Курс на поддержку «белых воротничков», принятый группой депутатов Госдумы, - абсолютно верный, считает заместитель министра промышленности и торговли РФ
Станислав Наумов. Во время кризиса способности, которыми обладают представители интеллектуального труда, могут не только спасти отдельные отрасли, но и вернуть престиж целому ряду профессий.
Станислав Наумов, статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
- Инициатива с «белыми воротничками» – она была очень своевременная. Почему? Потому что очень важно посылать обществу правильные сигналы. Если бы мы с вами год назад сходу начали нагнетать напряженность, вряд ли это было бы правильно. Поэтому я считаю, что вот та последовательность, с которой мы фактически занимаемся адаптацией людей в новой ситуации, – она очень правильная. Инициатива насчет «белых воротничков» – она напрямую вытекала из того, что произошло с нашей промышленностью.
Сегодня мы поняли, что рост прошлых лет во многом определялся спросом на нашу продукцию за рубежом, спросом на продукцию в основном перерабатывающих отраслей промышленности. И мы этим спросом воспользовались, наверное, на все сто процентов. И очень многие предприятия начали процессы технического перевооружения. То есть та прибыль, которую они получали за счет конъюнктуры на свои товары на мировых рынках, – она, в том числе, направлялась на новые инвестиционные проекты.
Но мы вошли в определенный такой период времени, когда на первый план выходит повышение эффективности производства и когда необходимо действительно сокращать издержки. И в том числе надо внимательно смотреть соотношение между различными позициями внутри предприятий.
Кто такие «белые воротнички»? Это люди, которые, в принципе, не должны терять свою работу только потому, что они не умеют махать лопатой. Они должны уметь найти себя в тех сферах, которые по-прежнему будут востребованы.
Какие это сферы? Во-первых, это те же самые IT-технологии, но только уже действительно не с точки зрения формального наличия у предприятия соответствующего программного продукта, а с точки зрения того, что этим программным продуктом пользуются все. То есть это будет востребовано.
Вторая позиция – сотрудники, осуществляющие функции такого, я бы сказал, глобального маркетинга. Ведь сегодня важно не только на внутреннем рынке уметь продавать произведенную продукцию, но и выходить с ней на внешние рынки. И «белые воротнички», если у них есть знание языка, либо они его могут получить, все равно будут востребованы в тех же самых отраслях, но уже в новом качестве.
Третья позиция – все, что касается промышленного дизайна. Но не вообще любого, а преимущественно такого креатива в части организации новых решений, новых идей, новых изделий.
Мне кажется, для «белых воротничков» уже прошло достаточно времени, чтобы определиться. В тех компаниях, где сохраняется соответствующая инвестиционная программа, для «белых воротничков» есть хорошая сфера приложения усилий. Да, наверное, конкуренция усилится, да, наверное, придется быть еще более энергичным. Но это хороший шанс.
Что касается тех компаний, у которых есть проблемы со спросом на их продукцию - там уже запущены за эти полгода программы опережающего обучения, переподготовки. Конечно же, никто не говорит о том, что люди, которые работали в сфере, скажем так, офисов, могут сразу переквалифицироваться в какую-то другую область. Но есть смежные сферы, в которых они вполне могут реализовать себя.
В частности, мы знаем, что сегодня торговля – это та отрасль, где будут создаваться новые рабочие места. Поэтому мы предлагаем «белым воротничкам» сегодня попробовать себя в этой сфере. Можно просто обращаться в соответствующие компании. Мы с этими компаниями ведем на эту тему постоянный диалог о том, чтобы они давали свои заявки на специалистов с начальным уровнем подготовки, средним, высшим. И это позволит людям в общем, безболезненно трудоустроиться, никуда не переезжая. Поскольку «белые воротнички» живут, в основном, в городах, соответственно в городах же и будет развиваться сетевая торговля. Поэтому одна из сфер применения усилий для них – то, что находится во второй части названия нашего министерства промышленности и торговли.
Я могу точно сказать, что никаких неудач и никаких ошибок у нашей рабочей группы, которую создал Владимир Мединский, за это время не было. Был организован диалог сразу между несколькими заинтересованными сторонами. То есть это Государственная Дума, Совет Федерации, наше министерство, коллеги из других министерств и ведомств, бизнес, общественность, средства массовой информации.
Знаете, за эти полгода каждый из нас что-то сделал для того, чтобы превратить некие замыслы в такую нормальную хорошую антикризисную программу. И поэтому я думаю, что само наличие, например, региональных программ опережающего обучения и наличие в них не только временных работ, но и уже среднесрочных программ, – это в том числе результат обсуждения на рабочей группе.
Если вы помните, то на одном заседании возникла идея о том, чтобы люди, занятые на промышленном производстве, могли получить возможность вести преподавательскую деятельность, наставническую деятельность. Это одна из идей, которая, на мой взгляд, носит перспективных характер. И мне кажется, что очень многим «белым воротничкам», которые работали в каких-то небольших фирмах и агентствах, имеет смысл подумать о том, чтобы пойти работать учителями русского языка, литературы, истории. Дальше уже задача общества вернуть престиж этой профессии. И поменять имидж этой профессии – учителя средней школы. Это очень важно.
Точно так же мы можем, как ни странно, возродить систему профессионально-технического образования. Если там появятся люди, которые являются мастерами своего дела, – такое возрождение более чем реально.
А сфер для применения талантов в профтехобразовании очень много. Ну, например, у нас часовая промышленность нуждается в такой вот постоянной системе подготовки кадров, начиная с самого базового уровня.
Кстати, вот один из примеров того, как наша с вами работа приносит пользу людям, связан с заседанием, на котором присутствовали «белые воротнички», оказавшиеся на грани увольнения. Мне запомнился эпизод с девушкой, которая работал в банковском учреждении, и ее филиал находился на грани закрытия без каких-либо обязательств со стороны работодателя. С моей стороны было совершенно естественной реакцией дать девушке свои координаты, поскольку у нас на то время имелись вакансии, подразумевавшие именно компетенцию в сфере финансов.
Потом мои помощники связывались с этой девушкой. И я так понял, что само то собрание, та атмосфера, которая на нем была, – она вселила в человека уверенность в себе и свои силы. И я был бы рад сейчас сказать, что она уже работает здесь у нас в министерстве. Но, насколько я понимаю, она нашла себя в сфере бизнеса.
Проект ВМЕСТЕ