Необычный особняк на Большой Якиманке в Москве всегда считался местом таинственным и загадочным
Мозаичный особняк, напоминающий старинный русский терем, построил недалеко от Калужской заставы известный промышленник Николай Игумнов. В 1888 году он приобрел здесь участок земли с небольшим деревянным домом, принадлежавшим купцу второй гильдии Николаю Лукьянову, и тотчас же подал прошение о строительстве нового каменного дома. Выбор места у многих вызвал недоумение. В те времена этот район не отличался респектабельностью и считался малопрестижным. Убогие фасады соседних домов могли испортить любой архитектурный замысел. Однако Николай Игумнов объяснил свой выбор тем, что сам родился и вырос в этих местах. Впрочем, не исключено, что промышленник намеренно хотел построить свои апартаменты в достаточно уединенном месте, вдали от любопытных глаз.
Гибель архитектора
Николай Игумнов был одним из владельцев знаменитой Ярославской мануфактуры. Вероятно, этот старинный русский город вызывал у него самые теплые чувства. Не случайно для разработки проекта и строительства своего особняка на Якиманке он пригласил ярославского архитектора Николая Поздеева.
Для постройки был выбран псевдорусский стиль, очень модный в те времена. Это направление архитектуры черпало вдохновение из образа русских деревянных теремов. Самый знаменитый из них - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – был разобран в XVIII веке по распоряжению Екатерины II после того, как пришел в состояние «крайней ветхости». Другие элементы декора особняка были взяты из церковной архитектуры, в которой гармонично сочетались кирпич, камень и многоцветные изразцы. Игумнов был сказочно богат и не жалел денег на строительство. Кирпич привезли из Голландии, а изразцы были изготовлены на знаменитом фарфоровом заводе Кузнецова.
В 1893 году особняк был закончен. Поздееву удалось соединить в единое целое многочисленные декоративные детали: живописные шатры, колоколенки, сводчатые арки, колонны. Здание получилось гармоничным, хотя и немного массивным.
Однако московская архитектурная среда не приняла чужака. Едва возведенный особняк подвергся уничтожающей критике. Игумнов, поддавшийся этим настроениям, быстро разочаровался в своем ярославском зодчем и отказался оплатить превышающие смету расходы. Разочарованный и разоренный архитектор покончил жизнь самоубийством.
Призрак танцовщицы
Трудно сказать, связано ли это с трагической судьбой архитектора, но особняк Игумнова всегда был окружен ореолом мрачных легенд. Самая распространенная из них гласит, что хозяин поселил в этом сказочном дворце свою любовницу-танцовщицу, а когда уличил ее в измене, заживо замуровал несчастную в стене. С тех пор ее призрак якобы бродит по залам особняка, тревожа покой его обитателей.
Другое, не такое жуткое, но не менее фантастическое предание гласит, что однажды Игумнов решил удивить своих гостей и приказал выложить полы в одной из парадных комнат золотыми монетами. На монетах, естественно, был изображен профиль императора, который поневоле топтали ногами игумновские гости. Рассказывают, что слухи о таком неуважении к царственной особе дошли до Петербурга. Это не понравились при дворе, вследствие чего купец Игумнов поспешил покинуть Москву и уехал в свое южное имение. Дом несколько лет пустовал. А затем грянула революция.
Ума палата
В 1917 году в реквизированном особняке разместился клуб фабрики Гознак. Но сказочному дому, видимо, не суждено было стать местом радости и веселья. Уже в 1925 году клуб выселили, а в доме Игумнова появились люди в белых халатах. Здесь начала работать лаборатория по изучению мозга скончавшегося вождя мирового пролетариата – Владимира Ленина. Руководить этим учреждением пригласили немецкого нейробиолога Оскара Фогта. В 1928 году лабораторию возвысили до Института мозга.
Мозги здесь изучали по специальной методике, надеясь расшифровать феномен гениальности и создать сверхчеловека. Ученые пытались найти общие закономерности в анатомическом устройстве тех, кого власть считала выдающимися образцами человеческой природы.
Со временем дело было поставлено на поток. В особняке на Якиманке начали активно коллекционировать мозги выдающихся людей. В 1934 году «Правда» писала, что «научный коллектив Института подготовил и уже изучает мозги Клары Цеткин, Луначарского, Цюрупы, Маяковского, Андрея Белого, академика Гулевича». Вскоре это уникальное собрание пополнилось мозгами Станиславского, певца Собинова, Максима Горького, поэта Багрицкого, Калинина, Кирова, Куйбышева, Крупской, Мичурина, Павлова, Циолковского.
В итоге ученым стало катастрофически не хватать помещений. Тогда Институту мозга решили выделить другое, более просторное здание. А опустевший особняк в 1938 году перешел во владение французского посольства.
День взятия Бастилии
Новые обитатели сделали серьезный ремонт, но менять облик особняка и его интерьеров не стали. Парижские архитекторы, оценив красоту здания, лишь тщательно все отреставрировали, подобрали дорогие драпировки, стильную мебель и люстры. Благодаря этому дом Игумнова и по сей день радует взор прохожих своим архитектурным своеобразием, а гостей посольства – изысканностью старинной мебели и гобеленов.
Сегодня бывший особняк Игумнова - резиденция французского посла. Здесь регулярно устраивают приемы, на которые съезжается представители дипкорпуса и столичный бомонд. Наиболее шумно отмечают день взятия Бастилии, когда под открытым небом, среди высоких каштанов накрывают бесчисленные столы, а звуки музыки слышны уже в нескольких кварталах от посольства.
Кажется, дом Игумнова окончательно избавился от призраков прошлого. Ничто не напоминает сегодня ни о несчастной танцовщице, ни о хранившемся здесь мозге вождя мировой революции. Впрочем, последнее утверждение не столь очевидно. В 1979 году по соседству с особняком Игумнова было построено новое здание канцелярии посольства – очень современное, со складчатыми окнами, остроконечными эркерами и многочисленными углами. Однако, если приглядеться внимательней, нельзя не заметить очевидного свойства этого творения современной архитектуры с другим известным сооружением – мавзолеем Ленина на Красной площади. Тот же темно-красный цвет фасада, те же ступенчатые очертания, по форме напоминающие усеченную пирамиду.
Как тут не вспомнить еще одну легенду, имеющую отношение к дому Игумнова. Когда-то давно, еще в конце XIX века, некий молодой человек, приехавший в Москву из провинции, впервые увидел особняк Игумнова и был настолько потрясен его красотой, что твердо решил стать архитектором. Звали молодого провинциала Алексей Щусев. Именно ему в 1924 году, уже в ранге признанного мэтра архитектуры, довелось стать автором проекта Мавзолея Ленина – сначала деревянного, а потом и каменного.
Так замкнулся круг исторических совпадений, связавший воедино ярославского заводчика, призрак ветреной танцовщицы, вождя мирового пролетариата и сказочный дом-теремок на Большой Якиманке.
|