200-летие Музеев Московского Кремля ЮНЕСКО внесло в список международных юбилеев. Отмечается эта дата весь год.
Музеи Кремля – это русская история и русская государственность, воплощенные в драгоценных собраниях. Само место их расположения настраивает на особый лад.
Первый общедоступный музей Москвы появился здесь по царскому указу от 1806 года. С XVI века хранилище драгоценных предметов царской казны называлось Оружейной палатой, за музеем осталось то же название. Возможно, на идею открыть для публики сокровищницу русских государей Александра I натолкнуло то, что многие будущие экспонаты уже вполне по-музейному располагалась в застекленных витринах. О таком порядке хранения распорядился его великий предок – Петр I.
Оружейная палата, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты, ансамбль колокольни Ивана Великого, коллекции артиллерийских орудий и колоколов… Сегодня все это – Государственный историко-культурный заповедник "Московский Кремль".
Шапка золотая
В Оружейной палате 4000 уникальных экспонатов – золотые и серебряные украшения, парадные царские одежды, древние государственные регалии, ордена… Есть и не имеющая аналогов коллекция из 17 старинных экипажей. Но начинался кремлевский арсенал, конечно, с вооружения. Русское оружие представлено начиная с XII века.
Один из символов Оружейной палаты – шлем князя Ярослава Всеволодовича. Его в 1808 году нашли в лесу владимирские крестьянки, собиравшие орехи. Изучив изображение святых на серебряных пластинах и сопоставив место находки с летописными источниками, ученые установили его владельца. Это был отец Александра Невского, князь Ярослав. В 1216 году он бился под Юрьевом-Польским за право княжить во Владимире. Сражение было проиграно, а шлем на 6 веков остался на поле боя.
Конусообразные шеломы и полусферические шишаки, как отмечают специалисты, были удачным ответом на тяжелое европейское вооружение. Их здесь целая коллекция. Самые же русские доспехи – кольчуги. Гибкие стальные рубашки, склепанные из множества мелких железных колец, не стесняли движений. Феодальная война требовала быстрых маневров. Сегодня, стоя перед витриной, кольчужные доспехи можно мысленно примерить на себя. Весят они от 4 до 12 килограммов и не имеют размера – сразу облегают любую фигуру, становясь стальной кожей воина. Московские панцири славились по миру своим плотным плетением, и даже Крымский хан просил прислать ему кольчугу, которую бы "стрела не няла" – не пробивала.
А наиболее громкую славу музею принесли мирные и куда более торжественные раритеты. Собрание древних государственных регалий России – самое значительное в Европе. Венцы, короны, бармы, скипетры и державы, нагрудные цепи, наперсные кресты, государственные меч и щит… В том числе и знаменитая "Шапка Мономаха" – царский венец.
Начиная с Ивана Калиты, первой половины XIV века, в завещаниях правителей Руси упоминается "шапка золотая". Согласно официальной государственной теории, "Шапка Мономаха" – дар византийского императора Константина Мономаха своему внуку великому князю Владимиру Всеволодовичу, символизирующий утверждение за Москвой звания Третьего Рима. За стеклом витрины – золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом. До конца XVII века венец использовали при поставлении на престол всех русских государей. Иван IV Васильевич венчался "Шапкой Мономаха" на царский престол.
В XVIII столетии царские венцы сменились коронами, знаками императорского достоинства стала держава и скипетр, а при коронации использовались государственные меч и щит, должные напоминать государю о его миссии защитника добра… Все это теперь экспонаты.
Юный Георгий из XII века
Если после Оружейной палаты прогуляться по Кремлю, то возникнет ощущение, будто только что видел нечто подобное. Ах да, конечно! Купола соборов и церквей напоминают шеломы и шишаки русских воинов древности. И ведь по сути сами кремлевские соборы – это богатыри нашей государственности и православной веры.
Важнейший из них – Успенский. Заложенный в 1326 году, шесть столетий он был центром русской государственной и религиозной жизни. Здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, здесь венчали на царство, возводили в сан патриархов, служили молебны перед походами и в честь побед. Здесь можно видеть царское моленное место – Мономахов трон. Это сооружение напоминает беседку, украшенную сложной резьбой и увенчанную шатром необычной формы. Под ним отмаливал грехи сам Иван Грозный. Из многочисленных икон – а иконостас просто грандиозен – поражает воображение двусторонняя "Богоматерь Одигитрия" и "Святой Георгий". Она датируется рубежом XI-XII веков! Причем представленный на золотом фоне образ Георгия практически не подвергался поновлениям. Лик его сияет юностью и красотой, как почти тысячу лет назад.
Мощный Архангельский собор – место успокоения московских князей и царей. Изящный и сияющий золотом Благовещенский – их домовая церковь. Иконы XIV–XV веков в его многоярусном иконостасе, по отзывам искусствоведов, относятся к одним из красивейших и при этом наиболее загадочных произведений древнерусского искусства. Их связывали с именами Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублева.
"С 1990 года в кремлевских соборах возобновлены богослужения, а величественный Успенский собор вновь обрел статус патриаршего, – говорил на праздновании 200етия музеев патриарх Всея Руси Алексий II. – Совершая богослужения в Успенском, Архангельском и других храмах, чувствуешь свою сопричастность с нашей великой историей".
Кстати, Боровицкий холм хранит еще немало исторических загадок. Экспозиция "Археология Московского Кремля" в Благовещенском соборе представляет последние кремлевские находки. Среди трех десятков кладов, обнаруженных в последнее время, есть относящиеся к XII веку. У средневековых москвичей не было банков, и они доверяли свои сбережения сырой земле. Монетные клады колеблются от кладиков всего в несколько рублей до значительных накоплений – в несколько сотен.
Тихие гиганты
Два самых знаменитых экспоната не сможет не заметить ни один посетитель. Конечно, это Царь-пушка и Царь-колокол.
Самый большой колокол в мире – 202 тонны – отлит был по указом императрицы Анны Иоанновны в 1733–1735-м. Но поднять Царь-колокол из ямы, в которой его отварили, сумели только через сто лет. К тому времени после пожара у него отвалился кусок весом в 11 с половиной тонн (популярная легенда о том, что колокол разбили, когда поднимали на колокольню, не имеет с фактами ничего общего). Сейчас колокол стоит на постаменте, поражая своими размерами, но прозвонить ему так и осталось не суждено.
Русский вольнодумец XIX века Петр Чаадаев как-то сделал замечание, которое стало знаменитым: "Россия славится двумя вещами – Царь-колоколом, который никогда не звонил, и Царь-пушкой, которая никогда не стреляла". Слова Чаадаева до сих пор с готовностью повторяют те, кто привык со скепсисом относиться к любому нашему достижению. Второе кремлевское чудо, Царь-пушка действительно никогда не стреляла ядрами.
Но вот в XX веке исследователи провели ее анализ и выяснили, что это настоящее боевое орудие, запас прочности у него почти полуторный и ядро весом в 700 килограммов она должна была выбрасывать на дистанцию до 5 километров! При том, что в старых документах она скромно именовалась "дробовиком", так как должна была стрелять картечью. Это могучее орудие, отлитое из бронзы в конце XVI века придворным мастером Андреем Чоховым, стояло у переправы через Москву-реку, охраняя Кремль. По калибру – 890 миллиметров – это самая большая пушка в мире. К счастью, исторические события уже не потребовали применять чудо-оружие.
Произведение оружейного искусства осталось символом могущества Российского государства, но оно не покрыто порохом и кровью. Огромный калибр – и при этом один из мирных символов русской истории, экспонат Музеев Московского Кремля.