Саммит СНГ, состоявшийся в Душанбе, не рассеял, а лишь сгустил тучи над данной структурой. Наблюдатели прогнозируют ее постепенное отмирание и приход на смену Таможенного союза (ТС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Говорят, не случайно российский президент Дмитрий Медведев начал свою речь с критики, сказав об аморфности и слабом выполнении принятых в рамках СНГ обязательств. ТС и ОДКБ он привел в качестве примеров более успешных интеграционных проектов.
Член правления опекаемого президентом РФ Института современного развития Евгений Гонтмахер подвел под реформистские тенденции прочный научный базис, мол, в СНГ слишком разные страны, что лишает возможности выстраивать общую политику. Отсюда – курс на создание специализированных сообществ. ТС - это интеграция по экономическим параметрам. А ОДКБ - для конкретных шагов в сфере безопасности. В общем, как оказалось, не годится СНГ в качестве общей крыши для всех входящих в него государств, нет у него надежности современных материалов, например, таких, как
тпо мембрана. Поэтому, данная крыша, увы, постоянно течет. Что и доказал последний саммит.
Из наиболее напряженных моментов саммита отмечается обмен заявлениями президентов России и Украины в связи с газовыми поставками. В частности, как сообщила пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, глава государства «обратил внимание украинских партнеров на то, что те предложения, которые были переданы российскому правительству и о которых было доложено ему, не содержат конкретики».
В целом, позицию страны глава Государства Российского обозначает таким образом: либо Украина вступает в Таможенный союз и получает интеграционные скидки на газ, как Белоруссия, либо продает газотранспортную сеть российскому "Газпрому". Киев, по словам Януковича, не приемлет давления в вопросе переговоров, касающихся цен на газ: "Любое давление для нас унизительно, и мы не позволим, чтобы так с нами говорили. Это унижает не меня лично, а государство, и я не могу этого допустить".
Нынешнее украинское руководство придерживается версии, согласно которой экс-премьер Юлия Тимошенко, заключая нынешние газовые контракты, превысила полномочия. По материалам украинских следственных органов, Тимошенко фальсифицировала документ, одобряющий подписание контрактов с "Газпромом".
Если суд признает Тимошенко виновной, то контракты могут быть признаны ничтожными. В запасе у украинских властей есть еще один вариант денонсации действующих соглашений. В пятницу Украина заявила, что "Нафтогаз" (украинская нефтегазовая монополия) будет ликвидирован как субъект хозяйствования, а следовательно, контракты, заключенные с "Нафтогазом", будут признаны недействительными.
12.09.2011