Сохранение народных традиций становится приоритетным
Десятое, и последнее в 2006 году заседание Госсовета России, было посвящено государственной поддержке традиционной народной культуры. Созданную для детальной разработки программу по сохранению разнообразия культурного творчества, обрядов, обычаев и ремесел комиссию, возглавил губернатор Во-логодчины Вячеслав Позгалев. А Владимир Путин обозначил главную задачу на 2007 год: «…повышать престиж профессий, связанных с традиционной культурой… приобщать молодежь к процессу сохранения и развития народного наследия».
Фото ИТАР - ТАССВеселые святочные дни органично соединяют три больших православных праздника: Рождество, Старый Новый год и Крещение. Как гулял когда-то наш народ, и что русские делают на Святки сегодня, рассказывает Евгения КОСТИНА, руководитель фольклорно-этнографичес-кого ансамбля «Перевить»:
«С некоторых пор на нас перестали смотреть как на сумасшедших. Больше того, ансамбль, которым я руковожу, стал завсегдатаем корпоративных вечеринок и государственных, и частных фирм. Можно объяснить это тем, что людям наскучила разномастная попса и они ищут новых развлечений. Ну что ж, близко к истине. Только попытаемся взглянуть на происходящее чуть-чуть глубже.
Рождественский вечер в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Организация, согласитесь, не бедная. И могла себе позволить пригласить «звезд» заоблачного ранга. Но вместо них появились мы в традиционных праздничных костюмах, привезенных из деревень русского Севера с колядкой:
«Рождество рождается, Что у печки жарится? Петушок да курочка, Селезень да уточка. Славится, на стол ставится, Ломайте и нам давайте».
Никаких электрозвуков. Музыкальный инструмент - голос. Как повелось издавна в святочные недели. От Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Благодаря Александру Сергеевичу Пушкину у многих может сложиться однобокое представление об этом празднике: «Настали Святки!
То-то радость, Гадает ветреная младость….. Гадает старость сквозь очки У гробовой своей доски…»
Отнюдь, не гаданием единым славны Святки. Многовековые традиции этих народных гуляний подразумевают не только характерное для каждого из двенадцати дней меню, но и, выражаясь современным языком, большую культурную программу: колядки на Рождество, щед-ровки на Новый год, овсяни на Крещение; ряженье; посиделки с поцелуйными играми и фигурными танцами; купание в проруби на Крещение. Одним словом, Святки - самый веселый народный праздник, с глубоким философским подтекстом.
Исходя из поверий, с началом Святок возвращаются из мира иного души умерших, и на столе появляются поминальные блюда, где главенствуют блины, кисель и непременная кутья. На Рождество - постная, под Старый Новый год - богатая, щедрая.
Святочные недели считаются временем потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми, пока не окрестился Христос. Есть смысл напомнить, что празднование Святок имеет две канвы: языческую и христианскую. Христианская определяется празднованием Рождества Христова, и окончанием долгого зимнего поста. Языческая - связана с именем Святовита, верховного бога неба, называемого также Белбогом. И в данном случае отмечается поворот зимы на лето.
Суть любого праздника - от пуза наесться и от души погулять. Любопытно, что раньше сначала гуляли, а потом усаживались за трапезу. Сейчас наоборот: трапеза - гвоздь праздничной программы. Иногда и до гулянья не доходит.
Итак, как было. В ночь под Рождество ряженые в лохмотья, вывернутые наизнанку полушубки, в маски или размалеванные сажей, чтобы выглядеть пост-рашнее да посмешнее, брали в руки рождественскую звезду и отправлялись в свой долгий поход с колядками от избы к избе, собирая с их жителей «подачки». Среди популярных персонажей главенствовали: конь как символ Солнца, связующий мир живых и мир предков; медведь, олицетворяющий зиму; гусь - знак неба и души, познавшей истину; коза -символ плодородия; волки или собаки - ритуальные спутники человека на пути в мир иной.
Ряженых уже ждали в каждом доме. С достойным угощением. Чтобы не нарваться, например, на такую вот колядку:
«На Новый год -Осиновый гроб, Кол да могилу, Ободрану кобылу!»
Так колядующие упрекали хозяев в скупости. Но до этого редко когда доходило. Радужное настроение, предвкушение счастья в наступающем году даже самых жадных делало щедрыми, гостеприимными и терпимыми.
Отоварившись мешком снеди, переодевшись в соответствующие празднику одежды, дабы избежать неурожая, молодежь отправлялась до хаты, в которой устраивался по современным меркам фуршет. Но с песнями, танцами, играми и загадками.
В это же время старшее поколение, сидя за домашним столом, более прозаично отмечало праздники, вспоминая собственную молодость: «Пришли колядки - блины да падки (оладьи)». Но это было.
А тридцать лет назад, когда появились первые ростки интереса к народным традициям, и многочисленные фольклорные экспедиции отправились по медвежьим углам нашей Родины, обнаружилось, что народные праздники справляются практически в последнем поколении. Старушечьи забавы. Местная молодежь и не глядела в их сторону. Деревенских прельщали городские, как им казалось, развлечения - танцы в сельском клубе под осипший проигрыватель, стрекочущий кинематограф, три аккорда на семиструнной гитаре.
Первая мысль: срочно все законспектировать, чтобы русский характер бесповоротно не канул в небытие. Что и сделали. Потратили не один год, организовали не одну поездку, этнографические дневники разбухали и преумножались. А что дальше? Кому нужны мертвые праздники? Неживые традиции? Кто запустит колесо истории?
Как и всегда, только мы сами. Вот тогда-то в скверах и дворах столицы объявились современные ряженые, от которых все поначалу шарахались. Но каждый год, после 6 января, мы упорно устраивали гульбища, предваряя их неуемными колядками то на Арбате, то на Тверском бульваре, то в Краснопресненском парке. Механоше (мех - это мешок), традиционно возглавлявшей шествие, из года в год все тяжелее становилось нести мешок. Но мы только радовались своей вкусной ноше.
Особые отметки на современном этапе фольклорно-этногра-фического движения: оно становится молодежным. Дело в том, что тридцать лет назад параллельно с нами озаботились сохранением традиций казаки. Круг нашего общения был настолько идентичен, что многие просто-напросто переженились. Наши дети тоже ходили на посиделки, приводили своих друзей, знакомых. Те, в свою очередь новых друзей и знакомых. Как круги на воде, движение охватывало все большее пространство.
Но рационалистически мыслящие юные современники смотрят на Святки совсем не так, как наши предки. И даже не так, как мы когда-то. Например, моя собственная девятнадцатилетняя дочь Марфа совершенно искренне считает, что святочные посиделки куда более продуктивны, чем заочные беседы на сайтах знакомств в Интернете. Ведь практически во все святочные забавы, так или иначе, заложены элементы ни к чему не обязывающего легкого флирта. И поцелуйные игры, и двусмысленные загадки, и кокетливая кадриль дают возможность приглядеться к потенциальному другу, да и себя показать.
А когда среди православных все больше стало появляться состоятельных людей, мы выступили не только в роли певцов и танцоров, а еще и консультантов, и организаторов объемных святочных посиделок. Естественно, участники корпоративных вечеринок колядовать не ходят. Но отгадывают загадки, водят хороводы, да и просто слушают русское многоголосье с неожиданным удовольствием.
Отдельная песня, как уже говорилось, - святочные гадания. Больше всего они актуальны для незамужних девушек и молодых женщин. Когда временно оказались не у дел посиделки и колядование, святочные гадания не сдавали своих позиций. Хотя некоторые упущения имели и по сегодня имеют место. В силу обстоятельств, гадают в квартирах с удобствами, тогда как принято выбирать «нечистые» места, где властвует потусторонняя сила, особенно, активизирующаяся в святочный период. Уточню: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки. А также кладбища. Гадающие обязаны снять с себя нательные кресты и пояса. Никаких узлов на одежде. Девушкам - распустить косы, если таковые имеются. Желательно, чтобы не пропасть, предпринять защитные меры: очертить вокруг себя круг. Обязательно кочергой. Или надеть на голову глиняный горшок. В зависимости от тематики. Одно дело: вопрос жизни, смерти или здоровья, а другое - приплод скота и медоносность пчел. Что касается извечной темы - брак и информация о суженом, позволю себе предложить пару проверенных вариантов.
Гадание на собачьем лае. Рекомендуется тем, кто мечтает о союзе с иностранцем. Нужно в полночь выйти на улицу и прислушаться. Если услышите вдалеке собачий лай - быть мужу из зарубежья. Чем глуше лай - тем дальше зарубежье. А если песик гавкнет у вас под ногами - суженый обитает где-то рядом. У вас есть по соседству иностранцы?
Гадание под окном. Для тех, кто просто хочет выйти замуж. В полночь открыть в доме окно и попросить: «Суженый, ряженый, проезжай мимо окна». Если после этих слов вы услышите пьяное пение, взрывы петард или шум автомобиля, свадьба не за горами.
И последнее. На Крещение, по традиции, нужно искупаться в освященной проруби. Так смываются грехи, накопленные в разгульные святочные дни и ночи».