|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №117 ТЕМА НОМЕРА |
ШЕСТЬ РУБЛЕЙ ЗА КРОВЬ АНТИКРИЗИСА |
Цена на нефть упала в разы. Цена на бензин понизилась на копейки. В США на наши деньги литр стоит 14 с половиной рублей (подешевев с лета на 60%!). В России, где все остальные цены совсем не американские (не говоря уж о зарплатах), - бензин на четверть дороже.
Цена на топливо - существенная часть себестоимости буквально всех товаров и услуг. От булки хлеба до оплаты квартиры. Бензин - кровь экономики. Снижение этой цены стало бы мощным фактором сдерживания инфляции. Той самой инфляции, которая уверенно толкает страну к экономическому коллапсу.
Ан нет! Цены на бензин замерли, и только в туманной перспективе - некоторое их снижение. Все это напоминает театр абсурда. Звезды этой антрепризы продолжают получать чудовищные гонорары.
Бензин сегодня должен стоить 6-7 рублей за литр. Это его рыночная цена, которую можно установить только нерыночными методами.
Еще вчера (точнее, минувшим летом), когда мы прокачивали эту цену с нефтяниками, это было невозможно. Сегодня (этой весной) есть сразу несколько новых векторов. Во-первых, давайте признаем: мы имеем не просто мировой экономический кризис, а кризис глобализации. Один из очевидных выходов из него является локализация. Слово уже прозвучало. Правда, что это такое – никто не знает. Как, впрочем, никто не успел понять, что такое глобализация - вплоть до того момента, когда выяснилось: если валится все в Штатах, значит, нести тяжесть кризиса будут другие страны.
Вероятно, локализация будет означать создание островов или архипелагов относительно независимых, изолированных экономик. Следовать правилам, навязанным из-за океана, больше не обязательно. Нам нет дела, утонет Америка или нет. Нам важно выплыть самим.
Во-вторых, кризис подсказывает уход от сырьевой экономики. «Нефтяная игла» оставалась притчей во языцех на протяжении многих лет. Но с соблазном легких нефтяных денег государству бороться было невозможно.
Таможенная пошлина приближалась к половине мировой цены, что заставляло нефтяные компании искать добывающие объекты за рубежом, где пошлины не уплачиваются. Налоговая система попросту выталкивала денежные активы нефтяных компаний за рубеж. Налоги в нефтяной отрасли при цене барреля свыше 50$ составляли 72%. Ответом на это было то, что компании разрабатывали только лучшие месторождения и лучшие объекты. То есть шли на выборочную добычу нефти.
В нефтегазовом секторе экономики таилась реальная угроза национальной безопасности. «Федеральный бюджет поставлен в зависимость от мировых цен на нефть и газ. Никакая «заначка» (Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы) не сможет обеспечить устойчивое развитие России при падении мировых цен на нефть», - указывали специалисты. Это было предсказано. Так и вышло.
Сейчас важно не тратить время на прогнозы о восстановлении былой нефтяной синекуры, а выстраивать новую постнефтяную экономику. Парадоксальность ситуации в том. что сделать это можно за счет той самой нефти – переориетировав ее поток с экспорта на внутреннее потребление.
В-третьих, должна измениться роль государства. Просто потому, что она уже изменилась. Никто почему-то не отказался от помощи правительства, которую оно щедрой рукой стало раздавать с началом кризиса. Не отказались – значит, согласились с новыми правилами, условиями игры. Отменить их теперь будет трудно.
На «прямой линии» с россиянами в начале декабря премьер-министр Владимир Путин сказал, что главная причина высоких цен на бензин - желание нефтяных компаний сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. Тогда же он пообещал, что правительство будет снижать налоговую нагрузку на нефтяников - именно это оставалось для них «оправданием» высоких цен. Однако теперь экспортная пошлина на нефть снижена - с января она составляет $119,1 за тонну. Действует новая «цена отсечения» - раньше не облагаемый налогом минимум для нефтяников составлял $9 за баррель, а с 1 января он увеличился до $15. Цены на нефть продолжают снижаться. При 6 рублях за литр нефтяные компании так же будут получать свои доходы - только другие.
«Все теперь сводится к тому, сможет ли государство повлиять на монополистов или нет, - считает Максим Калашников. - Этого можно добиться силовым путем. Только так можно заставить нефтяников умерить свои аппетиты. Тем более что эти нефтяники уже давно в основной массе являются государственными. Дело упирается в то, что Российская Федерация - это гангстерское государство. В свое время шел совершенно случайный подбор кадров. Государственные управляющие стали страдать теми же барскими замашками, что и частные. Чтобы кардинальным образом изменить ситуацию, придется устанавливать административно-плановую систему».
Господин Калашников - большой любитель административно-командной системы, и терминологию можно оставить на его совести. Но факт в том, что молодой русский капитализм может спасти только государство. Просто установив цену на литр бензина в размере 6 рублей.
Механизмы? Вот это как раз и дело государственной машины.
|
|
|
стр.1 |
// HB |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|