На протяжении столетий Сухарева башня была окутана ореолом мистики и тайн
Стрелецкий бунт
Не было в старой Москве сооружения более загадочного, чем Сухарева башня. Между тем своим появлениям она обязана событиям светским и вполне обыкновенным – борьбе за российский престол.
В кратком изложении они выглядят так: 8 августа 1689 года юный царь Петр, предупрежденный о готовящемся бунте стрельцов, спешно покинул Преображенское и отправился искать защиту за стенами Троице-Сергиева монастыря. За ним последовали верные полки его потешной армии – Преображенский и Семеновский. Вскоре к ним присоединился стрелецкий полк Лаврентия Сухарева, несший службу у Сретенских ворот Москвы.
Исход этого противостояния хорошо известен: Петр I окончательно утвердился в качестве единоличного правителя России. Царевна Софья, подстрекавшая стрельцов к бунту, была заточена в монастырь. Москва же украсилась еще одним архитектурным сооружением. В 1692 году у Сретенских ворот было закончено строительство сторожевой башни, которая получила название Сухаревой. Считается, что таким образом царь выразил признательность верному полковнику.
Школа навигацких наук
Свое оборонительное значение Сухарева башня вскоре утратила, и в 1700 году здесь разместили Навигацкую школу. Именно в это время здесь впервые появился граф Яков Вилимович Брюс, чье имя с тех пор неразрывно связано с историей башни.
Яков Брюс – один из ближайших сподвижников Петра I, был представителем старинного шотландского рода, но родился в России. Его отец – артиллерийский полковник Вилим Брюс еще до рождения сына покинул родину и поступил на службу к царю Алексею Михайловичу. Брюс-младший пошел по стопам отца и тоже стал военным. В его послужном списке – участие в Полтавской битве и других сражениях Северной войны. В итоге Яков Брюс дослужился до чина генерала-фельдмаршала, стал сенатором, а в 1721 году получил титул графа. Однако военная служба не помешала Брюсу стать одним из самых образованных людей своего времени. Круг его научных интересов был необычайно широк. Он интересовался химией и астрономией, математикой и ботаникой, свободно говорил на нескольких европейских языках.
При этом Брюс интересовался не только академическими, но и оккультными науками. Например, серьезно увлекался астрологией.
В 1709 году был опубликован знаменитый «Брюсов календарь», который представлял собой астрологический прогноз, рассчитанный на сто лет вперед. Там содержались самые разные сведения о грядущих событиях: погоде, урожаях, войнах и мире. Кроме того, Брюс давал немало полезных советов о том, в какие дни надлежит «морем странствовать, рыбу ловить и браки заключать».
После смерти Петра I граф покинул государственную службу и окончательно поселился в Москве. С тех пор научные изыскания стали главным делом его жизни.
Необычные для того времени занятия Брюса, а также голубой «дьявольский свет», который периодически начинали излучать окна его лаборатории, оборудованной им на верхних этажах Сухаревой башни, вскоре создали ему репутацию колдуна и чернокнижника.
Полеты на железном драконе
Легенды, сложенные о Брюсе народной молвой, поражали воображение современников. Наиболее распространенная из них повествовала о том, как Брюс сконструировал для себя механическую куклу-служанку, придав ей облик девушки необычайной красоты. Она умела делать всю работу по дому: убирала комнаты, готовила еду, подавала кофе. Единственное, чего не смог добиться Брюс, – научить ее разговаривать.
Тем не менее любви прекрасной девушки старались добиться многие молодые аристократы. Брюсу, который безуспешно пытался убедить их, что это не человек, а кукла, они не верили. Отчаявшись что-либо объяснить, граф вытаскивал из прически служанки какую-то шпильку, и девушка рассыпалась на глазах у всех, превращаясь в охапку живых цветов. Женихи тотчас исчезали, а Брюс вздыхал и принимался снова собирать по частям свою замечательную служанку.
Брюсу приписывалось еще немало необычных поступков и таинственных историй. Говорили, что по ночам у него в башне собиралась всякая нечистая сила: черти и привидения. В ночь полнолуния на крыше Сухаревой башни появлялся настоящий дракон, и Брюс облетал на нем спящий город. По другой версии свои ночные полеты Брюс осуществлял на огромной стальной птице.
День без вранья
Яков Брюс умер в апреле 1735 года. К тому времени Навигацкую школу уже перевели в Петербург, а в Сухаревой башне разместились адмиралтейские конторы и судейские палаты. Однако имя таинственного графа по-прежнему было неразрывно связано с этим местом.
В начале XIX века рядом с башней возник знаменитый Сухарев рынок. Это произошло сразу после войны 1812 года, когда в Москву вернулись бросившие свои дома жители. Горожане, кто как мог, пытались разыскать имущество, разграбленное за время их отсутствия. Чтобы избежать волнений среди населения, генерал-губернатор граф Ростопчин издал указ, согласно которому «любая вещь, откуда бы она взята ни была, является неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ею владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном месте, а именно на площади против Сухаревой башни». Уже в первое воскресенье после указа площадь была запружена горами награбленного имущества.
С течением времени Сухаревка превратилась в большой рынок – злачное место, столь любимое Гиляровским и другими искателями острых ощущений. Среди местного преступного сообщества существовал странный обычай. 11 апреля, которое считалось днем рождения Брюса, действовало неписаное правило: «Ворованное барахло не толкать, щипачам по чужим карманам не рыскать, торговцам не голосить и покупателей не обирать, иначе Брюс накажет – обездвижет руки и язык…» Сухарева башня до наших дней не сохранилась. Ее снесли в апреле 1934 года. Официальная мотивировка звучала так: мешает движению транспорта. Чем руководствовались власти на самом деле – неизвестно. Как гласит предание, Сталин лично контролировал разборку здания, во время которой рабочим было велено искать тайники и клады. И действительно, в стенах башни удалось обнаружить немало спрятанных там старинных книг. Но самой главной – Черной книги колдуна Брюса – так и не нашли.
Впрочем, надежда раскрыть тайны Сухаревой башни еще остается. В 1990-х годах диггеры и «черные археологи» обнаружили под Сухаревской площадью многочисленные подземные ходы, попасть в которые можно было из подвалов старых домов, расположенных на Сретенке и в близлежащих переулках. С тех пор минуло полтора десятилетия, и теперь здешним андеграундом заинтересовались уже городские власти. Так, на своей пресс-конференции в сентябре этого года главный археолог столицы Александр Векслер заявил: «Основание башни сохранилось. Сейчас там ведутся изыскания. Возможно, будут найдены подземные ходы, проложенные к дому Брюса на Мещанской улице». А главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в свою очередь предложил создать под Сухаревской площадью подземный музей, целиком посвященный знаменитой башне.
Алексей БУКИН
|