|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №158 СВОБОДА СЛОВА |
Сигнал о несвободе должен быть услышан! |
Недавно опубликованная «Карта гласности» стала предметом диалога между корреспондентом ФЗГ и председателем правления Свердловского союза журналистов Дмитрием Поляниным.
- Свердловская область вновь, как и в трех предыдущих «Картах гласности», названа территорией «относительно свободной» для прессы. Согласен?
- В сравнении с другими областями - да. Но не стал бы идеализировать и нашу ситуацию. Ведь свобода связана, прежде всего, с самоощущением журналиста в реализации его общественной миссии. И о какой свободе сегодня можно говорить, когда сплошь и рядом журналисты считают необходимым согласовывать свои материалы с кем-то еще, кроме редактора? Во-вторых, отношения прессы с властью меняются. Раньше свердловские СМИ могли критиковать действия чиновников достаточно открыто, так как глава региона Э. Россель не раз заявлял, что он не собирается подавать в суд за материалы о нем. И к нему прислушивались начальники рангом пониже. Но сегодня мы видим, что недавно назначенный губернатор А. Мишарин человек во многом непубличный. Он был назначен, а не выбран, поэтому он и выстраивает свои отношения с прессой по-иному.
- Например, появились сигналы, что меняется система аккредитации: если раньше она носила заявительный характер, то сейчас становится разрешительной. То есть появляются барьеры для тех СМИ, которые неугодны власти за свою критику.
- Есть ухудшения и в сфере бюджетных отношений. Еще недавно городские и районные СМИ получали газетную бумагу в качестве меры государственной поддержки. Теперь им для работы необходимо самим эту бумагу приобрести. Подчеркну - это все не по признаку лояльности: если в каком-то районе выходит несколько изданий, то, как правило, бумага выделялась всем пропорционально. Эта мера обеспечивала хоть какую-то самостоятельность редакторов от местных начальников, ведь расходы на бумагу - это чуть ли не треть всех затрат редакций. Но область, отменив господдержку, демонстрирует: «Выживайте, как можете». В итоге зависимость, и, следовательно, усиление давления со стороны муниципалитетов. Не случайно после выборов у нас прокатилась волна снятий редакторов, на место которых пришли в основном «свои» кадры, уютно чувствующие себя на «финансовой игле».
- Но все-таки медиа-сообщество у нас еще живо. Об этом свидетельствует, в частности, реакция на опоздание губернатора на собственную – правда, теперь ежеквартальную, а не ежемесячную, как при Э.Росселе - пресс-конференцию. Ему был задан прямой вопрос: является ли это непрофессионализмом его команды или неуважением к журналистам? И через две недели после этого скандала он согласился на встречу с районщиками и услышал, очевидно, немало новой для себя информации об их житье-бытье.
- Есть и другие сигналы, как независимые СМИ инициируют действия граждан против принятия властью заведомо неприемлемых обществом решений. Так, в центре Екатеринбурга недавно состоялся многотысячный митинг против навязываемого чиновниками и местной епархией строительства храма на излюбленном месте отдыха горожан - в Историческом сквере. А собран он был благодаря дискуссии, развернувшейся в СМИ города, в основном - в интернете. Но, оценивая ситуацию в целом, должен все-таки констатировать, что ситуация со свободой прессы в свердловской области, несмотря на неизменность оценки в «Карте гласности», ухудшилась. И мы уже скорее ближе к третьему виду оценки - «относительно несвободна».
- Видимо в будущем, экспертам надо будет расширить гамму оценок, вместо пяти существующих.
- Безусловно, и я бы в приложении к «Карте» публиковал бы небольшой комментарий, в котором объяснялось как изменилась ситуация в регионе за год
- Да, динамика была бы кстати. Возвращаясь к нынешней оценке, выскажу свои предположения, почему эксперты Фонда считают, что у нас положение относительно стабильное. В пользу этого свидетельствует наличие большого числа СМИ на территории Свердловской области, в том числе и нескольких частных независимых медиа-холдингов, несомненный плюс - мощная научная база, факультет журналистики УрГУ, есть и отлаженная система защиты в виде регионального Союза журналистов, куда в случае конфликта за юридической поддержкой обращаются коллеги.
- Согласен. Но все-таки вектор развития ситуации идет вниз - в сторону несвободы.
- Но это связано и с состоянием демократии в стране.
- Безусловно. И, по-моему, предназначение «Карты гласности» - дать сигнал о неблагополучии не только журналистскому сообществу, но в большей мере - власти. Делайте выводы, раз у вас «неуд»! Ведь свобода прессы как раз и нужна для того, чтоб чиновники не чувствовали себя в безнаказанности.
- Но ситуация начала ухудшаться не вчера. Журналисты почувствовали это, когда власть переформатировалась под новую систему субординации, когда институт выборности стал подменяться системой назначения. Если раньше губернатор или мэр, не говоря уже о депутатах, должны были искать поддержку в обществе, зная, что через 4-5 лет они будут переизбираться; то сейчас они ищут поддержку не у людей, а наверху, у лица назначающего, у той же «Единой России», доминирующей партии власти. Раз так - отношения власти и независимой прессой, мягко говоря, испортились.
- С этим не поспоришь.
- Другой важный момент, связанный с «Картой». На оценку, заложенную в ней, существенно влияет число конфликтов на данной территории: угроз или нападений на журналистов, случаев изъятия тиражей или редакционной техники, числа исков поданных против репортеров, ограничение доступа к информации.
- Безусловно, учет такой статистики важен, но, по-моему, общая ситуация со свободой гласности не должна оцениваться исходя только из количественных факторов. Ведь тогда те же международные организации типа «Репортеры без границ» должны ставить на первое место при оценке «свободы прессы» Китай, где вообще нет конфликтов. А в России лидировать Татарстан или Калмыкия, где управляемость прессой доведена едва ли не до идеала и конфликтов просто нет. Поэтому чрезвычайно важны оценки экспертов для соблюдения баланса. В целом, повторюсь, картина получилась достаточно объективная. Во всяком случае, как секретарь Союза журналистов России по Уралу, соглашусь с оценками в «Карте гласности» по территориям, близким к нашему с тобой региону.
Автор - собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе
|
|
|
стр.7 |
// ГОЛУБЕВ Владимир |
|
|
ЕЩЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА: |
|
Обошлось без премодерации
Принята окончательная редакция постановлении «О практике применения судами закона РФ «О средствах массовой информации», в котором Верховный суд разъяснил, что интернет-СМИ не несут ответственности за комментарии читателей, если к ним не поступало обращение Роскомнадзора. |
|
|
Тихие новости медийного упадка
Интерес к региональной прессе падает - и виноваты в этом, помимо всех прочих, распространители печатной продукции. «Если нам будет невыгодно торговать газетами, мы станем в своих киосках картошку продавать», - приходится слышать представителям ярославских СМИ. Вместо того, чтобы популяризировать свою региональную прессу, живые новости, в продажу идет глянец… |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|