Сегодня: Понедельник, 30 декабря
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Первая еженедельная аналитическая газета Оглавление номера 220 от 31-31 октября
Карта сайта |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Запасники  |  Опросы  |  sitemap

Живая очередь
ТЕМА НОМЕРА

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ИГРОТЕКА

ОНЛАЙН ИГРЫ

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№219 от 21 ноября
МИР ИНТЕРНЕТА: Виртуальные номера: что это и для чего они нужны

№218 от 28 августа
Пассивный Заработок: Плюсы и Минусы

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
https://www.gazetanv.ru/rss.xml

 


ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №190 ПРАЗДНИК
Давние традиции новогоднего праздника
Ощущение праздника витает в воздухе, и даже взрослые люди ненадолго становятся детьми, верящими в сказочное чудо. Снег очищает пространство и ложится на землю чистой страницей.

Век за веком идёт. Каждый год – Новый год – маленький рубеж между прошлым и будущим. Прототип этого праздника возник ещё в эпоху древнейших народов-земледельцев. Они чтили культ Солнца, от «благосклонности» которого зависел урожай и благосостояние. Самый короткий день в году приносил тревогу, что Солнце может вовсе исчезнуть. И поэтому далёкие предки зажигали яркие костры и факелы, веря в то, что пламя, вызванное ими, добавит Светилу сил для возрождения.

В период язычества было принято задабривать различных «богов» дарами-жертвоприношениями (чаще съедобными), которые развешивали на деревьях. Для этих целей выбирали вечнозелёные, преимущественно хвойные, растения, зелень которых символизировала вечную жизнь; аромат хвои отгонял злых духов (позднее стали известны его бактерицидные свойства). Сосна, ель (или их ветки) – неизменные атрибуты современного праздника.

С давних пор Новый год отмечали все народы Земли. Основателя традиции среди них выявить трудно, но некоторые учёные выделяют китайцев, которые первыми стали обмениваться праздничными открытками (около 1000 лет назад). На них не было поздравлений, лишь значилось имя дарителя. Привычные для нас открытки появились в ХІХ веке: праздничные художественные письма не всегда посылали в конверте, а зачастую открыто (откуда и произошло название). Открытки отличались очень высоким качеством: на них печатались репродукции акварелей художников (И.Репина, К.Маковского).

В исторической литературе можно найти интересную информацию о временнόй трансформации праздника: в Древнем Риме Новый год отмечали то 1 марта, то 1 января, пока император Гай Юлий Цезарь не ввёл традицию празднования в январе. По легенде, первыми в мире новогодними подарками были веточки лавра, символизирующие удачу и счастье в будущем году.

В Киевской Руси долго встречали Новый год 1 марта (в день весеннего равноденствия). А с ХV века – ещё и 1 сентября (период сбора урожая). Деревья наряжали разноцветными бусами, устраивали хороводы, посыпали пол в доме соседей отборным зерном – символом достатка. Постепенно все народы Европы начали отмечать праздник 1 января. В России зимний Новый год прижился с 1700 года.

20 декабря 1699 г. царь Пётр І указал вести летоисчисление от Рождества Христова, а год начинать 1 января. Согласно приказу Пётра І перенимался европейский обычай «пить и веселиться под наряженной ёлкой» по поводу новогоднего праздника, с поздравлениями, фейерверками, огнями, маскарадными костюмами.

В таком виде Новый год благополучно продержался до начала ХХ века. В 1916 г., во время І мировой войны, ёлки были запрещены как «вражеская немецкая затея».

А советская власть и вовсе объявила все праздники царской России буржуазными пережитками. Тем не менее, Новый год стал настолько «своим», что люди продолжали тайно отмечать его. Только в декабре 1935 г. Партия сменила гнев на милость: газета «Правда» опубликовала заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку». 1 января 1936 г. в Колонном зале Дома союзов устроили официальную ёлку «для отличников учёбы». Возможно, такое «показательное выступление о жизни лучшей и весёлой» было одобрено Сталиным, с целью поддержки авторитета власти после коллективизации и массового голода.

С 1954 г. ёлки стали устраивать в Кремле, куда впервые посредством партийных и комсомольских организаций приглашались простые граждане: лучшие школьники и студенты. Трансляция праздничного концерта звучала по радио, газеты пестрели репортажами. Несмотря на то, что Новый год был единственным неполитическим праздником в СССР, ёлочные игрушки того времени являлись инструментом идеологии: кремлёвские башни, портреты членов Политбюро, фигурки космонавтов, дирижабли, кочаны кукурузы, поросята. А Дед Мороз с плакатов призывал к новым достижениям пятилеток и морозил «поджигателей войны».

Зимние торжества прочно ассоциируются с искрящимся в бокалах шампанским. В начале 60-х годов вышло специальное постановление про обеспечение каждой советской семьи «Советским» шампанским (из расчета 1 бутылка на 3-х человек). Многие граждане теперь уже постсоветского пространства продолжают выполнять и перевыполнять постановление.

Родословная нашего Деда Мороза берёт начало из давних славянских поверий, согласно которым духи предков («дедов») приходили зимой к людям, проверяя, кто почитал их память и соблюдал старинные обычаи. В качестве литературного героя Дед Мороз впервые появляется в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» в 1840 г.

Снегурочка изначально была персонажем народной сказки о ледяной девочке, растаявшей под лучами весеннего солнца, по мотивам которой Александр Островский в 1873 г. написал пьесу. Поэтический образ Снегурочки вдохновлял многих поэтов, писателей, композиторов к творчеству. Дети радостно встречают весёлую и находчивую внучку Деда Мороза и вместе водят хороводы вокруг нарядной ёлки.

Каждую зиму приходит новогодний праздник, в котором причудливо соединились обычаи и поверья древних предков со светскими европейскими традициями. Возможно, будущее добавит к ним и другие нюансы. Неизменными останутся новизна планов, надежды о том, что люди, а вместе с ними наш мир, станут лучше.
   
стр.4 // HT
Полное оглавление номера
НАШИ ПАРТНЕРЫ

|

Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку
В докладе американского госдепартамента о распространении терроризма в мире в 2011 году, который ежегодно направляется в конгресс США, указывается на то, что очаг террористической опасности в России по-прежнему концентрируется на Северном Кавказе.

Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века
Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму.

Казахстан: войска стреляют в мирных людей
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня.

Долг платежом красен
Конфликт с российским дипломатом произошел в провинции Конфликт с российским дипломатомв Китае. К нему применили насилие и задержали в одном из офисов во время оказания помощи двум российским гражданам. Последних, в свою очередь, из того же офиса уже пять дней не отпускают китайские партнеры.

Слушается дело об убийстве Свиридова
В Мосгорсуде слушается дело шести уроженцев Северного Кавказа, которые в ночь на 6 декабря затеяли на улице потасовку, в результате которой был убит болельщик московского «Спартака» Егор Свиридов.

Юрий Кукин
У каждого поколения должны быть свои герои. Это, конечно, громко сказано. Тем более, когда при упоминании таковых, в первую очередь, возникает специфический голос, нехитрых несколько аккордов под гитару и удивительное человеческое обаяние. Сразу вспоминается дурацкое: «Хороший парень – это не профессия».

Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу.
В Киеве состоялось пятое по счету вручение уникальной поэтической премии имени Леонида Николаевича Вышеславского «Планета поэта» (русская и украинская номинации). Л.Н. Вышеславский – личность легендарная, человек, которому Григорий Петников в 1963 году передал звание «Председатель земного шара».


Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях | sitemap