|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №145 РУССКИЕ |
Говорят, что царь ненастоящий |
«Вся правда о «Царе»: публичная лекция Вячеслава Манягина в Москве. Историк Вячеслав Манягин, автор нашумевшего обращения к Президенту против фильма «Царь», провел в Москве публичную лекцию, в которой поделился малоизвестными фактами из жизни царя Ивана Грозного, а также рассказал о ходе борьбы за изъятие из проката фильма «Царь»…
Прошла онлайн-конференция с Вячеславом Манягиным - автором нашумевшего обращения к Президенту РФ против фильма «Царь»…
Режиссер Павел Лунгин публично отреагировал на протесты общественности по поводу фильма «Царь»…
Фильм «Царь» подрывает основы российской государственности – об этом говорит историк Вячеслав Манягин, автор книг о царе Иване Грозном, в видеообращении к Президенту РФ…
Поединок Манягин – Лунгин приобрел такую остроту и общественный резонанс, что Владимир Мединский пригласил писателя к себе в программу на радио Финам FM.
«Особенности национального пиара»
МЕДИНСКИЙ: Вячеслав, вам слово. Скажите, вы абсолютно убеждены, что представление среднестатистического современного школьника об Иване Грозном есть абсолютнейшая неправда и абсолютно не соответствует действительности?
МАНЯГИН: Я бы сказал так, что в представлении не только школьника, но и среднестатистического российского гражданина об Иване Грозном существует только миф и ничто иное. Потому что правды об Иване Грозном обыкновенный гражданин не знает, он ее нигде не слышал, нигде не мог прочитать, за исключением, может быть, нескольких книжек. И все, что он знает об этом, все, что он слышал, все, что он видел на картинах, и в кино, и в какой-то художественной литературе, все это было просто придумано в XIX веке и продолжено в ХХ.
МЕДИНСКИЙ: Давайте перечислим основные тезисы. Жизнеописание Ивана Грозного в популярной историографии. Значит, Иван Грозный: опричнина, массовый террор... Дополняйте.
МАНЯГИН: Ну, убийство собственного сына, многоженец.
МЕДИНСКИЙ: Убийство сына, многоженство, коих он тоже всех убил. Дальше, четвертое...
МАНЯГИН: Убийство митрополита Филиппа.
МЕДИНСКИЙ: Убийство митрополита Филиппа. Далее?
МАНЯГИН: Самый большой деспот в истории человечества, самый жестокий тиран, убивший немерено народу.
МЕДИНСКИЙ: Сродни Сталину как минимум. Далее – уничтожил Новгород, вырезал поголовно население Великого Новгорода. Именно поэтому на памятнике Тысячелетию Руси единственный исторический деятель такого масштаба, чьего изображения – в Новгороде Великом, я имею в виду – нет. На что было отдельное распоряжение Александра II Освободителя. Лик царя-убийцы на памятнике не оставлять.
Ну, что еще? Разрушил страну, после чего она поверглась в Смуту, после него началась Смута. Не оставил наследника нормального, ну какой-то там дурачок правил вместо него – царь Федор Иоаннович. Ну, на эту тему у нас была отдельная передача, по поводу дурачка-царя Федора Иоанновича. Ну, мы так, на тот случай, что не все слышали. Что еще, чем еще напакостил Иван Грозный?
МАНЯГИН: Я думаю, этого достаточно.
МЕДИНСКИЙ: Достаточно? Ну, на срок тянет, на срок тянет. Ну и давайте так тезисно, по порядку. А что, собственно, не так?
МАНЯГИН: Абсолютно все не так.
МЕДИНСКИЙ: Опричнины не было?
МАНЯГИН: Нет, опричнина была. Но давайте начнем с самого большого преступления – с сыноубийства, которое всем известно благодаря великой картине Репина, нашего живописца, благодаря множеству фильмов, благодаря множеству книг, благодаря Карамзину. Дело в том, что нет абсолютно никаких...
МЕДИНСКИЙ: Картина гениальная, согласитесь.
МАНЯГИН: Я не спорю!
МЕДИНСКИЙ: Я даже говорил на прошлой передачи, даже репродукцию этой картины, где там кровь течет из виска сына Ивана Грозного, на обложку своей последней книги поместил. Очень хорошо смотрится, кровожадно так.
МАНЯГИН: Не спорю, я не спорю. Но вот, скажем так, Геббельс тоже был гениальным лжецом, однако это его не оправдывает. Дело в том, что в летописях, если мы почитаем, практически ни в одной летописи нет упоминания о том, что Иван Грозный убил своего сына. О ссорах есть упоминания. О том, что они в какой-то момент столкнулись друг с другом – да, но вот о том, что он убил своего сына, в летописях упоминания нет.
МЕДИНСКИЙ: Постойте. Это есть у всех классических историков. Карамзин, Ключевский, Соловьев – у всех.
МАНЯГИН: Да, я не спорю.
МЕДИНСКИЙ: Причем, подробно излагается версия. Кстати, если обратить внимание, вот вы меня поправьте, мне кажется, есть две версии убийства сына. Первая версия – царь убил его посохом, как-то так точно, метко в висок, что изображено на картине, на бессмертной картине Репина.
И вторая версия считается более правдоподобной – когда сын заступился за свою супругу, которая, будучи беременной, ходила то ли простоволосая, то ли в неподобающем платье, попалась на глаза Ивана Васильевича. Он просто заступился, а царь в злости своей пнул супругу ногой в живот или как-то там ее пнул, из-за чего у нее случился выкидыш. Сын с гневом бросился на своего отца, но не кулаками, а видимо, с какими-то оскорблениями, на что Иван Васильевич крепко стукнул кулаком сына. Сын недели две болел, но, видимо у него случилось какое-то сотрясение мозга, царь не рассчитал, и недели через две сильно оплакиваем уже раскаявшимся царем, наследник престола умер. Вот как бы две версии такие: мягкая и жесткая.
МАНЯГИН: Есть и третья версия о том, что они поругались из-за того, что Иван-царевич защищал обиженных царем Иваном немцев, которых он выселил из Москвы за город. Но, на самом деле, это вообще недостоверно, потому что события происходили за два года до ссоры. То, что ссора была, подтверждают все летописи, но ни одна летопись не подтверждает того, что Иван Грозный убил своего сына, кроме одной единственной, которая была написана где-то в Ливонии на Западе. А если говорить об очевидцах, то, например, такой...
МЕДИНСКИЙ: Постойте, западные воспоминания... Там, насколько я помню, Шлихтинг...
МАНЯГИН: Давайте возьмем того человека, который все видел своими глазами – француз Яков Маржерет. Он служил около 20 лет в России, потом уехал обратно во Францию и там написал свои воспоминания. И вот он там пишет, что «некоторые считают, что царь убил своего сына. На самом деле, это не так. Сын умер во время поездки на богомолье от болезни». И это действительно так. Вот такой специалист по древнерусской истории, историк, митрополит Иоанн Снычев, написавший несколько книг о русской истории, в том числе и вот «Самодержавие духа», в которой он пишет об Иване Грозном, две главы ему там посвятил, он тоже пишет, что нет никаких документальных подтверждений того, что царь убил своего сына. Абсолютно нет.
То, что пишут Карамзин, Соловьев, и так далее – я не знаю, откуда они это взяли. Ну, Карамзин все брал из воспоминаний Курбского. Собственно, бо́льшую часть того, что написал Карамзин об Иване Грозном, это переработанный Курбский.
МЕДИНСКИЙ: А Курбский пишет что-то об убиении сына?
МАНЯГИН: Курбский, да, пишет...
МЕДИНСКИЙ: И попрекает этим царя?
МАНЯГИН: Попрекает, да. На что царь в своем письме отвечает ему. Но, дело в том, что вот то, что писали, допустим, тот же Шлихтинг, надо понимать, что это были агенты западных стран, западных разведок, и писали они в соответствии с тем, какая идеологическая цель была поставлена перед ними.
МЕДИНСКИЙ: Ну, вы говорили, что Курбский упрекает царя в убиении сына, значит, слухи были? Нет дыма без огня.
МАНЯГИН: Разумеется.
МЕДИНСКИЙ: А Грозный, что, оправдывается?
МАНЯГИН: Значит, Курбский пишет о том, что... О кроновых жертвах, так сказать. Ну, мы знаем из мифологии, что был такой Крон, который поедал своих детей. На что Иван Грозный говорит, что – я своими словами, конечно, говорю – ничего такого не было.
Откуда взялись эти слухи? Как раз в момент смерти царевича Ивана в России был папский нунций, то есть посланник, который был приглашен специально Иваном Грозным для переговоров, для того чтобы провести переговоры между Польшей и Россией о заключении перемирия. И именно он запустил вот эту историю о том, что Иван Грозный убил своего сына. Причем на Западе, в Венеции. Когда он возвращался из России, по пути в Рим он остановился в Венеции, там сделал обширный доклад о своем посещении России. И вот там впервые была запущена эта история о том, что якобы царь Иван убил своего сына. Потом эта версия совершила...
МЕДИНСКИЙ: То есть, черный пиар.
МАНЯГИН: Да. Она совершила круг по Западной Европе, через Прибалтику вернулась в Россию, а потом была подхвачена, скажем так, историками российскими XIX века...
Полностью беседа – на сайте Финам FM.
|
|
|
стр.5 |
// Финам FM |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|