Международный экономический форум, который в 15-й раз состоялся в Санкт-Петербурге – это уже история. Однако, широко обсуждающиеся темы его дискуссий и результаты деловых встреч еще долго будут в эпицентре внимания. Не говоря уже об обстоятельном выступлении на пленарном заседании по обеспечению глобального экономического роста президента России Дмитрия Медведева. В частности, президент озвучил пять первоочередных шагов модернизации страны. И, казалось бы, речь там идет, в основном, о вещах известных, однако сам факт выступления воспринимается большинством наблюдателей как предвыборная программа действий Дмитрия Медведева в свете грядущей избирательной кампании лидера державы.
Хотя, конечно, о масштабности питерского форума говорит и то, что в форуме приняли участие шесть глав государств. Помимо российского лидера, это председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, президент Финляндии Тарья Халонен и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. А вообще на форуме заявилось более 4-х тысяч человек, из них 221 глава зарубежных корпораций, 485 руководителей российских компаний. И все же в центре внимания находилось выступление Д. Медведева, с полным текстом которого, при желании, можно ознакомиться без проблем.
Укажем лишь на стержневые места речи, разбавив их несколькими любопытными комментариями из интернет-пространства. Поддержим ими основную тему, подобно тому, как раскрутка сайта поддерживается ссылками из сети.
Итак, в своем выступлении президент России осудил практику чрезмерного расходования средств от сверхвысоких цен на нефть, что, по его мнению, мешает привлечению инвестиций в страну, а также не позволяет снизить процентные ставки.
По его словам, "опора на конъюнктуру цен вообще не соответствует нашим долгосрочным целям". Медведев предостерег от избыточного текущего использования таких шальных денег на фоне ускорения глобальной инфляции, назвав это «очень рискованной политикой».
Следующий тезис – Россия рассчитывает вступить в ВТО в 2011 году. А затем – и в Организацию экономического сотрудничества. При этом Медведев принципиален: "…Из нас пытаются выбить неприлично много уступок. Такой подход неприемлем. И на откровенно невыгодные решения Россия не пойдет".
Говоря о стратегии развития России, Дмитрий Медведев выдает следующую формулировку: "Мы не строим государственный капитализм". Она вызвала живую реакцию.
"Государству все еще принадлежит большая часть экономических активов - от предприятий до земельных ресурсов, но и на все остальные активы продолжает оказывать определяющее влияние избыточная система регулирования государства в подконтрольных ему сферах, прежде всего, естественных монополиях ", - отметил президент.
Аргументируя неэффективность такого пути, Медведев выступает за доминирование в российской экономике частного предпринимательства и частных инвесторов. "Государство должно защищать выбор и собственность тех, кто сознательно рискует своими деньгами и репутацией", - подчеркнул президент. Такое заявление, естественно нашло поддержку среди многих наблюдателей.
Комментарии в Интернете:
… Любопытное арифметическое наблюдение: при том, что Медведев говорит, что государственный капитализм нам не нужен, в главном павильоне Ленэкспо на основном выставочном пространстве из 12 главных стендов, только два принадлежат частным компаниям. Это «Билайн» и «Волга-Днепр».
… Россия не строит государственный капитализм, сказал Медведев. А усиление роли государства в бизнесе объяснялось необходимостью навести порядок, в том числе, и в кризис. Оказывается, ручное управление — это не наш выбор. Как всегда, возникает ощущение, что он (Медведев) рассуждал о какой-то другой реальности или другой стране.
"Мой выбор - это политика, обеспечивающая максимальные возможности для экономической активности миллионов граждан - граждан, защищенных законом, всей мощью государственной власти. Мой выбор в том, чтобы в России произошло формирование в ближайшие 10 лет экономики высокого качества жизни, экономики, которая делает жизнь комфортной и интересной, экономики, создающей то, что позволяет быть в числе мировых лидеров", - произнес глава государства на форуме.
Комментарии в Интернете:
… Медведев закончил свою речь, очень похожую на предвыборную. А теперь будет говорить Ху Цзиньтао, который и есть тот самый госкапитализм……
… Интересно, Медведев цитирует Стива Джобса: «Один раз Стив Джобс заметил, что важные решения — это то, что вы решили НЕ делать. Мы НЕ строим госкапитализм...»
… Медведев завуалировано критикует Путина. Прошелся по ручному управлению. Теперь говорит, что за «пресловутой стабильностью» может скрываться застой…Медведевым, и у которого тоже скоро выборы.
И, наконец, по пунктам Медведевым были произнесены пять шагов модернизации страны.
В качестве первого названо расширение предложений правительства по приватизации госсобственности.
Второй шаг - децентрализация полномочий между уровнями власти, чтобы использовать федерализм РФ как конкурентное преимущество.
Третьим шагом должно стать повышение качества работы судебной власти в России.
В-четвертых, "удавка на шее коррупционеров должна сжиматься постоянно и неумолимо" со всеми выходящими отсюда последствиями. Понятно?
Пятый шаг: "значимый прогресс" в формировании мирового финансового центра в Москве, для чего Россия добивается безвизового режима с ЕС. В этом русле Дмитрий Медведев видит расширение границы Москвы путем создания столичного федерального округа, куда предлагает перенести значительную часть госучреждений. Именно развитие в этом направлении московского мегаполиса будет способствовать созданию международного финансового центра в Москве.
Некоторые наблюдатели прокомментировали последний тезис Медведева как реанимирующий давнюю мечту экс-мэра Москвы слить столицу с Подмосковьем. Впрочем, нынешний градоначальник Сергей Собянин объяснил эту инициативу президента о создании столичного федерального округа как расширение границ Москвы, но отнюдь не объединение Москвы и Подмосковья. Не вдаваясь в подробности сложнейшей истории данного вопроса, можно себе представить, что речь идет о поистине революционном перевороте. Впрочем, решение по данному вопросу вряд ли будет однозначно воспринято в обществе. , д
умается, придет не завтра и у данного тезиса найдется предостаточно противников.
Комментарии в Интернете:
Из всего, что сказал Медведев, можно выделить три интересные вещи: продажа госактивов (уменьшить госдолю в компаниях ниже контрольной или даже блокирующей), создание московского федерального округа (не о слиянии ли Москвы с областью речь?) плюс фраза про то, что «неважно, у кого какие должности будут». А из этих трех действительно новое — про расширение Москвы! Про вынос федеральных госучреждений за ее пределы. Это настоящая новость!
Мнения сторонников и оппонентов речи Медведева на форуме хотелось бы рассмотреть подробнее. Так, если еще раз возвратиться к последнему тезису выступления, некоторым наблюдателям показалось, что Собянин не до конца понимает суть президентской инициативы по расширению Москвы, упрощенно трактуя ее как один из способов решения проблемы пробок в центре столицы и привлечения инвестиционных прибылей. По мнению же сие комментирующих, формулировка, озвученная Медведевым, – «федеральный округ» — скорее всего, носит идеологическую нагрузку, как дополнительная функция развития федеральных структур. Такое вот прочтение.
Если брать выступление президента в целом, — «это политическая речь», а не просто набор экономических предложений, приводится в «Ведомостях» заявление не кого-нибудь, а помощника президента Аркадия Дворковича. Медведев, мол, неспроста уточнил, пишется далее в статье, предлагая стратегию страны на ближайшие несколько лет, что она должна быть реализована независимо от того, кто станет президентом и премьером в следующем году. Президент напомнил, что его первый президентский срок проходит под девизом «модернизация».
Как и следовало ожидать, немало колкостей в адрес Медведева прозвучало в обсуждении данной статьи «Ведомостей»:
«Господин Медведев, на вашем месте лучше отчитаться по всем пунктам предвыборного обещания 2008, а уже потом делать далеко идущие планы.
Правда, в этом случае предметного разговора не получится…»; «"Президент предложил семь мер для улучшения инвестклимата. Первая – ускорение приватизации. Вторая – убыстрение нищенизации!»; «Программа президента в нынешней ситуации – это, по сути, программа внутриполитического каннибализма. Попытка ее реализации (если это конечно не профанация) просто приведет к внутриполитическому взрыву».
И далее в основном в том же духе.
Куда более хвалебно высказались «официальные лица». Например,
губернатор Томской области Виктор Кресс по поводу выступления Медведева сказал газете ВЗГЛЯД: «Очень много новых инициатив услышал, включая создание нового федерального столичного округа, изменение судебной системы, борьбу с коррупцией. Об инновациях говорил президент, но это, можно сказать, его конек…»
Бизнесмен Рустам Тарико (здесь же): «Я услышал абсолютно объективную и даже, я бы сказал, безжалостную оценку ситуации, которая сложилась в нашей стране. Теперь самое главное, чтобы у него хватило времени все это реализовать. Даже если половину реализует, мы тогда будем жить в другой стране».
Глава РСПП Александр Шохин: «…Сейчас, когда уже практически никто не ожидал, что он будет излагать проект развития России на среднесрочный период, он и выступил с этим проектом. Это лучший вариант заявки на участие в президентской кампании, нежели фраза о том, что «я думаю о том, чтобы поучаствовать».
Хвалебного, при желании, можно набрать на десять обзоров. Смысл? В интернете, впрочем, раздается весомое недоразумение по поводу целого ряда тезисов президента. Например:
«Под риторикой снижения налоговой нагрузки Медведев пытается скрыть её повышение. В прошлом году он согласился с повышением социальных налогов до 34%, а теперь рассказывает о том, как сильно он постарался для того, чтобы немного снизить их обратно. "Мой выбор" президента почему-то лихорадит из стороны в сторону. Если есть стремление к снижению налогов, так зачем было их поднимать в прошлом году? Или выбор вдруг резко изменился?»
Или вот о заявлении о реформировании правосудия:
«На деле Медведев не только не поддерживает развитие судов присяжных, наоборот, он планомерно ограничивает их полномочия. Например, за первые три месяца 2009 г. суды присяжных оправдали всего-навсего 40 человек (из 242-х), но Медведев, видимо, углядел в ком-то из этих сорока человек истинного преступника и расстроился, поэтому далее в ход пошли законопроекты о запрете на рассмотрение судом присяжных дел о гостайне, шпионаже, терроризме и даже ОПГ…»
В таком виде, конечно, нельзя данные оценки, замечания рассматривать как полноценную дискуссию на тему «Что делать». Скорее, это природная реакция граждан, порою справедливая, порою не очень. Но заинтересованная, наполняющая интернетплощадку живыми мыслями, позволяющими увидеть не один лишь «одобрямс» на все, что делается или планируется сделать властью. Как ни крути, а в президентских тезисах было чересчур много слов о намерениях, о вещах, обсуждаемых из года в год. А вот чего-то топового все же не хватало. Разве что – о федеральном округе заявлено. Почему?
Алексей Навальный, оппозиционный политик, считает что пока у него (Медведева) не хватило ни сил, ни полномочий ни для одной его идеи. «Наша Конституция дает ему достаточно полномочий и власти для реализации этих вполне себе популярных и нужных всем мер. То, что он предлагает, меры популярные и разумные. Но чаще всего все упирается в его слабость, которая рождена его внутренними самоограничениями. Путинское правительство торпедирует большое количество инициатив…»
Тем не менее,
Юлия Цепляева (BNP PARIBAS) признает, что это похоже на дискуссию с Путиным, который высказывался по тем же пунктам. По ее мнению, Медведев обозначил не столько новую концепцию, сколько предпочтение других методов.
Аурелия Аугулите, NORDEA предполагает, что Медведев чувствует, как все может пойти не по его плану, что нет ему там больше места. «Я думаю, что на рынки это может не повлиять. Но если дальше такие комментарии будут идти, это будет помогать оттоку капитала из страны. От лидера страны хочется больше оптимизма», – считает критик, предрекая конфликтную ситуацию между Медведевым и Путиным.
Гинтарас Шлижюс, RAIFFEISENBANK видит в подомной ситуации предвыборный посыл, мол, те основные политически решения, которые Медведев принимал, они необходимы для страны. Однако, «все понимают, что последнее слово остается за Путиным. Если мы обратим внимание на отток капитала, то увидим, что частный бизнес все больше обеспокоен текущей ситуацией и все меньше верят как Путину, так и Медведеву».
Виктор Вексельберг, МИЛЛИАРДЕР лаконичен: «Отказ от идеи строительства госкапитализма очень важен, приоритет - строительство рыночной экономики».
Дмитрий Харлампиев, БАНК ПЕТРОКОММЕРЦ, учитывая круг проблем, которые были затронуты президентом, с точки зрения иностранных инвесторов, определяет позитивный характер выступления на форуме. Далее дает финансобую оценку: «Говоря о поведении корзины, и оценивая влияние на ее динамику риторики официальных лиц, стоит помнить о том, что в начале месяца (зампред ЦБ) Сергей Швецов заявил, что "приоритет - ориентиры по инфляции при неминуемом увеличении волатильности рубля". При этом (министр финансов) Алексей Кудрин недавно утверждал, что если не интенсифицировать накопление средств в фондах (логично предположить, что данная инициатива подразумевает увеличение объема валютных интервенций), то повышательное давление на рубль в ближайшие годы существенно усилится: "мы снова идем по этому пути, к курсу 24-26 рублей за доллар».
Как можно заметить, позиции банкиров, приведенные выше, в отношении сказанного Медведевым – различные. Хотя и не категоричные с тенденцией к анализированию. Собственно, на такие оценки мы и пытались выйти в итоге нашего обзора. А завершить его хотим разбором статьи доктора экономических наук Владислава Иноземцева «Выступление президента — новая порция слов, которые так и останутся словами?» Случаен ли вопросительный знак в конце заголовка?
Итак, отмечая вначале реакцию многих отечественных политологов на выступление Президента как воспринятое с энтузиазмом и соглашаясь с утверждениями о том, что «потенциал [ручного управления экономикой] исчерпан, [а] эффективность – впрочем, достаточно условная – такой экономической модели очень сильно зависит от конъюнктуры и часто ведет к непродуманным, судорожным шагам, решающим лишь одну задачу — сохранить то, что существует» и рядом других тезисов, В. Иноземцев не услыхал ответов на два вопроса, которые сегодня остаются ключевыми.
«Во-первых, непонятно, как президент расставляет приоритеты, и не смешиваются ли в его повестке дня малосовместимые и разнопорядковые вопросы». В связи с этим, приходим к выводу, уже звучавшему в обзоре: остается впечатление, что сегодня, как и несколько лет назад, у президента есть понимание желательного направления движения, но программы развития страны так и нет.
«Во-вторых, совершенно неясно, почему при контроле над всеми рычагами власти президент не предпринимает очевидных шагов в декларируемых им направлениях».
Вопросы остаются далеко не риторические. И посему Иноземцев отвечает на то, что многие восприняли выступление как предвыборное:
«На мой взгляд, это очень большое преувеличение. Человек, выступающий с предвыборной речью, не начинает ее с заверения в том, что предложенный им обществу проект «должен быть реализован независимо от того, кто и какие должности займет в нашей стране в ближайшие несколько лет». Он начинает ее с утверждения о том, что никто кроме идеолога и инициатора модернизации не способен адекватно довести ее до конца».
Нам показался данный вывод наиболее убедительным и в свете предвыборных задач, и тех магистральных направлений, которые стоят перед Россией в целом.
В оформлении использована работа художника В.Харченко "Равновесие"
23.06.2011