|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №159 ДЕНЬ РОССИИ |
Правительство должно продолжить работу по модернизации системы высшего образования |
Для достижения высокого уровня конкурентоспособности отечественного высшего образования Правительство РФ должно продолжить работу по кардинальной модернизации всей системы образования, прежде всего высшего, которая проводится на протяжении последних трех лет. Главная цель этой модернизации – повышение качества образования, а, значит, и повышение его конкурентоспособности.
Усилия правительства в этом направлении, на самом деле, - беспрецедентны. Исполнительная власть, по сути, заставляет систему высшего образования включить механизмы конкуренции. На практике это выглядит так. Исполнительная власть гарантирует всем ВУЗам необходимый уровень финансирования, чтобы они могли предоставлять определенный объем бесплатного образования. А вот за дополнительной господдержкой высшим учебным заведениям необходимо соревноваться. Мы сейчас не в состоянии дотянуть до мирового уровня все образовательные учреждения страны – около 1500 государственных ВУЗов и более 2000 их филиалов. Но из их числа можно на конкурсной основе вычленить группу лидеров, группу прорыва, которая со временем потянет за собой остальных. И вот этим лидерам необходимо оказывать дополнительную поддержку.
ВУЗы-лидеры получают дополнительно от 200 до 980 миллионов рублей на два года на переоборудование, переоснащение своего лабораторного и аудиторного фонда, на повышение квалификации и переподготовку кадров. Таких ВУЗов, которые победили в конкурсе, у нас сейчас порядка 40. В их числе 2 национальных университета – Московский и Санкт-Петербургский, 7 федеральных ВУЗов в федеральных округах, причем 2 из них создаются буквально с нулевого цикла, и 29 национальных исследовательских университетов. Именно они и будут конкурентоспособны на ближайшее время. Это – первое направление в модернизации высшего образования, осуществляемой исполнительной властью.
Второе направление – консолидация всех возможных ресурсов, которые есть в науке, в образовании и, частично, в бизнесе. Сейчас у нас наука и образование существуют довольно обособленно друг от друга. Науке не хватает возможности участвовать в образовательном процессе, а образованию – явно не достает научной составляющей в работе. Так вот, модернизация и призвана усилить эту компоненту в вузовской жизни подобно тому, как помпа для воды подкачивает воду и обеспечивает ровный и сильный поток чистой воды. Это значит, должны появиться современные научные и научно-педагогические кадры, должно повыситься качество образования и, соответственно, его конкурентоспособность.
Если стоимость нашего высшего образования выгодно отличается от общемирового, то вот с точки зрения качества оно все же уступает мировым образцам. Повышение качества нашего образования важно не только для привлечения иностранных студентов, но, в первую очередь, для самой страны, для ее будущего.
Какие же возможности предоставлены ВУЗам, чтобы они могли развивать научную составляющую? В октябре 2009 года ВУЗы законодательно и практически получили право самостоятельно создавать малые инновационные предприятия для коммерционализации своей интеллектуальной собственности. Для того чтобы воплощать в конечный продукт свои научные разработки, зарабатывать деньги, растить кадры. И уже 105 российских ВУЗов создали более 300 таких малых предприятий. В апреле этого года эти предприятия получили право на конкурсной основе добиваться для финансирования своих работ и исследований дополнительной бюджетной поддержки. Для этого выделяется 8 млрд. рублей на два года.
Кроме того, ВУЗам впервые разрешено реализовывать совместные с бизнесом проекты по следующей схеме. Предприятию выделяются деньги, на которое оно должно заказать научную разработку у конкретного ВУЗа, а затем довести ее до конечного продукта у себя. При этом, соотношение бюджетных денег и средств самого предприятия – 50 на 50. Эта схема закреплена в постановлении Правительства РФ в апреле 2010 года.
В том же апреле было принято постановление, в рамках которого ведущие ученые России получат по 150 млн. рублей на срок 2 года для обновления старых и создания новых научных школ в высших учебных заведениях. Эти деньги будут выделятся тем ВУЗам, где работает этот ученый.
Помимо этого в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" каждый год предоставляется более 2 тысяч грантов группам молодых ученых, аспирантов, студентов, которыми руководят ведущие ученые ВУЗов, для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Все эти меры призваны не просто вдохнуть в российские ВУЗы так сказать научную жизнь, но сделать науку привычной, органичной в образовательной среде.
На пути к конкурентоспособному высшему образованию есть и другие проблемы. Иностранные студенты едут к нам, чтобы получить качественное образование по доступной цене. И они живут у нас. А вот банальные жилищные условия для этих студентов – это ахиллесова пята системы российского высшего образования. Нам не хватает современных студенческих общежитий, межвузовских городков, кампусов, в которых на высоком уровне налажен быт студентов, и которые во многом решают вопросы безопасности. Решение этой проблемы требует больших средств. И, тем не менее, Правительство РФ идет на это. Скажем, в прошлом году в стране были построены общежития, количество мест в которых в 4 раза превышает то, которым располагают общежития, введенные в эксплуатацию в 2008 году. В рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" с 2009 по 2013 год запланировано строительство еще 28 общежитий. К сожалению, финансирование этой программы в очень значительной части сейчас заморожено.
Другая большая проблема связана с языками обучения. Закон об образовании разрешает преподавание во всех учебных заведениях России только на русском языке. Между тем, социологические опросы среди иностранных студентов свидетельствуют, что языковая проблема стоит у них на первом месте. Им очень сложно получать на русском языке профессиональное образование. По моему мнению, необходима определенная либерализация нашего законодательства и постепенное введение второго языка – английского, начиная с некоторых программ магистерского уровня. Ввести второй язык преподавания в полном объеме – это чрезвычайно дорого, но двигаться в этом направлении необходимо.
Есть еще ряд вопросов, которыми должно заниматься Правительство РФ в рамках двусторонних межправительственных соглашений. Например, большой и серьезной проблемой нострификации – признание эквивалентности российских документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании на территории других государств. Это крайне важно и для иностранных студентов, обучающихся у нас, и для наших выпускников, которые хотят работать или продолжать учиться за рубежом.
Еще один важный аспект. Если мы хотим повысить конкурентоспособность российского высшего образования за рубежом и спрос на него в мире, нам надо активно изучать мировой рынок образовательных услуг и, самое главное, продвигать на него наш позитивный имидж, т.е. рекламировать себя. Надо задействовать все возможные информационные ресурсы, включая интернет, использовать потенциал 53 зарубежных российских центров науки и культуры. Большую помощь в создании привлекательного образа российской системы высшего образования могли бы оказывать и наши выпускники, живущие и работающие за границей, и ассоциации иностранных выпускников российских ВУЗов, созданные в 65 странах. И в этом направлении необходимо серьезно работать.
Я надеюсь, что в ближайшие годы мы будем гордиться не только блестящим прошлым нашего высшего образования, но и его настоящим и уверенно смотреть в его будущее.
Автор - заместитель Председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей ГД РФ
|
|
|
стр.3 |
// СОКОЛОВА Ирина |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|