«Финал, трагический для всех…»
«Скандал на Таганке я считаю бунтом учеников, которые предали своего Мастера», – высказался любимый многими актер, Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. И это лишь одно из многих мнений, которые раздаются по поводу скандальной ситуации вокруг Театра на Таганке. Грешным делом подумаешь – да лучше бы на них устраивали гонения, как во времена Владимира Высоцкого, чем вот так, на ножах друг перед другом. А иные, поди, потирают руки от удовольствия…
Судачат, что взаимное недовольство копилось. И в результате критическую массу прорвало. Известно, что Любимов неоднократно предлагал перевести театр на контрактную систему, утверждал, что артист на зарплате стремится как можно меньше работать. Он диктовал и устанавливал правила. И заставлял с ними считаться.
А вот последний конфликт разразился за рубежом. На гастролях в Чехии актёры потребовали выплатить им гонорар. Они сформулировали свою позицию следующим образом: – готовы продолжать работать под руководством Юрия Петровича, если он, оставаясь художественным руководителем, передаст директорские полномочия. Они говорили о произволе руководства…
Чисто административную оценку ситуации дал министр культуры Александр Авдеев, констатировав, что «квинтэссенция конфликта - это не только столкновение характеров и эмоций, но и невозможность перевести театр на контрактную основу, на которой работают все мировые театры, кроме наших». «Деятели театра ратуют в основном за переход на контрактную систему - тогда удастся избавиться от балласта, который не играет, но числится в штатном расписании», - высказался министр, засвидетельствовав, что «переходу на контрактную систему препятствует действующее трудовое соглашение».
Круг формально замкнулся. Однако, в том то и сыр-бор, что актерам не нужен был автономный статус, на котором настаивал Юрий Любимов. Они это подтвердили. Они хотели стабильности, а не контрактов. Они направили Мастеру открытое коллективное письмо, под которым подписалось 127 человек. «Вы сожгли все мосты», - написали они. В письме речь идет о несогласии коллектива мириться с унижениями и оскорблениями в свой адрес. Артисты обещают «побороться за свое достоинство» и вместе с тем отмечают, что работать с Любимовым было «большой жизненной удачей».
Вот такой вышел клубок эмоций и нервов в некогда свободолюбивом храме искусства. По новому уставу театр станет государственным бюджетным учреждением культуры. Что тут скажешь. Лучше промолчать, глядя удаляющейся в прошлое «Любимовской эпохе»? Ведь мы извне лишь констатируем произошедшее, скорбя по утраченным иллюзиям. А у людей амбиции, семьи и так далее. «Каждый выбирает для себя…» Порою даже возникает мысль, что неплохо бы было, если бы в театре был бы психолог-психоаналитик на зарплате, который бы как семейный психолог решал бы в театральной семье все возникающие проблемы.
Народный артист России Феликс Антипов уверяет в том, что члены коллектива, отстаивая свою позицию, верят, что уход из театра Юрия Любимова поспособствует притоку новой энергии в театр, послужит импульсом для начала чего-то нового. Чего? Пока актер лишь смог резюмировать, что «тому «Театру на Таганке», который все знают, пришел конец».
Вот такие дела – чего не смогла советская власть, сделало время. Коллектив лишь добровольно подписал приговор – «мы наш, мы новый мир построим…» Не поймите превратно, никто не имеет права катить ни на кого бочку. Но рана кровоточит, и название ей – крушение легендарного символа человеческого единства. Еще одно разочарование.
«Ожидаемый финал, на мой взгляд, трагический для всех», – резюмировал Калягин.
Любимов поставит «Бесов»
Юрий Любимов покидает театр. Сказал, как отрезал 47 лет, отданных Таганке. Человек-легенда, человек-бунтарь, в последнее время с больших и малых трибун жаловался на то, что в своем театре он перестал быть хозяином. Что не может уволить артиста за прогул, не может освободиться от непрофессионалов в художественно-постановочной части. Он повторял, что театр губит отсутствие дисциплины, актерский произвол. Вот такие, в сущности, банальности.
Так может ну его, слезы лить. Мировой режиссер размышляет о театральных проектах за границей, возможно, в кино. Грозится поставить спектакль по роману Федора Достоевского «Бесы»: «После всего произошедшего я поставлю и посвящу им (актерам Театра на Таганке)».
Кстати, постановку последнего спектакля сезона нынешнего – «Маска и душа» – Юрий Любимов посвятил Антону Чехову. «Для меня было очень важным то, что Чехов - доктор, хотя сам он переживал, что мало сделал для медицины, - отметил режиссер. - А доктор ставит диагноз. Диагноз стране, в которой он живет, обществу, а сейчас мы вполне можем говорить и о чеховском диагнозе в планетарном масштабе. И - самое главное - Чехов диагностирует состояние души человека. Каково оно? И тут к нему может обратиться каждый из нас. И увидеть болезнь своей души. Увидеть, осталась ли под той маской, теми масками, которые мы вынуждены носить практически постоянно, душа. Что с ней происходит, жива ли она?» Таков эпилог его таганской деятельности.
А что станется со всеми его спектаклями? Ранее Любимов предполагал, что они будут сняты с репертуара театра. А вышло так, что, как утверждают критики, попал в ловушку российского авторского права. Так как по существующему законодательству, в отличие от писателей или композиторов, режиссер не является автором, он не имеет права запретить показ своего спектакля. Посему, спектакли остаются, как и фамилия на афишах.
…да здравствует король?
Состоялось, как и полагается, профсоюзное собрание, на котором труппа артистов Театра на Таганке единогласно предложила утвердить кандидатуру Валерия Золотухина на должность директора театра и его художественного руководителя. Правда, Валерий Сергеевич предупредил – обязанности худрука готов исполнять до начала сезона, куда попадают и гастроли в Греции.
Валерию Золотухину – 70. Жизнь по совести отдана Таганке. В настоящее время он также играет несколько раз в месяц главную роль в спектакле «Счастливое событие» в театре «Модернъ», руководит Алтайским театром молодежи. Еще одна главная роль в театральном проекте «Все мои сыновья», где режиссером выступил Кшиштоф Занусси.
Он стал по определению кризисным менеджером. А дальше? Новая энергия, импульсы… Будущие Филатовы, Хмельницкие, Высоцкие…
22.07.2011