Ощущение праздника витает в воздухе, и даже взрослые люди ненадолго становятся детьми, верящими в сказочное чудо. Снег очищает пространство и ложится на землю чистой страницей.
Век за веком идёт. Каждый год –
Новый год – маленький рубеж между прошлым и будущим. Прототип этого праздника возник ещё в эпоху древнейших народов-земледельцев. Они чтили культ Солнца, от «благосклонности» которого зависел урожай и благосостояние. Самый короткий день в году приносил тревогу, что Солнце может вовсе исчезнуть. И поэтому далёкие предки зажигали яркие костры и факелы, веря в то, что пламя, вызванное ими, добавит Светилу сил для возрождения.
В период язычества было принято задабривать различных «богов» дарами-жертвоприношениями (чаще съедобными), которые развешивали на деревьях. Для этих целей выбирали вечнозелёные, преимущественно хвойные, растения, зелень которых символизировала вечную жизнь; аромат хвои отгонял злых духов (позднее стали известны его бактерицидные свойства). Сосна, ель (или их ветки) – неизменные атрибуты современного праздника.
С давних пор Новый год отмечали все народы Земли. Основателя традиции среди них выявить трудно, но некоторые учёные выделяют китайцев, которые первыми стали обмениваться праздничными открытками (около 1000 лет назад). На них не было поздравлений, лишь значилось имя дарителя. Привычные для нас открытки появились в ХІХ веке: праздничные художественные письма не всегда посылали в конверте, а зачастую открыто (откуда и произошло название). Открытки отличались очень высоким качеством: на них печатались репродукции акварелей художников (И.Репина, К.Маковского).
В
исторической литературе можно найти интересную информацию о временнόй трансформации праздника: в Древнем Риме Новый год отмечали то 1 марта, то 1 января, пока император Гай Юлий Цезарь не ввёл традицию празднования в январе. По легенде, первыми в мире новогодними подарками были веточки лавра, символизирующие удачу и счастье в будущем году.
В Киевской Руси долго встречали Новый год 1 марта (в день весеннего равноденствия). А с ХV века – ещё и 1 сентября (период сбора урожая). Деревья наряжали разноцветными бусами, устраивали хороводы, посыпали пол в доме соседей отборным зерном – символом достатка.
Постепенно все народы Европы начали отмечать праздник 1 января. В России зимний Новый год прижился с 1700 года.
20 декабря 1699 г. царь Пётр І указал вести летоисчисление от Рождества Христова, а год начинать 1 января. Согласно приказу Пётра І перенимался европейский обычай «пить и веселиться под наряженной ёлкой» по поводу новогоднего праздника, с поздравлениями, фейерверками, огнями, маскарадными костюмами.
В таком виде Новый год благополучно продержался до начала ХХ века. В 1916 г., во время І мировой войны, ёлки были запрещены как «вражеская немецкая затея».
А советская власть и вовсе объявила все праздники царской России буржуазными пережитками. Тем не менее, Новый год стал настолько «своим», что люди продолжали тайно отмечать его. Только в декабре 1935 г. Партия сменила гнев на милость: газета «Правда» опубликовала заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку». 1 января 1936 г. в Колонном зале Дома союзов устроили официальную ёлку «для отличников учёбы». Возможно, такое «показательное выступление о жизни лучшей и весёлой» было одобрено Сталиным, с целью поддержки авторитета власти после коллективизации и массового голода.
С 1954 г. ёлки стали устраивать в Кремле, куда впервые посредством партийных и комсомольских организаций приглашались простые граждане: лучшие школьники и студенты. Трансляция праздничного концерта звучала по радио, газеты пестрели репортажами. Несмотря на то, что Новый год был единственным неполитическим праздником в СССР, ёлочные игрушки того времени являлись инструментом идеологии: кремлёвские башни, портреты членов Политбюро, фигурки космонавтов, дирижабли, кочаны кукурузы, поросята. А Дед Мороз с плакатов призывал к новым достижениям пятилеток и морозил «поджигателей войны».
Зимние торжества прочно ассоциируются с искрящимся в бокалах шампанским. В начале 60-х годов вышло специальное постановление про обеспечение каждой советской семьи «Советским» шампанским (из расчета 1 бутылка на 3-х человек). Многие граждане теперь уже постсоветского пространства продолжают выполнять и перевыполнять постановление.
Родословная нашего Деда Мороза берёт начало из давних славянских поверий, согласно которым духи предков («дедов») приходили зимой к людям, проверяя, кто почитал их память и соблюдал старинные обычаи. В качестве литературного героя Дед Мороз впервые появляется в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» в 1840 г.
Снегурочка изначально была персонажем народной сказки о ледяной девочке, растаявшей под лучами весеннего солнца, по мотивам которой Александр Островский в 1873 г. написал пьесу. Поэтический образ Снегурочки вдохновлял многих поэтов, писателей, композиторов к творчеству. Дети радостно встречают весёлую и находчивую внучку Деда Мороза и вместе водят хороводы вокруг нарядной ёлки.
Каждую зиму приходит новогодний праздник, в котором причудливо соединились обычаи и поверья древних предков со светскими европейскими традициями. Возможно, будущее добавит к ним и другие нюансы. Неизменными останутся новизна планов, надежды о том, что люди, а вместе с ними наш мир, станут лучше.