КОЛИЧЕСТВО ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ПОСТ ОБЫЧНО НЕ ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО
Не исключено, что наступающие президентские выборы окажутся самыми многолюдными в истории России. И вовсе не по количеству избирателей, дошедших до урн. Уж с этим компонентом вряд ли возникнут затруднения. Выборы-2008 могут войти в историю по рекордному числу соискателей поста главы государства.
Единственное препятствие к тому, чтобы выборные бюллетени от 2 марта 2008 года оказались похожи на разворот газеты «Правда», - довольно жёсткое наше законодательство. Кандидаты, заявившие о своём участии в избирательной кампании в порядке самовыдвижения, обязаны за определённый срок собрать 2 миллиона подписей в свою пользу. Впрочем, зная некоторые фамилии желающих баллотироваться, можно предположить, что с этой задачей они смогут справиться.
И вот тогда электорат поразиться обилию квадратиков, в которые можно поставить галочки…
А ведь в прошлые разы, когда страна выбирала себе руководителя, в бюллетенях фигурировало гораздо меньше фамилий, нежели могут вместить в себя листы для голосования-2008. И даже количество граждан, потерпевших неудачу на стадии регистрации своей кандидатуры в те годы, наверняка окажется меньше того, что покажет Центризбирком в январе, когда будет принимать решение о регистрации желающих посоревноваться с Медведевым и Зюгановым.
Вот что нам говорит история.
В 1996 году в первом туре выборов президента с разной долей успешности поучаствовало 11 кандидатов. Ещё один – Аман Тулеев – отвалился за три дня до даты голосования, сняв свою кандидатуру в пользу Зюганова и всё равно успев получить 308 голосов избирателей, решивших отдать свои бюллетени именно Тулееву.
Напомним пятерых явных аутсайдеров, отметившихся своими небольшими процентами на тех выборах: Владимир Брынцалов – 0,16%, Юрий Власов – 0,2%, Мартин Шаккум – 0,37%, Михаил Горбачёв – 0,51%, Святослав Фёдоров – 0,92%. Примечательно, что все они по отдельности набрали меньше, нежели «Против всех» - самый одиозный кандидат, до последнего времени участвовавший во всех выборах на территории России. Одиннадцать лет назад однозначно «против» проголосовало полтора процента всего электората.
Хотя, смеха ради, можно и предположить, что эта самая «полторашка» вполне могла бы рассосаться по тем 78 кандидатам в кандидаты, выдвинутым инициативными группами, которые планировали участвовать в выборах…
В 2000 году, когда Ельцин устал и ушёл, с и.о. президента Владимиром Путиным мерялись силами 10 человек. И в этот раз пять явных неудачников гонки по отдельности отметились меньшим количеством бюллетеней, чем пресловутый «Против всех». Вот эти люди, во всём своём разнообразии: чеченец Умар Джабраилов – 0,1%, малозаметный политик Алексей Подберёзкин – 0,13%, наверное, самый голый генпрокурор в мире Юрий Скуратов – 0,43%, отличный режиссёр Станислав Говорухин – 0,44%, женщина Элла Памфилова – 1,01%.
Однако не только этими фамилиями памятны те выборы. Также, пусть и в значительно меньшей степени, они памятны гражданами, не прошедшими регистрацию и, соответственно, не попавшими в бюллетени: московским предпринимателем Таги-заде, помощником депутата Мосгордумы Хрусталёвым, российским политическим деятелем Аксентьевым-Кикалишвили. Кроме указанных персон, в президенты страны метили: безработный Скурихин, безработная Цылина, слесарь Михайлов, атаман Дёмин, бизнесмен Бычкова-Закирзянова, профсоюзный работник Божедомова и так далее. Всего к тем выборам было по представлению инициативных групп зарегистрировано 33 кандидата. Ещё пяти представителям претендентов было отказано в регистрации, а семь групп отозвали свои документы.
В 2004 году по понятным причинам не слишком большое число граждан пожелало составить конкуренцию действующему президенту. И, по тем же причинам, из шести участников голосования пять оказались явными неудачниками: Сергей Миронов набрал 0,75%, Олег Малышкин – 2,02%, Ирина Хакамада – 3,84%, Сергей Глазьев – 4,1%, Николай Харитонов – 13,69%. Ещё один фигурант – анекдотичный Иван Рыбкин – снял свою кандидатуру примерно за неделю до голосования. Виктор же Геращенко получил отказ в регистрации ещё в январе того года и, соответственно, никак не мог значиться в бюллетенях.
Ещё два человека – известных, кстати, по участию в предыдущих президентских гонках – не предоставили необходимые по закону подписи и скоропостижно сошли с дистанции. Эта парочка – Владимир Брынцалов и Анзори Аксентьев, на каком-то этапе утративший вторую часть фамилии – Кикалишвили…
Как видно из истории вопроса, в выборах, даже при всей очевидности своего поражения, может вполне серьёзно участвовать более десятка человек.
В кампании-2008 собираются сразиться друг с другом уже несколько десятков энтузиастов-самовыдвиженцев. Вполне вероятно, что десять из них соберут по два миллиона подписей. И даже не потому, что они популярны и уважаемы в народе, а потому, что интерес населения к выборам очевиден и, значит, часть электората может – скуки, любопытства или чувства протеста ради – расписаться в пользу какого-нибудь Рыжкова.
Таким образом, самовыдвиженцы могут попасть в бюллетени наравне с кандидатами от политических партий. Последних уже набирается три штуки – по числу думских сил – от «Единой России», от ЛДПР и обязательно от КПРФ.
Вот так мы и получим 2 марта красивую бумажку, пестрящую фамилиями, именами и отчествами. А победит всего один претендент. И вряд ли – самовыдвиженец.
ИХ НРАВЫ
Служба Gallup недавно провела очередной опрос, в рамках которого граждане США должны были определить, готовы ли они отдать свой голос «нетипичному» кандидату в президенты. В свете того, что в президентских выборах в России собирается участвовать множество «нетипичных» для текущей политической ситуации самовыдвиженцев, любопытно оценить результаты данного опроса – насколько они могут служить путеводителем по кандидатам для отечественного избирателя.
Итак, 93% опрошенных американцев готово проголосовать за кандидата-католика. И это объяснимо – в истории страны был единственный глава государства, принадлежащий указанной церкви. Но это был до сих пор уважаемый многими Джон Кеннеди.
Также 93% готово отдать голоса чернокожему кандидату. Удивительная цифра, которую можно объяснить разве что тем, что негры никогда не были руководителями Соединённых Штатов. Во многом, наверное, поэтому Белый дом и называется Белым.
91% респондентов согласно проголосовать за кандидата-еврея. Здесь надо отметить, что представители этого народа никогда не были президентами США. Хотя это и не отменяет факт насыщенной событиями дружбы Вашингтона и Иерусалима.
86% готовы отдать свой голос женщине. 86% - выходцу из стран Латинской Америки. 80% - мормону. Стоит ли говорить, что ни женщины, ни латиносы, ни прихожане церкви святых последних дней также никогда не были резидентами Белого дома.
Но дальше – ещё хлеще. 56% американцев, если верить опросу, готовы проголосовать за кандидата-гомосексуалиста. Местные историки считают, что однажды президентом США уже был извращенец – речь о Джеймсе Бьюкенене, правившем с 1857 по 1861 год.
Ещё меньше, 46% респондентов могут отдать свои голоса кандидату-атеисту. Очень показательна шкала ценностей американского общества: отсутствие веры в бога более предосудительно, нежели отсутствие тяги к противоположному полу.
Кстати, эти опросы Gallup проводит с конца 30-х годов прошлого века. И в динамике видно: граждане США становятся всё менее традиционны в политических пристрастиях. Скажем, в 1937 году за еврея готово было проголосовать только 46% опрошенных.
|