|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №137 РУССКИЕ |
Русские в поисках русских |
Еще в первой половине XVIII века было собрано большое число известий от племен, населявших Чукотский полуостров (чукчей и эскимосов), о том, что на «Большой земле» (так в первой половине – середине XVIII в. называли Аляску - землю за чукотским мысом) имелось русское поселение. В течение XVIII – начала XIX вв. неоднократно предпринимались попытки найти это поселение. Одной из первых попыток была неудачная экспедиция 1728 г. служилых Афанасия Мельникова и Василия Щипицына «до оные Большие земли».
Со времен Ивана Грозного
В 40 – 60-х гг. XVIII в. сведения о проживающих на «Большой земле» бородатых людях, нравами и обычаями похожими на русских, получены сотрудниками Великой Северной экспедиции. Новый этап поступления информации о поселении связан с картой, составленной Николаем Дауркиным, хорошо образованным чукчей, который в 1765 г. на основе опросных данных составил карту «Северо-восточной Асии и Северной Америки». На этой карте изображено побережье Аляски, река Хеуверен и крепость в устье этой реки.
Сам Дауркин в первом варианте карты не соотносил поселение на Хеуверене с русским поселением, но в дальнейшем именно с этой рекой и этой крепостью ассоциировалось русское поселение. Найти это поселение в 1779 и 1791 г. пытался казачий сотник Иван Кобелев. В ходе своих путешествий он собрал дополнительные сведения от местных жителей о поселении русских. В своем журнале Кобелев пишет: «На оном острову (острове Крузенштерна) главной старшина, именуемой Каймуня Момахунин, объявил о себе якобы он природою американец, и родился в земле американской, а со временем переселились на оной остров. Он между разговорами объявил якобы на американской земле по реке Хеврене острожке называемом Кымговей, жительство имеют российские люди, разговор имеют по российски ж, читают книги, пишут, поклоняются иконам, и прочая собою от американцев отменны ибо у американцев бороды редкие, а и те выщипывают, а у живущих де там россиян бороды густые и большие».
В дальнейшем река Хеуверен (Хеверен, Хуверен, Хеврон, Хутор Верен и др.) изображалась на многочисленных картах Аляски – Кобелева (1779), Шелихова (1791) (рис. 3), Сарычева (1812), Коцебу (1816) и др.
В 1795 г. прославленный миссионер русской православной церкви монах Герман в письме от 22 мая 1795 г. игумену Валаамского монастыря Назарию сообщал о загадочных русских, со времен Ивана Грозного проживавших на Аляске.
Русский городок на пропавшей реке
Активные поиски русского поселения велись в начале XIX века. Практически всем экспедициям по обследованию побережья Аляски в задачу ставился поиск потерянного поселения. По мнению историка А.В.Постникова легенда о русском поселении во многом подталкивала руководство Российско-Американской Компании к активным действиям по обследованию Аляски, особенно территории севернее Алеутских островов.
В 1817 г. рассматривая инструкцию В.М.Головнину в связи с его предстоящим кругосветным плаванием на шлюпе «Камчатка» Государственный Адмиралтейский департамент включил в эту инструкцию: «В Беринговом проливе на американском берегу против губы Св.Лаврентия, по уверению чукчей, находится пространный и глубокий залив, близ коего живет особый род людей, не похожий на американцев, у коего по сказанию чукчей есть и книги и образа, которым молятся. Сей залив, во время бывшей там экспедиции капитана Биллингса, капитан Сарычев намерен был осмотреть; но позднее время и противные ветры тогда ему восперпятствовали, а по сему желательно было бы в случае нахождения Вашего в тех местах, ежели время позволит, исполнить тогдашнее намерение г. Сарычева». В.М.Головнин до этих мест не дошел.
Первым известным европейцем, проникшим в бассейн Кускоквима, был Петр Корсановский (1818), который выполнял «секретное» задание – поиск русского поселения. В его дневнике есть запись беседы с кускоквигмютом (эскимосом с реки Кускоквим) Кылымбаком, который во время своих дальних путешествий на север от Квихпака (Юкона) встречался с бородатыми людьми, одетыми в троеклинки, выделанные из оленьих кож, высокие сапоги и вооруженные медными мушкетонами. Участники этой экспедиции высказывали предположения о том, что если и было поселение русских, то сами жители могли смешаться с местным населением и не отличаться от него ни видом ни культурой. «Хотя мы давно подозреваем, что в Америке живут одноземцы наши, но нельзя полагать, что люди сии, прожившие 170 лет между дикими племенами сохранили прежнюю степень образованности. Французский капитан Пажес, путешествовавший во внутренности Америки, доставил нам сведения, что одноземы его прожив там только 60 лет между дикими американцами, не токмо приняли обычай их, но даже позабыли отечественный язык свой».
В 1821 г. лейтенанту А.П.Авинову была поставлена задача, среди прочих, найти русское поселение на берегах Аляски между мысом Нъюхэм и заливом Нортон. По результатам исследований Авинов и его команда пришли к выводу, что этого поселения не существует, хотя в ходе общения с местными жителями они получили ряд глухих сведений о русских.
В 20-х гг. XIX в. река Хеуверен исчезает с карт Аляски (по всей видимости, после описи адмирала Литке 1828 г.)…
Окончание расследования «Сообщение о перспективах поиска первых русских поселений на Аляске», которое провел Павел Филин, читатель сможет найти в интереснейшем сборнике «200 лет российско-американских отношений», который готовит к выпуску Институт всеобщей истории РАН.
|
|
|
стр.5 |
// ФИЛИН Павел |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|