Работник в экономической системе является формой ресурсов, наравне с ресурсами материальными. Корпорации высоко ценят свои «человеческие ресурсы», в советской терминологии «кадры». На первых этапах индустриального развития материальные ресурсы считались важнее ресурсов человеческих, поэтому в этот период, эксплуатация, как на Западе, так и в России, была откровенно бесчеловечной.
Сегодня работник становится более ценен, чем материал или машины, с которыми он работает, не только его квалификация, но и его психологическое состояние принимается в расчет, поэтому эксплуатация и контроль приобретают с каждым десятилетием все более цивилизованные, гуманные формы.
Компании предоставляют своим работникам кондиционированные помещения, удобную мебель, бесплатный кофе, печенье, фильтрованную воду, доставляет ланч из ближайшего Макдоналдза и подслушивают телефонные разговоры между работниками, скрытые и открытые видео камеры следят за каждым движением.
По данным Американской Ассоциации Менеджмента 2006 года, 80% всех корпораций имели средства активной слежки за своими служащими. Прослушиваются и записываются до 40% всех телефонных разговоров, всей электронной почты. Видео камеры слежения устанавливаются не только в рабочих помещениях, но и в кафетериях и туалетах кампаний.
Ford, Polaroid, Proctor&Gamble, посылают своих работников на курсы «повышения человеческого потенциала» (human potential), проводимые корпорацией New Age. Как пишет Wall Street Journal, «большинство программ имеют одну простую задачу - увеличить производительность труда».
«Повышение человеческого потенциала» - это тщательно разработанные методики, увеличивающие коэффициент полезного действия работников, или, как называют эту заботу о работнике в просторечии, «выжимание пота».
Сегодня, судя по массовой прессе, не существует классовых конфликтов, характерных для первой половины ХХ века. Тогда, в конфликте интересов корпораций и работников, принимали активное участие профсоюзы, возглавлявшие рабочее движение и добившиеся введения многочисленных законов о защите труда.
Сыграв значительную роль в первой половине века, во второй его половине профсоюзы начали терять свою популярность и почти ушли со общественной сцены. Утрата профсоюзами силы и влияния была связана не только с тем, что трудовое законодательство более эффективно начало выполнять ту роль, которую когда-то выполняли профсоюзы, но и с утратой профсоюзами доверия в рабочей среде.
В 1980-ые годы начались громкие процессы над главарями мафии и были выявлены тесные связи между отдельными профсоюзами и мафиозными группами, и это стало последней каплей недовольства профсоюзами в рабочей среде. Еще до уголовных процессов над профсоюзными лидерами было очевидно, что профсоюзы не столько защищают интересы работников, сколько свои собственные интересы - удержание власти.
В борьбе с менеджментом корпораций лидеры профсоюзов претендовали на свою долю контроля над производством, который использовали для личных целей, и, в процессе, перестали отличаться от работодателей в своих задачах - интенсификация труда, поддержание трудовой дисциплины, и превратились в младших партнеров менеджеров корпораций. Американские профсоюзы стали тем же инструментом поддержания статус-кво, каким были профсоюзы в Советском Союзе.
С исчезновением профсоюзов значительно повысилась интенсивность труда, уменьшилась оплата, исчезли многочисленные социальные программы, проводившиеся корпорациями для своих работников, и угроза увольнения, без какой-либо мотивации со стороны работодателя, превратилась в реальность для всех уровней работников. Корпорации стали более продуктивны, их доходы растут и, хотя, где-то далеко и глухо звучат голоса протеста против ужесточения условий труда, они почти не слышны, за ними нет организованной силы.
Социальная несправедливость перестала быть темой яростных дебатов, проходивших еще недавно, в 50-70-ые годы. Социальная мобильность, постоянные смены места работы, характерные для индустрии сервиса, - а именно сервис, обслуживание, становится доминирующей индустрией постиндустриального общества, - заглушает протест.
В период индустриального развития промышленность использовала миллионы работников, часто занятых на одном и том же заводе, фабрике, десятки лет. В атмосфере постоянных контактов формировалась рабочая солидарность и осознание несправедливого распределения результатов труда. Сегодня средняя продолжительность работы на одном месте не более 2-3 лет. Мобильность экономики не дает возможности устанавливать прочные связи между людьми, каждый работник существует в социальном вакууме, а в одиночку бороться с «Организацией» он не может. Сегодня свои права работник должен защищать сам.
Освободившись от опеки профсоюза, оставшись один на один с корпорацией, работник может использовать законы о защите труда и обратиться за помощью к адвокату, на оплату которого у подавляющего большинства просто нет средств. Одиночка не может противостоять организации, интересы которой защищают целые армии высококвалифицированных и высокооплачиваемых адвокатов, умеющих манипулировать законом в своих интересах, и в этой свободной конкуренции одиночки и организации, как всегда, выигрывает сильнейший.
Но и сами законы о труде сформулированы таким образом, что дают все преимущества работодателю. В 1886 году было принято законодательство, давшее корпорациям те же гражданские права, что и отдельному индивиду. Права на участие в конкуренции у индивидуального предпринимателя и у корпорации, с сотнями работников и огромным капиталом, стали равными, а ущемление прав корпораций, в глазах закона, стало равноценным нарушению прав индивида в свободной экономической игре. Работник же корпорации не может иметь своих индивидуальных прав, так как они должны совпадать с правами корпорации, которая его эксплуатирует.
В 1994 году медицинская сестра, подала в суд на госпиталь, который уволил ее за критическое замечание в адрес администрации. В разговоре с коллегой она осудила практику администрации, переводящей сестер из одного специализированного отделения в другое, что, по ее мнению, приводило к многочисленным ошибкам из-за незнания медицинского персонала одного отделения специфики работы другого. Коллега сообщила администрации о содержании разговора. Сестра была уволена. Формулировка причины увольнения: «отсутствие поддержки административных решений руководства больницы».
Верховный суд США, куда обратилась уволенная медсестра, нашел причины увольнения вполне обоснованными: «Когда работник, получающий зарплату от организации, открыто выражает мнение противоречащие мерам по эффективности организации, он может быть уволен». После увольнения сестра имела законное право выражать свое мнение свободно. Но где? Медсестра попала в черный список, закрывший перед ней двери всех больниц в стране.
Корпорации должны быть свободны в использовании своиx человеческие ресурсoв - от этого зависит их успех в конкурентной борьбе.
Авиа-индустрия после 11 сентября 2001 года объявила о необходимости финансовой поддержки государства, иначе будут уволены около сотни тысяч работников. Авиа-кампании получили государственные субсидии в размере 15 миллиардов долларов и уволили 115 тысяч работников.
Для корпораций конкурентная борьба проходит не в сфере приспособления к потребностям рынка, а за государственные дотации, правительственные контракты, за субсидии на развитие производства, за уменьшение налогообложения и другие формы государственной поддержки.
Автор - выпускник Колумбийского университета, M.A in Cross-Cultural Understanding, M. E. in Information Processing. Руководил различными программами культурной адаптации русских иммигрантов в США в течении десяти лет. Проводит экскурсии по США и Канаде в течении 15 лет, написал несколько путеводителей по США и Канаде. Сейчас он готовит новую книгу – об американской мифологии.
|