|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №166 ПАТРИАРХИВ |
Сергей Чапнин: «Эта практика – языческая» |
Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии»
Ритуал поклонения Вечному огню возник в советское время. Безусловно, церковь, будучи под давлением государства, принимала в этом ритуале участие. Без дополнительного осмысления эта практика сохраняется.
«Мы должны пересмотреть этот театрализованный победный формат празднования 9 мая»
Я выражаю свою личную позицию, не даю рекомендаций. Я просто констатирую факт. Для церкви есть два выхода из сложившейся ситуации. А) если мы признаем, что эта практика языческая, слегка лишь откорректированная коммунистической пропагандой в 60-е годы, то, наверное, следует от этой практики отказаться. Существует второй вариант. Ее можно воцерковить. Каким путем пойдет церковь, это вопрос к священноначалию. Я думаю, что многие его задают. В том числе и церковь. Мне кажется, пришло время его решать.
Позиция церкви, выраженная в документах архиерейского собора, о памяти новомучеников и подвижников российских, а также всех жертв репрессий 20-30 годов, эта озабоченность церкви во многом связана с тем, что за победой мы не видим других событий российской истории 20 века, русской, советской истории.
Мне кажется, что нам необходимо смотреть более целостно на 20 век. Мы не должны оправдывать победой те трагедии, которые были в 20-30 годы и позднее. Трагедию поколения победителей после войны. Мы не должны на это закрывать глаза! Нужно быть честными по отношению к своей истории. Я думаю, что, в частности (если мы примем эту позицию честного отношения), мы должны пересмотреть этот театрализованный победный формат празднования 9 мая. Я ни в коей мере не выступаю против празднования, я его поддерживаю.
Мы вспоминаем, прежде всего, о павших. В традициях церкви есть Дмитровская родительская суббота, когда поминаются павшие войны, есть в январе благодарственный молебен о победе в Отечественной войне 1812 года. Церковное празднование носило совершенно другой формат. Это молитвенное поминовение. Мне кажется, что в современной культуре мы очень далеко от этого ушли.
Первое – нужно определить формат участия церкви в светском праздновании, в массовом театрализованном, иногда зашкаливающем по своей модернистской веселости праздновании. А с другой стороны, может быть, поставить акцент с празднования на молитвенное поминовение? Потому что в каждом храме РПЦ совершается молитвенное поминовение павших воинов.
Я не стремлюсь повлиять на политику государства. Просто я вижу, что многие недоумевают, в том числе и простые, не православные граждане. Почему такое безграничное веселье? Ведь война – это, прежде всего, трагедия. Мы не можем так весело говорить о трагедии. Наш долг перед памятью павших не позволяет нам в этот день так радоваться.
Источник: Радиостанция «Русская служба новостей»
|
|
|
стр.14 |
// HB |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|