|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №209 ТЕМА НОМЕРА |
Я могу прожить без необходимого, но без лишнего не могу |
или чего ждать от эмбарго на иностранные продукты питания
"Я могу прожить без необходимого, но без лишнего не могу", – говаривал Вольтер. Насколько августовский президентский Указ Владимира Путина «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» подтвердит или опровергнет этот афоризм, покажет будущее. Во всяком случае, документ может стать своеобразной лакмусовой бумагой в определении того, как лихо бросаются слова на ветер государственными мужами и «последовательно» осуществляются громкие державные заявления. Если помните, от смешного до великого – один шаг. Хотя пока многим не до смеха.
Уже произнесено вслух, что запрет импорта иностранного продовольствия не выглядит безукоризненно проработанным заранее. И это самое решение о запрете поставок продовольствия из стран, введших санкции против России, подчинено не экономической, а политической логике. А то, что схема создавалась с колес, свидетельствуют оговорки – список, дескать, может быть скорректирован «в зависимости от позиции западных стран». Об этом же свидетельствуют и временные рамки – запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа. А там посмотрим – «если наши партнеры продемонстрируют конструктивный подход», правительство готово пересмотреть срок эмбарго, обещает премьер-министр Дмитрий Медведев.
Ну, действительно, если придерживаться не шапкозакидательских настроений ура-патриотов, а реально расценивать российские возможности и экономическую мощь в мире, – творимое мероприятие на предмет «пожрать», учитывая, что «путь к сердце мужчины лежит через желудок», выглядит весьма рискованным предприятием.
Итак, конкретный список товаров сразу же после президентского указа озвученный премьер-министром Дмитрием Медведевым, в частности, на год запрещает поставки говядины, свинины, фруктов, птицы, сыров и молока из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Так что частично опасения, высказываемые «жителями» социальных сетей, подтвердились – больше всего россиян волновало возможное исчезновение с прилавков магазинов европейских вин и сыров.
Кстати, кто не слышал, глава правительства РФ считает положительным введение запрета на ввоз ряда западных продуктов в Россию. Дескать, эмбарго на поставки продовольствия из западных стран «позволит „перетряхнуть“ рынок. По его мнению, продуктовое эмбарго приведет к диверсификации поставщиков на российский рынок и повысит конкуренцию.
Навострили уши в связи с этим соратники по Таможенному союзу. Наблюдатели предполагают, что «сия весть» о заморских продограничениях долетела до них посредством средств массовой информации. Это потом якобы Владимир Путин обсудил по телефону с Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым «координацию действий в торгово-экономической сфере». Показательна реакция заместителя Министр сельского хозяйства Белоруссии Леонида Маринича, который назвал создавшуюся ситуацию на продовольственном рынке «клондайком». Белорусские харчи готовят к экспорту с высокого старта.
Академичнее выразился председатель Национальной палаты предпринимателей Казахстана Аблай Мырзахметов, сказав, что его страна нарастит производство сельхозпродукции в расчете на российский рынок. Реакция логична, ведь российская сторона уже заявила об оперативной замене стран-поставщиков. И кому, как не ближайшим соседям может быть дан этот шанс. Существует правда политический аспект - убедить Белоруссию и Казахстан присоединиться к санкциям в обмен на дополнительные льготы. Впрочем, судя по заявлениям, взаимопонимания в этом вопросе не так-то легко достичь.
Свято место, как известно, пусто не бывает. Консультации о поставках продовольствия ведутся с Эквадором, Бразилией, Чили, Аргентиной. Как уверяют специалисты, по многим позициям найти замену поставщикам можно. Вот только придется потратить на это какое-то время и деньги, изменить схемы логистики, осуществить структурную перестройку бизнесов. Это касается и повышения выпуска отечественных продтоваров.
Варианты действительно есть. Россия и Египет изучают возможность создания зоны свободной торговли. Как сообщил президент России Владимир Путин после переговоров с египетским коллегой Абдель Фаттахом ас-Сиси, в ближайшее время упростится доступ товаров из Египта на российский рынок. Египет может увеличить поставки сельхозпродукции в Россию еще на 30%. «90% нашего импорта из Египта приходится на сельхозпродукты. Египет уже увеличил поставки на наших рынках этой продукции на 30%. Готов увеличить в ближайшее время еще на 30%», — пояснил российский президент. Россия в свою очередь в текущем сельскохозяйственном году увеличит более чем на 60% поставки зерна в Египет — до 5-5,5 млн т. Таким образом, на Египет может прийтись примерно пятая часть российского зернового экспорта.
Что касается ЕС – там начали оперативно изучать возможность подачи исков к России в рамках ВТО. Если они будут предъявляться, аналитики предполагают, что из Кремля будут доказывать, мол, рост импорта поставил под угрозу собственное производство. А такой аргумент таки да допустим в ВТО. В хронологическом исчислении, эти процессы могут затянуться на месяцы. Из организации Россия не вылетит, а вот партнеры по ВТО реально могут поднять тарифы на российский экспорт.
В мире отечественной торговли, похоже, были готовы к санкциям. Розница оперативно начала пересмотр ассортимента. Сильнее всего должны пострадать сети, ориентированные на состоятельных покупателей, — «Азбука вкуса», «Алые паруса». Зарубежные розничные торговцы, например «Ашан» и Metro, также более зависимы от импорта, чем российские игроки, отмечают аналитики.
Что касается конкретных продуктов, ощутимее всего санкции могут отразиться на сырах. Увы, не все импортные сорта можно заменить. Предполагают, что в российской рознице ассортимент сыров может сократиться на 25-30%, в премиальном сегменте — на 40-50%.
Российские производители в принципе готовы замещать иностранные аналоги с определенными оговорками. В частности, основная масса моцареллы на российском рынке — российского производства, импортные сыры серьезной конкуренции не составляют, – убеждают производители. Но есть опасение, что отечественным сыроварам может не хватить молока для выпуска в том объеме, который потребуется для насыщения рынка. Запрет на ввоз молочной продукции может вызвать его дефицит и, как следствие, рост цен, что мы уже отмечали. При том, что цельное молоко уже на 30% дороже, чем в Европе.
Ожидаются сложности и с фруктами, максимальная доля которых в европейских поставках в определенные сезоны достигала 50%. Например, «Империя фруктов» ищет поставщиков овощей и фруктов в Македонии, Сербии, часть поставок может быть переориентирована на отгрузки из Египта и Турции.
Не менее проблематична — рыбная отрасль. Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация) уведомила правительство, что импортеры скорее всего обанкротятся, так как «не смогут ни перевезти товар на территорию России, ни осуществить возврат». Например, грузы из Северной Америки могут находиться в пути до двух месяцев.
Этим, конечно же, не исчерпывается круг проблем. Приведем немного статистики. Как подсчитали аналитики «Сбербанк CIB», в 2013 году Россия импортировала продовольственных товаров на $43 млрд, что составляет 12% от всего объема продаж еды в рознице. Доля России в продовольственном экспорте ЕС за предела союза в 2013 г. составила 14% (с учетом экспорта внутри самого ЕС – 3%), США и Канады – около 0,8%, Норвегии – 10%. Потери ЕС от российского запрета могут составить до 12 млрд евро.
Что же до рядовых отечественных потребителей, говорят, большинство россиян с минимальными претензиями вряд ли заметят изменение ассортимента своей продуктовой корзины. Это похоже на правду. Как, впрочем, и то, что они обязательно ощутят на себе рост цен. Не нами выдумано, что сокращение рынка неминуемо ведет к инфляции и падению курса рубля.
В Рунете не унывают, их, как говорится, мясом не корми, дай поизгаляться на предмет изгнания с прилавков импортных сыров и молочных продуктов. Тут сразу же появились слегка нервозные предложения об организации в Европу «жор-туров». Но что-то подсказывает, что Европа от этого не в восторге. У них там свои проблемы. Скажем, в Польше провели целую акцию «Съешь яблоко назло Путину» (Jedz Jablka Na Zlosc Putinowi), их активно начали поедать после запрета ввозить в Россию. Как известно, с 1 августа Россия прекратила импорт почти всех польских овощей и фруктов, объяснив это нарушениями сертификации и выявлением карантинных объектов.
Одновременно Россия ввела запрет на поставки из Украины сои и подсолнечника, поскольку Россельхознадзор в украинской растительной продукции обнаружил семена карантинных сорняков. За одно, был объявлен запрет на импорт украинских соков, в том числе для детского питания, как не соответствующих стандартам Таможенного союза.
Перед этим Россия наложила табу на овощные и рыбные консервы украинского производства, а с 28 июля в РФ вступил в силу запрет на ввоз украинской молочной продукции.
Все это произошло за 6-10 дней до применения ответных санкций в пику западным странам, с чего мы начали этот обзор.
В средине августа поговаривали о том, что в ответ Польша может аннулировать импорт российского угля, который занимает 40% на рынке страны. Это подтвердил в своем заявлении глава МИД Польши Радослав Сикорский. Отвлекаясь от главной темы, заметим, что Польша – крупнейший в Евросоюзе производитель угля, была вынуждена импортировать его. За январь-апрель 2014 года Варшава увеличила закупки российского угля, который дешевле отечественного, на треть — до 2,5 миллиона тонн. В результате уголь из России начал вытеснять польский, из-за чего эта отрасль оказалась в кризисе.
От торговой войны никому не сладко. Крупный финский производитель молочной продукции Valio назвал введенный Россией запрет «тяжелым ударом». Компания остановила все линии по производству продукции для продажи в России. А ведь почти 90% продаж Valio в России — это импорт из Финляндии.
Не позавидуешь и чешская компании Hame, производящей долго хранящиеся и охлажденные продукты питания. Она теряет выручку из-за российских ограничений. Тут будут требовать компенсации от правительства Чехии или от властей ЕС в связи с потенциальными последствиями санкций. Примеров предостаточно. И нигде молчать не собираются.
Как и следовало ожидать, в этой ситуации активизировались спекулянты, что подвигло главу Минсельхоза Николая Федорова выступить с заявлением: «В ближайшее время могут быть возбуждены определенные дела, административные — со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), или даже дела со стороны правоохранительных органов, более строгие», — сказал Федоров. По его словам, ведется ежедневный мониторинг цен на сельхозпродукцию по тем позициям, которые попали под эмбарго. «Но говорить о том, есть рост, связанный с принятыми решениями в отношении недружественных стран, я думаю, что так квалифицировано и доказательно говорить нельзя», — отметил Федоров.
В этой же связи, Вице-премьер Аркадий Дворкович обсудил с представителями розничных сетей, поставщиками и производителями продуктов питания, как государство намерено следить за ценами на продовольствие. В списке товаров, розничные цены на которые отслеживаются чиновниками, 40 категорий. Из бакалеи в список вошли пшеничная мука, рис, гречневая крупа, макароны, подсолнечное масло, сахар и соль, чай, вода. Из мясных продуктов – вареная, варено-копченая и сырокопченая колбасы, из мяса — говядина, свинина и мясо кур, а кроме этого — рыба (мороженая, копченая и соленая) и консервы. Также в списке – яйца, черный и белый хлеб, молоко (2,5-4% жирности), творог (5-9%), кефир (3,2%), сметана (15%) и твердый сыр. Среди поднадзорных овощей и фруктов — картофель, лук, капуста, морковь, огурцы, томаты, перец, яблоки, бананы, виноград, апельсины и мандарины.
Заинтересованную предметную риторику, призванную придать новый импульс торговой войне, поддержал Премьер-министр Дмитрий Медведев, заявив о разрабатываемой в России новой продовольственной программе. Он уточнил, что предполагается развитие «тех отраслей сельхозпроизводства, которые не развивались и были в значительной степени зависимы от импорта».
Смущает лишь некая декларативность заявлений и отсутствие хронологической составляющей – когда? Что ни говори, а поэт когда-то сказал: мы с землею накрепко связаны питанием трехразовым. А вот Германия прямо считает, что Россия долго не выдержит собственное эмбарго и заявляет о "преждевременности" требований о компенсации производителям сельхозпродукции. Там напоминают, что в России уровень самообеспечения продуктами земледелия не превышает 60%. А, например, решить вопрос нехватки молочной продукции страна самостоятельно вообще не в состоянии. Впрочем, где не копни – это тема отдельной статьи.
К тому же, нет правила без исключений. Первой ласточкой, возвестившей об обратном движении властей России, стало намерение разрешить ввоз мальков для производства аквакультуры. Ранее из-за введенных санкций на границе был приостановлен ввоз посадочного материала (смолт) для выращивания атлантического лосося в Мурманской области. Российский Рыбный союз проинформировал правительство о необходимости принятия в связи с этим оперативных мер, так как российские потребители могут остаться без отечественного лосося. Кто на очереди?
Или все же политические амбиции и экономические расчеты из соображений элементарного престижа заставят руководство страны быть последовательным в своем решении и дело не дойдет до переправления штрих-кодов европейских производителей на отечественные ради сохранения чести мундира! Тогда уж позора не оберешься. «Тому, кто покупает ненужное, скоро придется продавать необходимое», – говорил Бенджамин Франклин. А тому, кто не покупает нужное? Точку в этом вопросе ставить преждевременно.
01.09.2014
|
|
|
стр.1 |
// СЕМЕНОВ Владимир |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|