|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №143 ДИАГНОЗ |
Амаркорд республики Сало |
Бенито Муссолини правил Италией с 1922 по 1943 в качестве премьер-министра и с 1943 по 1945 был председателем правительства республики Сало (Итальянской Социальной Республики). Кто-то называет этот период «черным двадцатилетием», кто-то восхищается строем, который создал Муссолини, но не может не вызывать интерес вопрос, как удалось дуче на протяжении более двадцати лет находиться у власти? За счет чего? Настолько ли были сильны идеи фашизма или же все дело в грамотно вытроенной системе пропаганды? Что такое фашистская пропаганда, каковы ее методы, в чем ее эффективность.
***
Еще до того, как Муссолини создал первый «боевой союз» («фашио ди комбаттименто», отсюда название — фашисты) в 1919 году и начал свой стремительный путь к власти, он начал знакомиться с методами воздействия на массы. В 1902 году после недолгого преподавания в младших классах школы он эмигрировал в Швейцарию, где перебивался случайными заработками и начал заниматься профсоюзной деятельностью. Выступления на профсоюзных собраниях, знакомство с видными социалистами того времени, теории К. Маркса, О. Бланки, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше – все это повлияло на взгляды молодого Муссолини. Его мировоззрение той поры представляло собой некий «революционный коктейль», замешанный на желании выдвинуться в лидеры рабочего движения. Он стал писать на антиклерикальные и антимонархические темы.
В 1904 году Муссолини возвращается в Италию, служит в армии, от которой «прятался» как раз в Швейцарии, и открывает собственную газету «Классовая борьба». Помимо этого он продолжает печататься еще в нескольких изданиях, но настоящего успеха добивается только в 1912 году, когда руководство Итальянской Социалистической Партии (ИСП), членом которой он являлся, предлагает Муссолини возглавить «Аванти!» — центральную газету партии. Благодаря своим личным качествам, которые он применил при руководстве газетой, и публицистике, публикуемой в ней, тираж издания за полтора года возрос с 20 до 100 тысяч экземпляров. Когда началась Первая мировая, Муссолини выступил за вступление Италии в войну, что шло в разрез с официальной позицией ИСП. Главного редактора «Аванти!» сняли с его поста и исключили из партии. Но это ничуть не остановило Муссолини, ведь к тому времени у него уже было все, в том числе и средства, чтобы открыть собственную газету. В ноябре 1914 года увидел свет первый номер «Дель пополо д’Италиа» («Народ Италии») поведшую активную провоенную пропаганду. Когда в 1915 Италия объявила войну Австро-Венгрии и Муссолини был мобилизован на фронт, где начал вести дневник, в котором рассказывал обо всех «прелестях» окопной жизни. Страницы из этого дневника регулярно публиковались на страницах «Дель пополо д’Италиа». Так будущий правитель Италии стал самым популярным в стране провоенным публицистом.
После ранения и демобилизации Муссолни вернулся к своей пропагандистской деятельности и в 1919 создал «Итальянский союз борьбы» («Фаши ди комбаттименто»; Fasci italiani di combattimento), на учредительном собрании которого сказал следующее: «Мы позволим себе роскошь быть одновременно аристократами и демократами, революционерами и реакционерами, сторонниками легальной борьбы и нелегальной, и все это в зависимости, места и обстоятельств, в которых нам придется находиться и действовать». Из этого высказывания видно, что новое движение готово было собрать под своим крылом самые широкие народные массы вне зависимости от происхождения и социального положения. Поначалу в союз вошли в основном бывшие фронтовики, но со временем филиалы организации начали появляться по всей стране, и в 1921 году союз был преобразован в Национальную фашистскую партию, 35 депутатов которой во главе с Муссолини прошли в Палату депутатов итальянского парламента.
В 1922 году фашисты провели несколько крупных митингов на севере Италии. На одном из них, в Неаполе, Муссолини в своем выступлении перед шестидесятитысячной толпой открыто заявил: «Программа нашей партии простая: мы хотим править Италией. Настало время фашистам заняться управлением Италией. Оно или будет передано нам добровольно, или мы пойдем маршем на Рим и сами захватим его в свои руки». Так и вышло. Муссолини становится премьер-министром Италии, министром внутренних дел и министром иностранных дел.
Начиная разговор о методах «промывки мозгов» населения Италии после прихода фашистов к власти, стоит начать с системы образования, которая претерпела при Муссолини колоссальные изменения. В начале 20-х годов реформа образования была доверена итальянскому философу, деятелю образования и издателю, основателю философии актуализма Джованни Джентиле. Он, скорее, либерализировал систему образования, чем ужесточил ее. В результате «реформы Джентиле» сократилось общее число обучающихся в школах Италии с 337 тыс. в 1922 году до 227 тыс. в 1926 году, была расширена автономия университетов, преподавателям была предоставлена большая свобода в выборе учебных материалов, форм и методов обучения, новые учебные программы начали носить индикативный, а не нормативный характер, как это было ранее. При этом Джентиле ввел государственные экзамены на всех уровнях получения образования. Эти экзамены явно не сочетались с той образовательной политикой, которую проводил министр просвещения, так как они уменьшали уровень образованных людей в стране и тормозили продвижение по социальной лестнице. Противоречивая реформа даже вызвала студенческие волнения, и в июне 1924 года Джентиле покинул свой пост. 5 декабря 1925 года, выступая на съезде учителей, Муссолини потребовал, чтобы школа на всех ее уровнях учила «понимать фашизм, обновляться в фашизме и жить в историческом климате, созданном фашизмом. Нужно чтобы школа воспитывала характер итальянцев».
Процесс фашизации школы оказался растянутым почти на 15 лет. Он шел по четырем основным направлениям: 1) изменение содержания образования; 2) фашизация внутришкольного распорядка; 3) централизация управления школьной системой; 4) подчинение школ фашистской партию. В 1928 году началась кампания фашизации учебников. В декабре были введены единые учебники для начальной школы, а январским законом 1929 года запрещались все школьные учебники, не соответствовавшие «духу фашизма» . Так началось полное подчинение системы образования интересам фашизма. Вышедшие из печати массовым тиражом в начале тридцатых годов учебники были направлены на стандартизацию мышления молодых итальянцев, на выработку у них милитаристского мышления, воспитывали беспрекословное повиновение режиму. Фальсификации в целях все того же «правильного» воспитания молодежи подверглась история Италии. Из школьных библиотек пропали книги многих классиков мировой литературы. Так, например, Лев Толстой явно не угодил фашистам своими гуманистическими идеями, и его место на библиотечных полках заняли произведения Муссолини. А молитва перед началом школьных занятий заканчивалась словами:«Боже, спаси и сохрани жизнь и здоровье нашего дуче!»
В августе 1933 года Муссолини заявил, что «школа должна быть еще более фашистской». Учителям почти поголовно пришлось вступить в фашистскую партию.
В 1936 году министерство национального воспитания возглавил Дж. Боттаи, который окончательно ужесточил школьные порядки. Сближение нацистской Германии и Италии привело к тому, что из школ стали увольнять учителей еврейской национальности, а школьников и студентов-евреев исключали из их учебных заведений. Основанием для таких мер стал принятый в 1939 году закон «О защите расы в фашистских школах».
Фашизация, конечно же, затронула и университеты, но, как ни странно, в значительно меньшей степени, чем школы. Большинство преподавателей университетов были старыми либералами, ввиду чего в высших учебных заведениях появлялись островки антифашизма, но антифашизма тихого и не выплескивавшегося далеко за пределы коридоров и аудиторий. Степень фашизации гуманитарных факультетов была значительно выше, чем естественных.
Начав с либеральной по своей сути «реформы Джентиле» фашисты в дальнейшем развернули направление своей политики в области образования на 180 градусов. Образовательная система к концу 30-х – началу 40-х представляла собой мощнейший механизм по воспитанию новых фашистов, готовых слепо следовать установкам режима. Но помимо образовательных учреждений на сознание молодых итальянцев оказывали влияние различные молодежные организации. О них пойдет речь в следующей главе моей работы. ***
При фашистах в Италии были три молодежные организации военно-пропагандистского типа: «Балилла», «Авангардисты» и «Молодые фашисты». Главной задачей этих организаций являлась идеологическая подготовка молодых людей к вступлению в фашистскую партию. «Балилла» состояла из самых маленьких фашистов в возрасте до 14 лет, далее следовали «Авангардисты», к которым поначалу относились все молодые люди до 21 года, но потом произошло размежевание с «Молодыми фашистами». «Авангардисты» стали включать в себя молодежь от 14 до 17 лет, а «Молодые фашисты» - с 17 лет до вступления в фашистскую партию (21 год). К моменту, когда человек достигал положенного возраста и мог вступить в фашистскую партию, он уже должен был стать убежденным фашистом, безропотно исполняющим все предписания сверху.
До 1926-27 гг. «Балилла» являлась добровольной организацией. Затем участие в ней стало обязательным, хотя не на сто, а процентов на девяносто. Обязанность записывать детей в «Балиллу» возлагалась на родителей. Членство в молодежных организациях вполне официально имело гораздо более обязательный характер, чем членство в фашистской партии.
Об этом подробно говорил генеральный секретарь коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти в курсе лекций, которые он читал в Москве в годы правления фашистов в Италии. Тольятти был сослан из родной страны, но не понаслышке знал о том, как строится система пропаганды в Италии Муссолини. Так, он, например, сравнивает обязанности члена фашистской партии и члена организации «Молодые фашисты». Тольятти говорит о том, что членство в фашистской партии фактически ни к чему человека не обязывало. От него требовалось раз в год присутствовать на собрании, принимать участие в парадах и по желанию посещать районный кружок. Каждый же молодой фашист обязан был купить и регулярно носить особую форму, посещать специально организованные лагеря, быть готовым к тому, что его в любой момент может вызвать его командир. «Молодые фашисты» имели четкую иерархическую структуру сверху донизу. Молодежные военно-пропагандистские организации носили гораздо более массовый характер, чем фашистская партия. «Уже в 1930 году число членов организации «Балилла» достигло 1300 тыс. членов, тогда как в партии оно в то время едва перевалило за миллион, и это если учесть, что «Балилла» охватывала только определенные возрастные группы – детей от 6 до 14 лет, - в то время как фашистской партии возрастной диапазон гораздо шире. То же самое можно сказать и об организации «Молодые фашисты». С момента основания число ее членов при всех колебаниях сохранялось в пределах полумиллиона, хотя в эту организацию входила молодежь только в возрасте от 17 до 21 года».
Вербовка новых членов молодежных организаций также была построена иначе по сравнению с фашистской партией. Напугать молодого человека тем, что он не получит работу, если не вступит, допустим, в организацию «Молодые фашисты», было трудно. Поэтому действовать приходилось иначе: фашистам приходилось прибегать к бюрократическому нажиму и насилию, чтобы спровоцировать молодежь на «добровольное вступление» в ту или иную организацию. Прежде всего это относится к «Молодым фашистам», т.к. туда вступала наиболее зрелая часть молодого поколения, которую провести было уже не так просто.
Все руководящие посты в молодежных военно-пропагандистских организациях занимали активисты фашистской партии, которые позволяли обеспечить неотрывность молодого поколения от старших, более опытных фашистов. Для политического и военного управления организациями было выделено более 5000 тыс. фашистских активистов.
Работа с молодежью при Муссолини была действительно поставлена на поток. Руководство фашистской партии не хотело потерять новое поколение и делало все возможное, чтобы это не произошло. К 21 году молодой фашист должен был выйти из организации «Молодые фашисты» с уже полностью сформировавшимся мировоззрением. Каждый молодой человек должен был быть готов к самопожертвованию во имя интересов нации и дуче. Как писал известный фашистский публицист Гравелли, «юный фашист должен был научиться жертвовать собой смеясь».
***
Вступление в фашистскую партию официально обязательным никогда за 20 лет правления Муссолини не являлось, но оно давало очевидные преимущества. При приеме на работу, в особенности государственную, этот фактор мог стать решающим. Так, если один из претендующих на некую вакансию был членом партии, а второй – нет, предпочтение отдавалось первому. Врачи, учителя, журналисты – все вступали в партию, потому что знали, что так можно получить более хорошее место. Ну и конечно, только будучи членом фашистской партии, можно было стать членом фашистского профсоюза. А профсоюз – это социальные гарантии, защита от произвола работодателей и прочие привилегии.
Одним из примеров обеспечения социальных гарантий было то, что закон гарантировал бывшим фронтовикам, получившим ранения, работу, если они за ней обращались. В Трентино этот закон относился и к тем, кто в Первую мировую войну был мобилизован в австрийскую армию, а не только воевал в итальянской. Так, например, когда Фортунато Панграци, инвалид-фронтовик, воевавший за Австрию, обратился за работой к одному хозяину, тот отказался его нанять. Он сказал, что сочувствует бывшему солдату, но ему невыгодно нанимать человека, чья ограниченная работоспособность делает его менее продуктивным работником, чем остальные. И вообще закон не распространяется на солдат, воевавших на стороне австрийцев. Панграци отправился в местное отделение фашистской партии. Там ему разъяснили, что закон касается всех бывших фронтовиков, в том числе и служивших в австрийской армии. Они посетили этого хозяина, который более не стал противиться найму инвалида-фронтовика. Такие показательные примеры помощи нуждающемуся человеку тоже являлись методом пропаганды.
Отдельно стоит сказать про такую организацию как «Дополаворо» (полное название «Опера Национале Дополаворо»), которая занималась организацией досуга людей, занятых в самых разных секторах экономики. Помимо чисто спортивных мероприятий, которых было довольно много, она снабжала трудящихся дешевыми билетами в театр, организовывала турпоездки, вывозила рабочих на свежий воздух и т. п. Для простых итальянцев фашистская партия обеспечивала ранее недоступные им блага. Несомненно, это не могло не сказаться на положительно имидже партии в глазах тех, кто состоял в «Дополаворо».
***
«В эти первые годы фашистского правления основным средством пропаганды была пресса», - отмечают исследователи режима. Первые итальянские радиостанции начали вещать в 1924 году. К 1930 году в стране было всего 100 000 радиоточек на сорок миллионов итальянцев. В 30-е годы радио стало играть все большую роль. С 1922 года по всей Италии в кино стали показывать немые фильмы. Итальянские кинокомпании выпускали прекрасные фильмы, которые успешно конкурировали с голливудскими и немецкими. Фашистское правительство создавало пропагандистские ролики выпусков новостей, где текущие события сопровождались официальными комментариями. Законом от 3 апреля 1926 года каждому кинотеатру был вменен в обязанность показ официальных выпусков новостей. Эта пропаганда стала еще более эффективной после того, как в 1928 году на экране появились звуковые кинокартины .
У фашистов было три способа контроля над прессой. Первый – покупка контрольного пакета акций самых крупных газет, в результате чего к 1930 году 66% всех газет контролировались фашистами. Второй – ежедневная отправка специальным правительственным бюро во все газеты рекомендаций относительно того, как должно освещаться то или иное событие. И для любой газеты лучше было следовать данным инструкциям. Третьим способом был особый контроль на местах. Осуществлялся он префектами, которые могли выносить предупреждения редакторам газет, которые наносили ущерб престижу нации. После двух таких предупреждений редактор мог быть уволен. Также по приказу префекта мог быть изъят из печати абсолютно любой номер газеты. 31 декабря 1925 года был создан Орден журналистов. Не члены данной организации не могли заниматься журналистской деятельностью.
Одной из особенностей прессы в период правления Муссолини стала возможность полемики на страницах печатных изданий. Споры разгорались на темы науки, культуры, искусства и и.д. Вряд ли можно себе представить подобный плюрализм мнений в СССР при Сталине или в Германии при Гитлере. Подобная мягкость вообще была характерна для фашистского режима в некоторых аспектах общественной и политической жизни. Муссолини никогда не истреблял леворадикальное крыло фашистской партии, как Гитлер уничтожил штурмовиков Эрнста Рэма в «ночь длинных ножей» 30 июня 1934 года. Тем более он не казнил (до 1943 года) членов своего правительства и руководства партии, как это сделал Сталин.
Пропаганда идей фашизма в Италии в годы правления Муссолини отличается от пропаганды в странах с тоталитарным режимом того же периода, в частности СССР времен Сталина и нацистской Германии. Кратко принцип, на котором основывалась пропаганда фашизма, можно сформулировать так: хочешь жить хорошо – вступай в фашистскую партию. Принадлежность к фашистской партии давала даже не то чтобы привилегии, она позволяла вести достойное существование, зарабатывать на жизнь и не чувствовать себя чужим в собственной стране. При этом не имело особого значения, действительно ли ты веришь в идеи фашизма или нет. Идеология проникла почти во все сферы человеческой жизни: от учебы до преподавания, от работы до досуга. Фактически сами идеи фашизма оказались гораздо более сильными, чем их реализация. Важной отличительной особенностью фашистской пропаганды явилась возможность достаточно заметного проникновения в нее либеральных идей, что в какой-то степени показывает слабые стороны режима Муссолини. В любом случае, я думаю, что именно качественно выстроенная система пропаганды позволила продержаться фашистам у власти в течение столь долгого периода.
|
|
|
стр.12 |
// НАЗАРОВ Александр |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|