|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №159 РУССКИЕ |
Господь слепил русских и немцев, если не из одного теста, то… |
ОТНОШЕНИЯ СХОЖИХ
Русский и немец. Реконструкция
«Что для русского здорово, немцу смерть», - утверждает русская поговорка. Но она в известной мере лукавит. Господь слепил русских и немцев, если не из одного теста, то вложил в них одинаковую закваску.
И действительно, вряд ли существует философия более глубокая, чем немецкая. И вряд ли найдется литература в метафизическом аспекте более страстная, чем русская. В основе той и другой лежит поиск истины, стремление отразить ее в слове, которое имеет решающее влияние на сознание нации. Русские и немцы – народы-богоискатели, народы-богоборцы, слово у которых не расходилось с делом. Отсюда мессианство христианских империй Оттонов и Романовых, отсюда попытка построения общества на принципах коммунизма и фашизма. Нашими народами одинаково движут сверхидеи, в их коллективном бессознательном наличествуют сверхценности, а таланты раскрываются с особенной силой, когда ставятся сверхзадачи. Как показала история, в отличие от вульгарного англосаксонского прагматизма идеология для русских и немцев стоит выше материального благополучия, и те и другие пытаются жить всерьез, ощущая свое призвание осмыслить и переосмыслить бытие. Никто не ставил вопрос зачем жить с такой пронзительной откровенностью, как Шопенгауэр и Ницше, у которого прослеживаются славянские корни. Никто не отвечал на него с такой впечатляющей глубиной, как Толстой и Достоевский. Близость этнопсихических особенностей, возможно, объясняется тем, что славянские племена географическое продолжение германских.
Характерно, что в русском фольклоре нет поговорок, в которых бы фигурировали испанцы, французы или итальянцы. Острый галльский смысл был для русских неизмеримо дальше, чем сумрачный германский гений. Запад на Руси всегда олицетворяли немцы. А начиная с Петровских времен немецкая кровь примешивается, если только не вытесняет, кровь правящей династии. Немецкая слобода сыграла в русской истории роль, которую трудно переоценить. Остерманы и бироны, минихи, фонвизины и берги оставили в ней след едва ли не больший, чем орловы и потемкины. Германофильская партия традиционно сильна в России, в ней состояли тысячи деятелей русской истории – от Ангальт-Цербстской принцессы, ставшей на русском троне Екатериной Великой до казачьего атамана Краснова.
Национальный характер со всей отчетливостью раскрывается на войне. И здесь у наших народов много заслуг перед Европой. Вечный германец отражал атаки венгров при Лехе и турок на Дунае, русские сдерживали полчища степняков – половцев и монголов. «На свете два воина: русак и прусак», - гласит другая русская поговорка. Противоборство в мировых войнах это чудовищная ошибка, политическая близорукость, горькая ирония судьбы. Две близкие по духу нации столкнулись, имея в союзниках бесконечно далеких им турок и итальянцев, французов и англичан. Впрочем, самая ожесточенная борьба – внутривидовая.
Мой отец воевал под Москвой, попал в плен, прошел концлагерь. Слушая Бетховена, он говорил: «За это немцам можно простить все». И действительно, Бах и Вагнер искупили немецкие грехи на тысячу лет вперед. А ведь музыка говорит о душе народа гораздо больше остальных искусств. Конечно, у каждого народа есть свои композиторы, но я говорю о музыке, как явлении, как глубочайшем элементе культуры, фундаменте, на котором строится весь менталитет. Американский джаз, итальянская оперетта, или поверхностный французский импрессионизм выдают национальные архетипы с не меньшей прозрачностью, чем любые этнопсихологические изыскания. Для того, чтобы понять русских достаточно послушать Чайковского или Рахманинова.
Бунтарство это оборотная сторона богоискания. Германцы прошли от арианства до протестантизма, дав миру Лютера и Меланхтона, русские упрямо держались православия, отвергая выгодные унии с Римом. Они также оставались в абсолютном меньшинстве по отношению к католическому миру, а в довершении испробовали на себе атеизм.
И те и другие приверженцы сильной государственной власти, справедливого мироустройства, ради которого готовы на жертвы. На этом пути и те и другие имели головокружительные взлеты и впечатляющие падения. И сегодня мы переживаем схожие времена. Каррикатурные образы предков, тиражируемых голливудом, заставляют нас стыдится своей истории, целое поколение, которому привиты ложные представления о прошлом, получило вывих в сознании.
Бог устроил нас так, что мы не можем жить одним днем: не имея сверхзадачи, объединительной идеи, наши нации быстро вырождаются. Мы, как тот странник, вечно ищущий клад, хиреем на печи, и в этом смысле для нас движение такое же всё, как и конечная цель. А в настоящий момент и Германия и Россия одинаково изменяют себе, своему национальному характеру, своему великому предназначению. И это для них чревато последствиями куда более гибельными, чем поражение в войне. Давление американской массовой культуры, которое мы испытываем, мешает самоотождествлению, приводя к национальной дезориентации и утрате корней. Именно поэтому в современном мире Германия и Россия занимают не подобающее им место.
И это также сближает наши страны.
Об авторе: Зорин Иван Васильевич. Родился в 1959 году в Москве. Окончил Московский инженерно-физический институт, кафедру теоретической физики по специальности физик-ядерщик. Член Союза писателей России. Главный редактор "Литературного журнала". Автор книг: "Игры со сном" - M.: Изд-во "Интербук", 1992; "Письмена на орихалковом столбе" - М.: Изд-во "Карт-бланш", 1993; "Исповедь на тему времени" - М.: Изд-во "Художественная литература", 1998; "Золото, ладан и смирна" (Terrarus, 2006г.), "Гений вчерашнего дня" (изд-во "Золотое сечение", 2010 г.) Лауреат Международного литературного Волошинского конкурса-2009 (номинация журнала "Октябрь"). Победитель конкурса "Интерпроза"-2007 в номинации "Публицистка".
|
|
|
стр.6 |
// ЗОРИН Иван |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|