|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №110 ПАТРИАРХИВ |
Ловушка для одинокого игромана |
Патологическое пристрастие к «одноруким бандитам» неизлечимо
Москву, как и многие другие города СНГ, буквально заполонили игровые автоматы. Множатся истории о тех, кто оставил в игральных салонах все свое состояние, но прекратить игру уже не может. Все чаще рассказывают о подобных трагедиях, случившихся с пожилыми людьми. Но заключается парадокс в том, что автоматы были и раньше. В большом количестве они появились еще во времена перестройки. Но такого, чтобы взрослые мужчины и женщины вдруг массово ринулись в них играть, не было и в помине! О наркотической зависимости взрослых людей от игровых автоматов тогда тоже не было слышно. Об этом заговорили лишь пару лет назад. В чем причины внезапно вспыхнувшей эпидемии «игромании»? Серьезные исследования на эту тему проводятся в Москве, в Душепопечительском центре Иоанна Кронштадтского. Об их результатах психолог Изяслав АДЛИВАНКИН рассказал постоянному автору газеты «НВ», писательнице Татьяне Шишовой.
Собака Павлова
- Изяслав Александрович, что же все-таки заставляет людей впадать в рабскую зависимость от примитивной игрушки, которую прежде они аккуратно обходили стороной?
- Дело в том, что до недавнего времени глубинные механизмы человеческой личности еще не были столь скрупулезно изучены; сам человек не был столь катастрофически открыт; а техногенная «эволюция» еще не достигла такого уровня, чтобы столь плачевно свести лоб в лоб создателя и потребителя в одном лице.
Зависимость от различных видов игр получила название «лудомании» (от латинского слова «lud» – «игра»). Ее можно подразделить на разные виды: зависимость от игровых автоматов, от игральных компьютерных систем и, наконец, зависимость от игры в казино.
- Давайте начнем с компьютерных игр.
- Очевидно, что компьютерные игры являются способом техногенного влияния на человеческую психику. Но все-таки природа взаимоотношений человека с «домашним» компьютером существенным образом отличается от его взаимоотношений с игровыми автоматами. Во-первых, у компьютерной зависимости есть определенный возрастной ценз. В основном это подростки и молодые люди лет до 18 - 20. Во-вторых, тут очень многое зависит от воспитания, занятости ребенка, от того, как организован его досуг. Большую роль подчас играют родители, которые сами толкают ребенка на пагубный путь, не в меру «компьютеризируя» его домашнее пространство. Конечно, особую роль играет тот факт, что большинство компьютерных игр построено на имитации насилия со стороны игрока. Современные игры полностью имитируют человеческое тело, кровь - в общем, все, что сопутствует боевым сценариям. А ведь игрок не просто на это смотрит – он управляет насилием.
Однажды я специально пришел в компьютерный салон, чтобы понаблюдать за ребятами. Признаюсь честно, я выдержал там минут пятнадцать и вынес четкое впечатление, что подростку с еще незрелой личностью достаточно часа тесного контакта с подобной виртуальной реальностью, чтобы у него изменилось сознание и принципы взаимодействия с реальным, окружающим его миром.
- Давайте теперь поговорим о казино.
- Это не просто вид развлечения, а особый стиль жизни, привилегия современных «аристократов». Я, например, знаю человека, который проиграл в казино все свое состояние. Миллионы! Сегодня он живет на ренту от казино. Он там бесплатно завтракает, обедает, ужинает, ему оплачивают квартиру и он, конечно же, играет. Но часть выигрыша возвращает казино. То есть он теперь раб. И таких людей немало. Они порой обращаются к нам за помощью, так что мы знаем эту проблему достаточно хорошо. Но поскольку казино - явление элитарное, оно не представляет такой угрозы для подавляющего большинства населения, как компьютерные игры или игровые автоматы.
Лудоман.
- Чем так опасны игровые автоматы?
- Несколько лет назад мы с удивлением обнаружили, что самую страшную опасность представляют именно примитивные игровые автоматы, которые расплодились сейчас по всей России, как грибы после дождя. Cтолкнувшись с этой проблемой, мы даже не поверили, что такое возможно. Но когда с одними и теми же симптомами стали приходить сначала десятки, а потом и сотни людей, нам открылись истинные масштабы надвигающейся опасности. Оказалось, что именно эта форма игры - самая страшная. Именно здесь быстрее всего захватывается личность. Причем этот захват - подчас, не побоюсь этого слова, фатальный. Сразу скажу: мы не видим выхода с точки зрения психологии или психиатрии из такого рода зависимости – зависимости от обыкновенного игрального автомата, которых сейчас тысячи на наших улицах.
Исследуя эту проблему, мы столкнулись с рядом необычных явлений и сегодня стараемся их осмыслить. Например, многие люди, которые обратились к нам с просьбой избавить их от лудомании, изначально не были явно подвержены какого-либо рода пагубным страстям. Но, побывав однажды в игровом салоне и сыграв несколько партий, становились зависимыми. Причем они совершенно не понимают, как это могло случиться. Ведь многие из них были не только не расположены к игре, но и наоборот – испытывали определенную неприязнь к игровому автомату.
- Почему же такое происходит?
- В этом и состоит загадка. Одними лишь страстями, которые обычно сопровождают любую азартную игру, мы не можем объяснить наблюдаемый нами феномен. Значит, существуют какие-то иные механизмы захвата человеческой психики. И действительно, анализируя принципы взаимоотношения людей с игровыми системами, мы поняли, что они скрупулезно продуманы с точки зрения психологии и психофизиологии. Современный игральный автомат, при всей своей кажущейся примитивности, является квинтэссенцией целой науки. Науки, задача которой – искусственное формирование патологической зависимости игрока от автоматов, и которая базируется на самых передовых исследованиях психосоматики и психологии.
Мы рассматривали эту проблему под разными углами, и в целом нашли ключ к ее решению. Сейчас мы вместе с руководителем нашего Центра, доктором медицинских наук, иеромонахом Анатолием (Берестовым), работаем над концепцией, подробно описывающей механизмы формирования зависимости от игровых автоматов. Параллельно идет труд и в направлении создания реабилитационных методик, возможных в рамках православного отношения к проблеме.
- В чем же заключается секрет притягательности «одноруких бандитов»?
- Несмотря на весь техногенный «модернизм», технология столь быстрого порабощения личности может быть полностью объяснена в рамках классических постулатов физиологии, точнее – нейрофизиологии. И в первую очередь учения академика Павлова о рефлексах и учения русского физиолога Ухтомского о доминанте.
В случае с игральными автоматами речь идет о формировании целого ряда устойчивых рефлексов на уровне первой сигнальной системы (по Павлову) - так называемой рефлекторной дуги. Технологию этого процесса можно полностью объяснить в рамках учения Ухтомского о доминанте. Конечно, в современном осмыслении, особенно с учетом новейших исследований, изучающих так называемую пластичность мозга – возможность органического изменения его физиологии под влиянием различных факторов жизнедеятельности.
Научная медицина использует это учение для объяснения протекающих в человеческом организме процессов ради избавления его от болезней, но если применять то же самое в целях искусственного формирования самого заболевания, открываются уникальные перспективы для «злоумышленников от науки». Именно так все и происходит.
Давайте представим себе ситуацию игры. Садится человек перед автоматом, бросает деньги – зажигается лампочка. Он внимательно смотрит на крутящиеся барабаны, нажимает соответствующие кнопки. Каждый выигрыш сопровождается характерным звуком и цветовыми всполохами. Потом высыпаются деньги. Это опять же сопровождается целой цветомузыкой.
Вы понимаете, о чем я говорю? Условный рефлекс у собак в исследованиях академика Павлова вырабатывался в среднем всего за 12 опытов. А здесь не собака, а человек. Причем в состоянии аффекта, совершенно открытый, обуреваемый страстями. За одну ночь он повторяет одну и ту же операцию тысячи раз! И все это в музыкальной атмосфере, при невероятном количестве миганий, морганий, звуковых эффектов.
Денежки бросил – зажглась лампочка. Кнопочку нажал – закрутились барабаны. Получил выигрыш – зазвенели монетки. При многократном повторении подобных действий неизбежно вырабатывается ряд подсознательно реализующихся рефлексов. Кроме того, на игрока воздействуют другие факторы. Каждый предмет в игровом салоне, как и вся его атмосфера, самым точным образом продуманы именно с рассматриваемой нами точки зрения.
Подобный процесс можно сравнить только с лабораторией, где изучаются раздражители, оказывающие влияние на механизмы нервно-психической деятельности человека. Последствия подобного рода экспериментов над человеческой личностью малоизучены, но медикам, специализирующимся на профессиональных заболеваниях, хорошо известно, что у людей, монотонно выполняющих одну и ту же операцию, к примеру, на конвейере, возникает ряд функциональных нервно-психических расстройств. Одно из проявлений такого рода патологии: больной маниакально стремится к повторению этой операции, в его сознании постоянно прокручиваются одни и те же действия. Уже это позволяет сделать целый ряд выводов.
Кроме того, не стоит забывать, что человек, обуреваемый страстями и не противящийся им, уподобляется животному, а первая сигнальная система, на которой базируется формирование условных рефлексов, как раз является общей для людей и для животного мира. В то же время вторая сигнальная система, которая предполагает логические действия, могла бы воспрепятствовать формированию условных рефлексов, но в данном случае она подавляется спиртными напитками, а главное – необузданной страстью. В игровых салонах обязательно продается спиртное – это тщательно продуманная, комплексная система, направленная на то, чтобы сформировать у человека, попавшего в салон, болезненное, неуправляемое состояние, приводящее к зависимости. Даже в рекламе, находящейся вне салонов, заложены специальные «ключи», на которые срабатывают введенные в подсознание во время игры факторы. Мельком брошенный взгляд на рекламу, вызывает у лудомана целый ряд рефлексов – глубоких, лежащих вне контроля сознания.
К сказанному нужно добавить еще одну активно используемую сегодня область психотехнологий техногенного рода под названием «суггестокибернетика». Первоначально это была вотчина военных исследований, но теперь очень многое из этого плавно перетекло в обыденную жизнь. Суггестокибернетика, к примеру, «официально» использует пресловутый «25-й кадр» при обучении скорочтению или иностранным языкам. Но в случае с играми весь ее потенциал направлен на формирование механизмов психической зависимости. И, конечно же, нельзя не принимать во внимание методы, базирующиеся на постулатах НЛП – нейролингвистического программирования.
Все вместе и дает те «уникальные» результаты, позволяющие заранее программировать даже полученную прибыль от патологических игроков, точнее – искусственно созданных рабов машин.
Игровые автоматы существовали давно, «однорукие бандиты» появились лет тридцать назад, но формы зависимости, существовавшие у игроков тогда и теперь, существенно различны. И это различие появилось, когда в механических аппаратах стали использоваться компьютерные технологии. Современные игровые автоматы по сути представляют собой суперсовременные компьютеры, где учтены все возможные факторы психофизиологии человека. Специалисты, изучающие эту проблему, пишут о возможности формирования при общении с компьютером целого ряда психических механизмов, искусственного вызывания тех или иных эмоций, активизации или, наоборот, замедления различных психических процессов.
- Что позволило ученым сделать столь серьезные выводы?
- Совершенно конкретная практика работы с лудоманами с соответствующей статистикой. Иначе трудно объяснить некоторые вещи. Слагаемые и проявления игровой зависимости оказались чрезвычайно многогранны. Скажем, многие наши пациенты рассказывают одно и то же: «Иду по дороге, ни о каких автоматах не думаю, никакой тяги к ним нет. Но внезапно разворачиваюсь и иду играть. Сам не понимаю, как это со мной происходит».
Подобное я выслушиваю подчас несколько раз на день. Помню, один человек, пристрастившийся к автоматам, твердо решил порвать с этой страстью. Целый год регулярно ходил в храм, исповедовался, причащался. Казалось, исцелился. А потом ему нужно было отдать большой долг. Родные собрали деньги, вручили ему, он пошел отдавать и… очнулся в салоне, когда выкладывал последние рубли. Это была огромная сумма.
- Существуют ли различия в формировании зависимости у алкоголиков, наркоманов и игроманов?
- Мне приходится иногда дискутировать с коллегами, даже специалистами в этой области, которые, еще не сталкиваясь на практике с игроками, доказывали, что нет и не может быть никакой разницы между зависимостями алкогольной, наркотической и игровой. Но сам факт того, что лудоманы практически не поддаются лечению, уже о многом говорит. Да, часть картины зависимости действительно идентична с общей клиникой, хорошо известной специалистам, но давайте рассмотрим хотя бы одну небольшую модель этих различий. Именно с учетом техногенного характера общения «человек – машина».
У алкоголиков и наркоманов физиологические факторы, сопровождающие психическую зависимость, формируются и протекают в некоторой «гармонии» по сравнению с игроками. Яды отравляют организм в целом, а он им вполне «гармонично» и целостно сопротивляется. В случае с игроками аномально быстрая перестройка жизненно важных отделов высшей нервной системы, происходящая под непосредственным влиянием особого рода причин техногенного характера, как бы отделяется от общих процессов в организме, что представляет наибольшую опасность. Речь идет о неадекватной перестройке деятельности небольшой группы клеток некоторых отделов головного мозга. Некой «иголке в стоге сена», но с ядом на конце. Наиболее оптимальная аналогия здесь будет при сравнении с процессами развития ракового образования.
Поясню. Мы имеем дело с непосредственной стимуляцией определенных участков мозга раздражителем, идентичным слабому электрическому разряду, как в прозаическом эксперименте, которые ставили уже упомянутые великие физиологи. Многочасовое отслеживание вращающегося барабана является тем раздражителем, который стимулирует к особой деятельности группу клеток – нейронов – головного мозга, единственной задачей которых и становится отслеживание вращения барабана.
Чтобы лучше понять, рассмотрим самую примитивную модель. Представьте себе, что перед вами обыкновенный кубик, у которого две противоположные стороны представляют собой плоскости разного яркого цвета. Именно они, в соответствующей последовательности сменяя друг друга, крутятся перед вашими глазами в определенном темпе. К примеру: красный – белый, красный - белый… И так час, два… При том, что для вас это жизненно важно, а следовательно, в таком «наблюдении» задействована вся высшая нервная деятельность вашего организма.
Можно точно сказать, что произойдет в определенной части вашего организма на физиологическом уровне. Часть мозга, участвующая в этом процессе, образует своего рода «новый орган», пусть даже в виде нескольких клеток, вся задача которого будет заключаться именно во взаимодействии с данным кубиком. При этом орган - агрессивный, который будет, как минимум, энергетически подавлять соседние отделы мозга.
Говоря более приближенным к медицине языком, образуются устойчивые связи группы нейронов определенного отдела мозга. И эта коалиция клеток становится «коллаборационистом», представителем самой игровой системы в человеке, то есть своего рода «продолжением» игрального автомата. Такого рода гипотеза совершенно не противоречит самым традиционным научным представлениям о процессах нервной деятельности, а через призму вышеупомянутых современных исследований в области «пластичности мозга», ее можно принять почти за аксиому.
Итак, мало того, что это специфическое новообразование в недрах мозга само по себе является опасной аномалией, но на нем еще замыкается целый ряд сопровождающих игру рефлексов. Сюда же втянута и деятельность целого ряда систем организма: зрение, слух, движения тела, эмоции.
Можно с уверенностью утверждать: игровые автоматы даже страшнее наркотиков. И именно означенные скоротечные «нейрофакторы» играют здесь особую роль. То есть мы имеем дело с общей, классической картиной формирования зависимости «извне», базирующейся на ряде поведенческих мотиваций и ключом - раздражителем «изнутри», непосредственно стимулирующем группу клеток мозга и на ней все «замыкающем». Понятно, что это «извне» и «изнутри» очень относительны. Здесь можно вспомнить эксперимент, когда крыса, у которой искусственно стимулировали так называемый «центр удовольствия» в головном мозге, в итоге уже самостоятельно нажимала на рычажок, замыкающий контакты вживленных электродов, получая удовольствие, пока не доводила себя до смертельного исхода. Также нужно помнить о том, что по данным некоторых исследований, при удалении пресловутого «центра удовольствий» его функцию берут на себя соседние отделы мозга. В нашем случае можно сказать, что весь описанный процесс – это метод искусственной организации нового «центра удовольствий».
Впервые опубликовано в НВ №18 в октябре 2006 года
|
|
|
стр.10 |
// ШИШОВА Татьяна |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|