|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №142 ТЕМА НОМЕРА |
ВЫСОКАЯ КУЧНОСТЬ |
В новом издании «Мифов о России» Владимира Мединского - новые открытия. В «Мифах о России-3» приоткрывается занавес над тайной рождения автомата Калашникова.
Охотников и книга, в которой о нем рассказывается
У меня есть добрая знакомая Валентина Прокофьева, ее девичья фамилия Охотникова. Ее дедушка — а это старая дворянская фамилия — был юнкером в царской армии, впоследствии в годы Великой Отечественной войны руководил коллективом конструкторского полигона по разработке стрелкового оружия. Именно на этом полигоне и был создан легендарный автомат Калашникова.
Конечно, нельзя создать новое оружие с нуля, это всегда плод коллективного и многолетнего труда, долгих и кропотливых усовершенствований. Так вот, как утверждает моя знакомая, наш легендарный конструктор Михаил Калашников был лишь одним из «инженеров бюро», весь коллектив которого разрабатывал разные типы автоматов, в том числе принятый комиссией во главе с ее дедом — полковником Охотниковым в 1947 году легендарный АК-47.
Здесь самое время вернуться к основной теме этой части — «вековой технической отсталости России» и реальному нашему приоритету во многих технических областях.
На самом деле первый в мире полноценный боевой автомат был изобретен в России — инженером царской армии Владимиром Георгиевичем Федоровым. Он был введен в действие уже в 1916 году, в конце Первой мировой войны. Это было автоматическое оружие, которое по своему принципу действия отличалось от имевшихся тогда на вооружении стран Антанты и Германии — в небольшом количестве — так называемых многозарядных полуавтоматических винтовок. Так что Россия дала не только автомат Калашникова, но и автомат как таковой.
К сожалению, это изобретение не имело массового практического применения. 21 февраля 1912 года Николай II, уделявший большое внимание перевооружению армии, лично посетил лекцию Федорова в Михайловском артиллерийском училище. Царь был хороший офицер, имел профессиональное военное образование и в принципе, как потом вспоминал генерал М. В. Алексеев, владел вопросам тактики и стратегии на уровне выше полковника, всю жизнь служившего в армии. Увы, в этом случае царь не проявил дальновидности. А может быть, просто понимал, что этот образец оружия мы не сможем быстро принять на вооружение: автомат еще нуждался в многочисленных усовершенствованиях. В общем, после лекции Государь дал достаточно безапелляционно-негативное суждение: ручное автоматическое оружие не имеет будущности.
Работы прекращены не были, более того, они и далее финансировались из бюджета империи, но содействия Федоров практически не встречал, действовал во многом на свой страх и риск. Вообще, среди кадровых офицеров тогда было модно мнение, что, мол, оружейники идут по пути Левши. Вместо того чтобы совершенствовать имеющиеся хорошие типы оружия, увлекаются какими-то изысками. Фантазеры, в общем.
После революции Федоров перешел на сторону большевиков. Фамилия его так и осталась практически не известной. Но знаменитые имена оружейных конструкторов, которые мы знаем — Шпагин, Стечкин, Токарев, Дегтярев, Судаев, — это прямые ученики Федорова в межвоенный период. Они продолжали идеи Федорова. Калашников учеником Федорова уже не был, но АК-47 — раз витие идеи первого автомата.
Не могу не рассказать одну историю, которая случилась уже в наши дни. Федоров жил и работал в Москве на «Соколе», у него был маленький домик в районе, который сейчас называется поселком художников. Это, как известно, ныне одно из самых дорогих «дачных» мест столицы – единственное широко известное (хотя таких в городе есть еще несколько). Клочок московской территории, застроенный частными домами, рядом с метро «Сокол». Несколько лет назад группа оружейников, офицеров и генералов Военной академии Петра Великого, обратилась к Ю. М. Лужкову с предложением устроить в чудом сохранившемся строении дом-музей Федорова – выдающегося изобретателя, создателя первого в мире автомата. Может быть, сделать там музей русского автоматического оружия. Пока письмо рассматривалось, расписывалось, участок земли был быстренько выкуплен: точнее, землю там купить нельзя, можно купить само строение. Так вот, дом был выкуплен какимто нуворишем, снесен и на месте исторического дома изобретателя автомата сейчас находятся какие-то новорусские палаты. Так деньги побеждают историческую память.
Судьба упоминавшегося выше инженера-полковника Н. С. Охотникова являет собой яркую иллюстрацию к истории нашей страны со всеми ее плюсами и минусами. Его отец, полковник царской армии, умер еще до революции, и два его малолетних сына были отданы — за государственный, естественно, счет — в кадетский корпус, который с отличием закончили. Старший успел послужить в охране самого государя-императора, однако после отречения Николая, как каждый третий офицер, не принял ни одну сторону, ни белых, ни красных, а попросту, разуверившись во всем, уехал за границу. Младший же сын после Гражданской, когда ему исполнилось двадцать с небольшим, пошел на службу в Красную армию. Дослужился до инженера-полковника, закончил артиллерийскую академию и занимался разработками стрелкового оружия. В частности и знаменитого автомата Калашникова.
Я ни в коей мере не отрицаю таланта Михаила Тимофеевича Калашникова, чье имя накрепко связано со знаменитым автоматом. Он, автомат, до сих пор красуется на гербе и флаге Мозамбика. Узнаваемый ствол виден на гербе другой африканской страны – Зимбабве. До 1997 года автомат Калашникова украшал и герб Буркина Фасо. Потом буркинийцы свой герб модернизировали, зато с 2007 года узнаваемый силуэт АК появился на гербе Восточного Тимора. А это уже не Африка, где мальчикам при рождении часто дают имя KALASH, а Азия. И не XX, а XXI век. Самое распространенное стрелковое оружие в мире продолжает свое шествие по государственным символам развивающихся стран.
Надо отдавать себе отчет: каждое изобретение оружия — оно ведь не происходит на голом месте. Изобретатель стоит на плечах своих предшественников, более того, как и с любым видом оружия — работает не один человек, а коллектив конструкторов.
В самолетостроении название крылатой машине присваивается по фамилии руководителя конструкторского бюро. Бюро Туполева — Ту, Яковлева — Як, Илюшина — Ил. В случае с автоматическим оружием была иная практика: название давалось по имени того конструктора, который вел это направление, а не по имени руководителя бюро. Отсюда — Калашников, Шпагин, Стечкин, Судаев — а были еще конкурирующие с АК автоматы Никонова и Коробова. Тот «калашников», что мы знаем сейчас, — это АК-47, потому что он был принят госкомиссией Охотникова в 1947 году, после войны, и поставлен в серийное производство.
Но, повторюсь, помимо некой традиции были и другие, «идеологические» причины, почему для советского автомата «охотников» был бы плохим брендом. АК-47 не мог стать автоматом Охотникова-47.
Во-первых, оружие получалось… из дворян, из старинного дворянского рода (напомню, брат Н. С. Охотникова был офицером личной охраны императора). До сих пор на Остоженке стоит дом Охотниковых. К тому же Охотниковы были до 1917 года еще и буржуинами-капиталистами — известными маслозаводчиками.
После крестьянской реформы полученные от государства компенсационные капиталы они вложили в строительство нескольких маслозаводов. И наряду со знаменитым изобретателем вологодского масла Верещагиным — братом художника Верещагина — вели успешный бизнес, даже поставляли масло за рубеж. При этом работали на этих заводах те же бывшие их крепостные, которые не потянули самостоятельное фермерское хозяйство. Охотниковы поддерживали с ними отношения на протяжении двух поколений. Любопытный факт. После переворота 1917 года, когда озверевшие комиссары в кожанках и с револьверами носились по деревням и ставили всех к стенке, работники этих маслозаводов, бывшие крепостные и дети крепостных Охотниковых, в течение нескольких месяцев с риском для жизни прятали по домам барина с семьей, не выдавая их красным.
Наконец, о самом Н. С. Охотникове. Мало того, что выпускник кадетского корпуса, так еще в свободное от службы время окончил Литературный институт, занимался литературными переводами с трех языков, получал за это приличные гонорары. Барчук, из заводчиков-кровососов, да еще — и гнилая интеллигенция.
Не очень правильный образ.
То ли дело Калашников! Не просто изобретатель, так еще и солдат, из рабочих-крестьян, самоучка, умелец, ни дать ни взять — Левша. Талант рационализатора — что называется, от земли. Пришел из действующей армии, воевал, сам стрелял из разных автоматов и почувствовал собственными руками, что такое хорошо, что такое плохо, какие недостатки и так далее. Совершенно другой типаж. Можно сказать, правильный, позитивный типаж для пропагандистской модели того времени.
Его именем назван действительно идеальный механизм, с замечательными техническими характеристиками, простой до безумия и безумно надежный. Сейчас автомат Калашникова ассоциируется за границей со словом «русские» в той же степени, как, к сожалению, водка. И в большей степени, чем Гагарин, матрешка, балалайка и так далее.
К чести Калашникова надо сказать, что он вел себя всегда порядочно, не забывал своего научного руководителя, всегда поздравлял его с днями рождения. Кажется, несмотря на преклонный возраст, приезжал к нему на похороны.
Однако — увы — Боливар не вынесет двоих. И создателем автомата стал не штабс-капитан Охотников, а сержант Калашников. Да и Бог с ним, с автоматом.
В любом случае — приоритет наш, приоритет России.
Калашников всегда поздравлял Охотникова с днями рождения
|
|
|
стр.1 |
// МЕДИНСКИЙ Владимир |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|