Построенный в Дании советский
пароход Челюскин предназначался для коммерческих грузовых перевозок. Пройдя испытания на прочность и проходимость, после нескольких пробных плаваний в 1933 году судно отправилось из Мурманска во Владивосток по маршруту ледокола «Сибиряков».
Успешное начало пути не предвещало беды, но после первых встреч с огромными глыбами льда, экипаж стал готовиться к самому худшему. Вопреки всем прогнозам и стараниям экипажа, пароход «Челюскин» так и не достиг точки назначения, потерпев крушение во льдах Чукотского моря зимой 1934 года. Причиной трагедии стали ледники, которые в буквальном смысле слова – раздавили судно.
Всего за 2 часа вся команда не только высадилась на льдину, но и успела вынести с борта все необходимое для жизни. Именно это впоследствии и помогло экипажу продержаться на ледниках достаточно длительное время. К сожалению, во время затопления парохода героически погиб завхоз экспедиции Б. Г. Могилевич.
Целых 2 месяца 104 выживших участника челюскинской экспедиции, в том числе рожденная на «Челюскине» малышка, боролись со стихией в надежде на спасение. Начальник экспедиции Отто Шмидт делал все возможное для поддержания командного духа и веры в благополучный исход, периодически проводя лекции по философии и издавая стен. газету для членов экипажа.
В апреле 1934 года все надежды оправдались – благодаря неоценимой работе многих полярников и специалистов авиации была проведена одна из самых сложных на то время спасательных операций. Всего было совершено 24 рейса, во время каждого из них летчики забирали людей с ледника и перевозили их в Ванкарем. Уже оттуда пострадавших и больных отправляли в больницы других городов, а наиболее выносливые члены экипажа преодолели пешком более 500 км, проходя до 70 км в сутки.
Подвиг экипажа «Челюскин» стал толчком для развития северной авиации, строительства радио- и метеорологических станций, новых ледоколов и судов, предназначенных для плаванья в условиях Северного Ледовитого океана.
Со временем, многие ученые пытались найти затонувший пароход, но все попытки были тщетны. И только осенью 2006 года останки парохода «Челюскин» были найдены
подводной
археологической экспедицией «Челюскин-70». Анадырские археологи во главе с Алексеем Михайловым целую неделю занимались исследованием места гибели парохода, после чего вернулись домой не с пустыми руками. Со дна Чукотского моря были подняты фрагменты судна, которые немного позже были идентифицированы экспертной комиссией Копенгагена.
Статья подготовлена на основе материалов с сайта http://www.cheluskin.ru
29.08.2012