож. От чрезмерной дозы выпитого в ночь дежурства спиртного у него явно «поехала крыша»: мужчина разбил бутылку и осколком вскрыл себе живот.
Всю ночь рядом с ним находился лишь кобель. За страсть к пиву строители прозвали его Пивычем. В какой-то момент пес, видимо, почуяв запах крови и спиртного, набросился на еще живого хозяина. Собака сожрала у него часть выпавших кишок. В результате она два дня находилась в алкогольной коме, а на третий день сдохла.
Восток – дело острое
В Европе традиция суицида начала формироваться с античности. Право предать себя смерти признавалось лишь за свободными мужами, да и то в некоторых случаях: осужденные преступники, военачальники, потерпевшие поражение в битве. В Афинах было необходимо получить у ареопага разрешение на отравление себя ядом цикуты из городских запасов.
Каждый народ по-своему оправдывал добровольный уход из жизни. Галлов и германцев пугали старость и немощь. Загибаться от старческих хворей считалось позорным и среди готов и кельтов. Умершие «своей» смертью люди лишались почестей при похоронах. Поэтому воины, чувствуя, что их физический расцвет завершается, бросались в море со «скалы предков».
В Средние века утвердившаяся христианская мораль, более не нуждавшаяся в мученичестве, объявила суицид преступлением против бессмертной души. В случае неудачных попыток самоубийцам грозили тюремное заключение, и – пойми этих законников! – смертная казнь.
Совсем не так дела обстоят на Востоке.
В Индии самоубийство было и остается одной из характерных особенностей ритуальной жизни. Там считается, что лучшая жертва, которую человек может принести богам, – он сам. Это открывает дорогу в вечность. Там исходили из понятий чести, долга и улучшения кармы. Поэтому и сейчас практикуются обряды сати (самосожжение вдов) и дикша (принесение себя в жертву богу).
Япония же прочно занимает позиции мирового лидера и по средней продолжительности жизни, и по высокой статистике суицида. Все виды самоубийств в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия.
«Докуяку дзисацу» – самоубийство ядом или снотворным, «дзисю дзисацу» – утопление, «тоосин дзисацу» – броситься с высоты. «Харакири» («сэппуку»), дословно «разрезание живота» – самый известный национальный вид ритуального самоубийства. Харакири широко распространились в Японии с XII века. Самый известный случай современного сэппуку – гибель японского писателя Юкио Мисима в 1970 году. Мисима мечтал о возрождении истинно японских «имперского духа» и твердости.
Между прочим, с конца 1990-х годов в Стране восходящего солнца покончили жизнь самоубийством более 130 чиновников, заподозренных в коррупции.
КСТАТИ
В 1990-2000 годы Литва вышла на первое место в мире по числу самоубийств. Психологи объясняют это тем, что во время войны и сразу после нее в республике существовал настоящий культ самоубийства. Это было как бы альтернативой безысходной жизни между молотом и наковальней воюющих держав.
С 1993 года, когда страну статисты впервые поставили на первое место в мировом суицидальном рейтинге, литовский самоубийца превратился в главного персонажа анекдотов. Например:
«Звонок по телефону.
- Здравствуйте! Доставьте, пожалуйста, три пончика и колу по адресу...
- Извините, но это телефон доверия!
- Тогда немедленно доставьте мне эти пончики! Или я покончу жизнь самоубийством!».
|