|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №57 ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ |
Костин: «Август 91-го был фарсом» |
ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ – НЕПОНИМАНИЕ ОСТАЛОСЬ
Профессиональный журналист, вице-президент одного из крупнейших радиохолдингов России, автор книги «Две жизни моего поколения», Юрий Костин называет себя патриотом-космополитом: человеком, любящим свою страну, но широко открытыми глазами смотрящим на мир. Как он совмещает, казалось бы, несовместимое, Юрий Алексеевич поведал корреспонденту «Нашего времени».
- В 1987 году вы окончили факультет международной журналистики МГИМО МИД СССР, работали в отделе Северной Америки информационного агентства ТАСС, затем старшим редактором, заведующим отделом радиовещания на США и Великобританию Radio Moscow World Service Гостелерадио СССР. На такой хороший старт в те времена мог рассчитывать либо сексот, либо сын высокопоставленных родителей. К какой категории относились вы?
- Во времена застоя, да и в любые времена, даже сейчас, наверное, существует вариант «прямой атаки в лоб». В моей анкете написано: «из рабочих». В МГИМО такой категории абитуриентов не хватало. Кроме того, упорства мне было не занимать. Вот и поступил. А когда в АПН (ныне РИА «Новости») нам торжественно вручили студенческие билеты, и я свой принёс домой, то отец, увидев «корочку», поначалу не поверил.
Кстати, в ТАСС я не работал. Проходил преддипломную практику.
- Почему выбрали Институт международных отношений?
- Считал лучшим вузом страны, во-первых. Во-вторых, потому, что очень нравился образ Штирлица (имею в виду «Семнадцать мгновений весны»). В-третьих, потому что очень рано прочитал всего Дюма.
С 13 лет писал «повести», которые читали одноклассники. И карьера дипломата-писателя казалась единственно правильным выбором.
Пионер – всем пример
- Когда в 1991-м рухнула советская власть, для многих это стало шоком. А вы не растерялись и стали одним из создателей первой стопроцентно частной радиостанции на территории России («Радио 101»), которая сразу же начала «опопсевать» нашу страну.
- Опопсевать нашу страну начали раньше. Это еще с цыган пошло. А в новой России до 1995-го года чуть ли не дурным тоном считалась трансляция в эфире FM-радиостанций низкопробной поп-музыки и любой музыки российского производства. За исключением протестного рок-н-ролла 80-х, советская и ранняя российская эстрада сводилась либо к ретро, либо к патриотическим песням, либо к «лохопопсу». Но тут появляется музыкальный фильм «Старые песни о главном», прослеживается явное желание народа вернуться к традициям. Идеализация советского прошлого послевоенных времён, героических достижений, получивших ненавязчивое отражение в фильме «Старые песни о главном», где в непривычном амплуа снимались привычные эстрадные лица, понравилась людям. Отсюда взлёт «Русского радио», появившегося на волне ностальгии. И станции типа «Радио 101», считавшиеся элитными, транслировавшие лучшие образцы западного рока, блюза, добротную поп-музыку, ушли на второй план.
А первый шок мы испытали, будучи еще студентами. Сначала, когда умер Л.И. Брежнев. Чувствовали, что с этой смертью что-то уходит из нашей жизни навсегда. Потом началась перестройка и в 87-м, перед выпускными экзаменами, растерянный профессор некоего предмета вошёл в аудиторию и сказал, что период 37-го года теперь надо воспринимать по-другому.
Для идеологически подкованного комсомольца, начавшего терять веру в коммунистические идеалы, вместе с разоблачительными публикациями в газетах и журналах, результат мог быть только один: обида на то, что обманывали. Поэтому в августе 91-го пошёл к Белому дому сразу после пресс-конференции членов ГКЧП в АПН, на которой я присутствовал. Крючков, Янаев, Стародубцев и другие ничего, кроме жалости и активного нежелания возвращаться в прошлое под их руководством, не вызвали. А воодушевлённые лица людей, собравшихся у Белого дома, слушавших выступление Ельцина, сильно контрастировали с лицами тех, что гуляли по магазинам Калининского проспекта. В этих глазах я увидел... комсомольский идеализм, потерянный за годы перестройки. Идеализм, не имевший ничего общего с верой в светлое коммунистическое будущее – это был юношеский азарт, замешанный на воспитанных с детства лучших человеческих качествах. С этими людьми захотелось остаться.
- Где они теперь?
- Кто знает. Иногда встречаешься с человеком и узнаешь, что в августе 91-го он был с тобой по одну сторону баррикад. В своей книге «Две жизни моего поколения» (речь в ней идёт о поколении нынешних сорокалетних) я утверждаю, что единственное, что мы хорошего сделали пока что – это решились пойти туда.
- Не жалеете?
- Нет… Не знаю… Конечно, сегодня можно сказать, что мы принимали участие в фарсе. Но тогда мы так думать не могли. Мы делали то, что требовало сердце.
- Вы предполагали, что августовские события повлекут за собой распад Советского Союза?
- Был уверен, что они что-то повлекут. Но, по наивности, думал, вот вернется Горбачёв, и жизнь пойдёт по-другому. Будет СССР, но демократический.
Богатые тоже плачут
- Вернемся к вашей профессиональной деятельности – двадцать лет в электронных СМИ вызывают уважение. Как специалист, разъясните, пожалуйста, зачем на утренних каналах центрального телевидения ежедневно модные обозреватели показывают различные недели высоких мод и рассказывают о ценах на ювелирные изделия с многокаратными бриллиантами. На какую аудиторию сюжеты рассчитаны? Сколько в стране женщин, позволяющих себе такие покупки? И не похоже ли это на разжигание «классовой ненависти»?
- Не думаю, что существует некий орган, целенаправленно вызывающий упомянутую ненависть. Показывают то, что интересно.
- Кому, чем?
- Это же все подобие мексиканского сериала «Богатые тоже плачут», только идет он в реальной жизни, а телевидение является ее отражением. Кроме того, есть ведь и полезные передачи, демонстрирующие возможность превращения любой женщины в принцессу.
На самом деле, отдельные телевизионные сюжеты навевают ощущение о целенаправленном создании неких потоков общественного сознания, призванных все на своем пути смести. Но это относится не к нуворишам, которых, хочет этого кто-то или нет, можно считать основателями новой российской экономики.
Я имею в виду другое. Ненависть к иным народам, пропагандирующаяся сериалами, информационными сюжетами. Речь не только о чеченцах или, скажем, азербайджанцах, но и о представителях дальнего зарубежья, западных странах. Я говорю о тенденциозности в подборе новостей. О самом выстраивании этих новостей, напоминающих программу «Время» в худшие времена.
Грустно. Отдаёт показухой и одурачиванием «широких масс». Хотя, опять же, не могу представить себе существование единого мозгового центра, призванного манипулировать общественным сознанием.
И, кстати, сомневаюсь, что у большинства наших граждан демонстрация «элементов красивой жизни» вызывает именно ненависть. Люди в сельской местности, к примеру – они ведь по сути добрые, я детство провёл в деревне и вижу, как они реагируют – воспринимают жизнь с неким подобием иронии. У людей, живущих в урбанистической среде – да, социальное неравенство может вызвать комплексы, от которых недалеко до действий. Вижу, какими взглядами порой провожают наших сограждан, проезжающих даже не на самых дорогих, купленных в кредит машинах. В обществе реально копятся недовольство и ненависть. Не дай Бог, какая-то искра – ОМОН не спасёт. Правда, говорят, численность среднего класса в России растет стремительными темпами. Хочется верить, потому что средний класс, как известно, основа социальной стабильности.
Но мы слишком отдалились от радио и от творчества...
- «Вещательная корпорация «Проф-Медиа», вице-президентом по связям с общественностью и международным отношения которой вы являетесь, процветает и расширяется?
- Компания борется. Процветают рантье. У нас четыре радиостанции в Москве: «Авторадио» (в данный момент лидер московского рынка радиовещания), «Радио Алла» (новый проект, совместный с Аллой Борисовной Пугачёвой, рассчитанный в первую очередь на женскую аудиторию), «Юмор FM» и молодежная радиостанция Energy.
- Став лауреатом премии «Медиа-менеджер-2006» в специальной номинации «Пионер коммерческого радиовещания», вы сказали в одном интервью, что сейчас идёт передел рынка и ведётся он не всегда рыцарскими методами. Расшифруйте, что имели в виду?
- Даже в 90-е годы радиобизнес считался относительно безопасным. Потому что в радио существуют понятные способы борьбы за аудиторию. Под дулом автомата не заставить слушать станцию миллион человек.
Первый и главный способ – креатив, постоянный творческий поиск, занятие правильных ниш, способность создать продукт, который люди будут слушать. Если слушать не будут, на станцию не придут рекламные бюджеты.
Говоря о том, что конкуренция не всегда бывает честной, я имел в виду копирование хороших идей. В последнее время это происходит все чаще, вызывающе демонстрационно... Наша компания такие методы совместного освоения радиорынка не приемлет.
«Венец» не конец
- В 1998 году вы начали писать книгу о жизни на рубеже эпох, о событиях 91-го («Две жизни моего поколения») с целью объяснить сыну, младшему поколению, в каком времени вам довелось жить. За неё были отмечены престижной литературной премией «Венец 2007». То есть, Союз писателей Москвы ваш труд оценил...
- Это аванс. Надеюсь, что второе произведение мне удалось больше.
- С этого места, будьте любезны, поподробнее. Это продолжение разговора с сыном?
- Вторая книга – это художественное произведение, повесть. Замысел родился в заброшенной деревне Барятинского района Калужской области, где в детстве я проводил летние месяцы.. Когда-то, в лучшие времена, бабушка, дядя много рассказывали про войну. И оказавшись как-то в деревне, я попытался поставить себя на место немецкого солдата, некоего уроженца Баварии, думающего здесь, в русских снегах, зимой 41-го, не о победе над большевиками, а о знаменитых колбасках, пиве и соседке Марте... Книга пошла очень легко. Действие происходит в двух временах. Четыре героя: немец Ральф Мюллер, проживающий отрезок 41-43 годов, его потомок, которого тоже зовут Ральф Мюллер, с ним читатель знакомится в 2000-м, деревенские жители и еще один главный герой, молодой человек, переживший перестройку, комсомол, путч 91-го и сегодня занимающийся бизнесом. Там, в калужской деревне, в 41-м осталась неразгаданная тайна, связанная с русскими святынями…
Пришлось переработать огромное количество литературы, в том числе по тайной истории третьего рейха. Очень помогли мемуары. Консультантами стали наши ветераны Второй мировой. Случайно отыскался и немецкий консультант. В «НВ» опубликовали замечательный материал, посвящённый жизни и творчеству Клауса Фрицше, немецкого стрелка-радиста, чей самолет сбили наши над Каспием в 43-м году, затем отсидевшего несколько лет в лагерях и написавшего книгу «Вынужденная посадка». Связался с ним по почте, и он стал консультировать мою книгу, написал к ней предисловие. Даже приезжал в гости, и, «приземлившись за столом», мы пришли к выводу: как плохо, что есть такое явление, как война, и как плохо, что мы, немцы и русские, до сих пор друг друга не до конца понимаем, и до сих пор не всё сказали и не во всём покаялись.
Писалась книга с позиции человека, считающего войну давно законченной. Поэтому получился не просто детектив, но и некое примирительное произведение.
- Как называется новый российский бестселлер и когда его можно будет прочесть?
- «Немец» должен появиться в продаже месяца через два-три.
ФАКТ
Костин Юрий Алексеевич, родился в августе 1965 года.
В 1982 году по окончании средней школы поступил на факультет международной журналистики МГИМО МИД СССР. Преддипломную практику проходил в ТАСС.
Летом 1987 года, получив специальность «журналист-международник со знанием иностранного языка», пошел на работу в Гостелерадио СССР, в Главную редакцию радиовещания на США, Великобританию и Северную Ирландию. Начал с должности младшего редактора отдела ретрансляционных программ. Далее был старшим редактором, ответственным выпускающим группы радиовещания на США и Англию Главной редакции всемирных служб.
В 1992 году совместно с коллегами по работе основал одну из первых российских коммерческих радиостанций – «Радио 101» (101.2 FM), на которой занимал должности директора программ, заместителя генерального директора и генерального директора.
С 2000 года по 2002 год занимал должность главного редактора первого в России портала интернет-радиостанций 101.ру.
С 2002 года по настоящее время работает в «Вещательной корпорации «Проф-Медиа», ныне в должности вице-президента по связям с общественностью и международным отношениям.
Награжден орденом «Миротворец» и специальной медалью МГИМО (У) МИД РФ «За заслуги». Член Союза писателей Москвы. В 2006 году, в издательстве «Олма-пресс» вышла автобиографическая книга Юрия Костина «Две жизни моего поколения» (отрывки можно прочесть на сайте www.yurikostin.ru).
В мае 2007 года Союз писателей отметил данное произведение специальным дипломом. В настоящий момент готовит к изданию вторую книгу, историко-приключенческую повесть «Der Deutsche – Немец». Женат.
|
|
|
стр.12 |
// АНДРЕЕВА Серафима |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|