|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №151 РУССКИЕ |
Ферапонтово в столице – какой восторг! |
«Удалось с технологами, с которыми Юрий печатал выставку, доделать некоторое количество работ, почти весь «Акафист»…» Эта фраза из частного письма – лишь отзвук той важной миссии, которую взял на себя когда-то русский подвижник Юрий Иванович Холдин.
Проект Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру» по мнению известных экспертов, стоит в авангарде нового направления, определяющего современный язык и пластику в представлении широкой аудитории XXI века малодоступных шедевров древнерусской пространственной фресковой иконописи. Образы знаменитого собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря со всеми их тончайшими цвето-колористическими и художественными нюансами, органично воспринятые взглядом современного художника в объёмном архитектурном и свето-воздушном пространстве древнейшего памятника, обрели новую жизнь. Искусством светописи создан на сегодняшний день единственный в мировой практике прецедент адекватного прочтения замысла великого иконописца XV века, осмысленного диалога двух эпох, искусств, художников.
В марте 2010 г. в Музее-заповеднике «Коломенское» открылась временная экспозиция «Ферапонтово в Москве». Экспозиция делается по следам публикаций в прессе и по многочисленным просьбам аудитории проекта Ю.Холдина, в результате писем, направленных в апреле 2009 г. в адрес Президента РФ Д.А.Медведева и мэра Москвы Ю.М.Лужкова с просьбой о содействии в создании постоянной экспозиции работ фотохудожника, оставшихся после его трагической гибели в единственном экземпляре авторского исполнения, уникальном, по мнению специалистов, даже для современного уровня технологий фотоискусства.
Выставке в «Коломенском» дано название, возникшее по отношению к проекту Юрия Холдина в восприятии зрителей. Дионисий - московский иконописец, он расписывал в российской столице множество храмов, но в такой цельности и уникальной для 500-летней истории сохранности дошли до нас только фрески знаменитого Ферапонтового монастыря. Многие, приходящие на выставку мастера светописи, отмечают, что воспринимают как чудо – возможность видеть образы Дионисия, которые словно «перенесены в Москву». И не только образы, а словно бы сам Ферапонтовский собор переместился во времени и в пространстве, благодаря художественному приёму, которым в совершенстве владел Юрий Холдин - эффекту погружения в атмосферу этого неповторимого места во всём великолепии его природного и социального контекста, среды Ферапонтова, в которой они органично живут.
Впервые после гибели фотохудожника в «Коломенском» будет представлена часть ранее не экспонировавшихся работ известного выставочного проекта, что само по себе большое культурное событие.
Просветительская программа проекта: http://www.dionisy.ru
Наследие Юрия Ивановича Холдина – что это такое?
Проект фотохудожника и издателя Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру», сочетающий свежесть авторского взгляда с новейшими технологическими решениями, разрушил привычные стереотипы в представлении и изучении пространственной фресковой иконописи. Из-за односторонности подачи образа ферапонтовских фресок, неизбежной при их музеефицировании и светском характере их исследования, они, будучи памятником мирового значения, в отечественной культуре существовали словно «на обочине». Подход Ю.Холдина впервые представил собой не искажённо-фрагментарную, плоскостную иллюстрацию фресок, а позволил включить зрителя в образный строй целостного восприятия храмового пространства, при определённой освещённости раскрывающегося как «небо на земле». В огромном цикле работ фотохудожника найден световой камертон, создающий у зрителя впечатление одномоментного погружения в единое цвето-колористическое пространство собора.
Это уникальная работа и художественная, и научная одновременно. Исключительно высокий качественный уровень воспроизведения созданного материала связан с новаторской разработкой в области физики света и в области цветоведения. По мнению авторитетных специалистов – это не только «переворот в нашем искусствоведении и книгоиздании», но и «рождение нового жанра», открывающего «жизнь иконописных образов в сакральном пространстве». Возник повод говорить о том, что тончайший художественный перевод Холдина, ставший прозрачнейшим стеклом, преломившем и собравшем свет фресок, защитил авторское достоинство и подлинный уровень качества труда великого иконописца. Мы впервые за всё время существования памятника получили возможность видеть Дионисия, неизвестного миру. Эффект работ Ю.Холдина связан с раскрытием на языке другого искусства подлинного духовного измерения образов знаменитого собора. По сути это тот же эффект обратной перспективы, благодаря которому человек в храме ощущает себя вовлечённым в образный строй иконы, фрески, а не сторонним наблюдателем извне. Одно из наиболее точных определений произведений Ю.Холдина: «икона иконы», «созерцание созерцания». Его художественный перевод с языка фресковой иконописи на язык светописи - это опыт видения, созерцания, «умозрения в красках» современного мастера; опыт откровения, который исключает ремесленный повтор, возникающий при копировании. Благодаря искусству фотографии, строящемуся по законам линейной перспективы, передавшему бесконечную глубину времени ушедшего, с одной стороны, с другой – показавшему иконописные образы без малейшего искажения, либо нарушения канона, осуществилась связь времён. В новом изобразительном формате усилился объём и полифония звучания классического наследия. Светописный образ знаменитого собора, представленный глазами современного художника без единой тени земного мира, обрёл новую жизнь и более обширную аудиторию. Особо важно то, что подобные работы имеют изобразительную самоценность и могут достойно представлять пласт древнерусской культуры на мировом уровне.
Холдин Юрий Иванович (15.08.1954 – 29.07.2007) – московский фотохудожник и издатель, член Союза кинематографистов России (с 1989 г.) и Международного художественного фонда (с 2003 г.), член IFPO, фотожурналист международного агентства American image press (квалификация ААА, с 1993 г.). Создатель, генеральный директор, художественный руководитель и продюсер Издательско-Фотографического Центра «ИФА» (с 1993 г.). Основатель и президент НО Фонд «Фрески Руси» (с 2005 г.). В 1980-ые гг. неоднократно получал международные награды за работы в области искусства ассоциативной фотографии. В 1990 – 2007 гг. привлёк внимание широкой аудитории, работая над большими темами «Святые места России» и «Свет фресок Дионисия – миру».
|
|
|
стр.4 |
// ДАНИЛОВА Екатерина |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|