Героиня сентиментального романа и знаменитый атлет стали символами разных периодов истории этого московского района
Немногим более столетия назад на месте нынешнего автомобильного завода «АМО-ЗИЛ» еще росла знаменитая Тюфелева роща. Она состояла из огромных сосен и елей, являясь реликтом первобытного леса, в древности окружавшего Москву. С севера, запада и юга лесной массив огибала Москва-река, придавая этим местам еще большую живописность. Вплоть до конца XVIII века Тюфелева роща имела статус царских охотничьих угодий. А затем приобрела известность, как излюбленное место прогулок москвичей.
Бедная Лиза
В 1792 году увидела свет небольшая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза». Ее сюжет прост и незатейлив. Красивая, но бедная девушка влюбилась в молодого аристократа Эраста. Тот сначала отвечал ей взаимностью, но потом предпочел другую, из своего круга. Не сумев пережить измены любимого, Лиза – так звали «бедную селянку» - утопилась в пруду, который находился рядом с ее скромным домиком.
Успех повести был фантастический. Он удивил даже самого писателя, который признавался: «Сочинил я сказку весьма незамысловатую, но столь счастливую для молодого автора, что тысячи любопытных ездили и ходили искать следов Лизиных».
Найти эти следы было несложно. В своей повести Карамзин весьма достоверно описал окрестности Тюфелевой рощи. Лизу с ее престарелой мамой он поселил возле стен расположенного неподалеку Симонова монастыря. Роковой пруд находился в районе нынешней площади у станции метро «Автозаводская». Первоначально он назывался Лисий, но на протяжении всех последующих десятилетий все знали его, исключительно как «Лизин пруд». Многочисленные деревья, окружавшие его, были исписаны и изрезаны надписями сострадания к несчастной красавице. Например, такими:
В струях сих бедная скончала Лиза дни, Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!
Впрочем, по свидетельству современников время от времени здесь появлялись и более ироничные послания:
Погибла здесь в пруду Эрастова невеста, Топитесь, девушки, и вам тут много места.
Наряду с прудом, столь же популярным местом паломничества стала и Тюфелева роща. Светские дамы каждую весну специально ездили сюда собирать ландыши, точно так, как это делала героиня их любимой повести.
Тюфелева роща исчезла в начале ХХ века. Однако, вопреки существующему мнению, истребили ее вовсе не большевики, а представители прогрессивной русской буржуазии. 2 августа 1916 года здесь прошла церемония торжественной закладки первого в России автомобильного завода. Предприятие под названием Автомобильное московское общество (АМО) принадлежал торговому дому «Кузнецов, Рябушинские и К». Однако Октябрьская революция не дала осуществиться планам предпринимателей. В августе 1918 года еще недостроенный завод был национализирован, а 1 ноября 1924 года здесь из итальянских деталей был собран первый советский грузовик – «АМО-Ф-15».
Силач на ЗИЛе
В начале 1935 года о Тюфелевой роще и бедной Лизе уже никто не вспоминал. Автозавод имени Сталина – имя вождя было присвоено предприятию в 1931 году - переживал второй этап реконструкции. Территория предприятия напоминала гигантский муравейник. Однако появление нового работника не осталось незамеченным. Крупный, высокий мужчина с огромными мускулами заметно выделялся на фоне остальных рабочих. Вскоре выяснилось, что это - знаменитый силач Александр Гликин, присланный на завод по личному распоряжению наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Свои феноменальные способности Гликин смог продемонстрировать уже в первый день работы.
Бригада такелажников пыталась с помощью грузовика переместить многотонный станок из одного цеха в другой. Нынешних асфальтовых зиловских магистралей тогда не было и в помине. Автомобиль отчаянно буксовал. В результате сначала застрял станок. Затем и грузовик увяз в земляном месиве по самые рессоры. Работа остановилась. Решили позвать Гликина.
Богатырь молча осмотрел станок. Примерился, взялся и приподнял его с одного конца. Грузчики остолбенели. «Чего стоите? Подкладывайте бревна», - закричал им Гликин. Разобравшись со станком, богатырь вытащил и грузовик. Очевидцы утверждали, что Александр вырвал его из трясины одним лишь движением плеча.
Как и все знаменитые силачи тех времен, свою карьеру Гликин начинал в цирке. В луганском шапито, где он выступал в начале 20-х годов, ему не было равных среди борцов-профессионалов. Был у Гликина и свой «фирменный» номер, выдержанный в жестоких традициях цирка того времени. Он ставил себе на голову огромную гранитную плиту, а энтузиасты из числа зрителей колотили по ней тяжелым кузнечным молотом. После такого аттракциона вся голова у силача была в синяках. Зато успех был просто ошеломляющим.
В 1930 году Гликин переехал в Ленинград. Один из руководителей Путиловского завода уговорил его поучаствовать в реконструкции предприятия. Силач с успехом заменял дефицитное в ту пору грузоподъемное оборудование. Были у Гликина и личные мотивы для такого переезда. Он собирался поступать в Ленинградский институт физкультуры. Комиссия специалистов, проверившая его физические данные, вынесла заключение: если Александр полностью сосредоточится на занятиях спортом, то ему по силам установить такой мировой рекорд по поднятию тяжестей, который не будет побит в течение ближайших 500 лет.
Но спортивная карьера Гликина не состоялась. Нарком Орджоникидзе, прослышавший о феноменальном силаче, разыскал его и уговорил потрудиться на благо индустриализации страны. Другого наркома – Анастаса Микояна - обязали обеспечить богатыря специальным ежемесячным пайком. В него входили: 40 килограммов мяса, 12 килограммов масла, 10 килограммов сахара, 20 килограммов рыбы. Кроме того, силач ежедневно поглощал около 3 килограммов хлеба.
Гликин устанавливал гигантские прессы в Таганроге, двигал станки на заводе «Арсенал» в Киеве, переносил паровые котлы на ленинградском «Красном треугольнике». Около года он проработал на московском автозаводе. Затем его перевели на какое-то закрытое оборонное предприятие.
На ЗИЛе он вновь появился лишь в начале 60-х годов. Его, уже пенсионера, снова потянуло на старые места. Гликина зачислили такелажником механомонтажного цеха. В своем преклонном возрасте он сохранил отличную физическую форму и продолжал удивлять всех феноменальной силой. Одного жаль - мировых рекордов Гликин так и не установил.
Ныне имя легендарного силача практически забыто. Лишь отдельные упоминания о нем можно разыскать в пожелтевших подшивках старых заводских многотиражек. А ведь все могло сложиться по-другому. Не случись той исторической встречи с наркомом Орджоникидзе, Гликин наверняка разделил бы славу Ивана Поддубного и других мировых знаменитостей. Впрочем, как принято говорить, история сослагательного наклонения не имеет...
|