ЕСЛИ ЕС, США И РОССИЯ НЕ РЕШАТ КОСОВСКУЮ ПРОБЛЕМУ, ЕЁ РЕШАТ АЛБАНЦЫ
К настоящему моменту Косово стало своего рода плавильней глобальных геополитических процессов. Именно на юге Сербии пересеклись векторы внешней политики ведущих государств. В этом противостоянии уже давно забыты интересы албанцев, сепаратистские устремления которых – всего лишь разменная монета в спорах за лидерство США, ЕС и России.
Следующий раунд переговоров по проблеме Косова намечен на 22 октября. В очередной раз посредническая «тройка» в составе представителей Москвы, Брюсселя и Вашингтона соберётся в Вене для решения будущего статуса сербской провинции. Революции от этих переговоров не ожидает никто – позиции сторон остаются непреклонными и вряд ли есть возможность их изменить.
Россия продолжает настаивать на сохранении целостности Сербии, тогда как США и Евросоюз, поддерживаемые ООН, готовы уже сейчас предоставить албанцам независимость.
По сути, новый «Венский конгресс» станет последней попыткой решить косовскую проблему за круглым столом. Ведь сейчас идёт речь не только о сохранении правовых рамок, но и о стабильности всего региона, который в любой момент готов взорваться открытым противостоянием. Лидеры албанских сепаратистов уже заявляют, что в случае если вопрос о статусе Косово не будет решён в их пользу, они готовы провозгласить независимость в одностороннем порядке.
Чёрный ход
Сейчас ситуация в Косове напряжена до предела. И выхода из тупика не видит ни одна из втянутых в переговорный процесс сторон. Ни Белграду, уповающему на поддержку Москвы, ни Приштине, прячущейся за спину США, рассчитывать на поддержку мировых авторитетов бесполезно – Косово всего лишь арена, на которой столкнулись Россия и Запад.
Российской экономике постепенно становится тесно в рамках постсоветского пространства. Ей как никогда нужны выходы в Европу, с её богатейшими рынками сбыта и высоким уровнем потребления. Но пока попытки прорваться в ЕС или хотя бы его восточную часть натыкаются на противодействия Брюсселя. На прорубленном ещё Петром I окне в Европу стоит прочная решётка, в которую России только и удалось, что протиснуть нефтегазовую трубу.
Сербия в этой ситуации становилась более чем интересным партнёром. Именно славяне были готовы открыть России дорогу в Европу. Это конечно был не парадный вход, а лишь маленькая лазейка. Но в большем Москва и не нуждалась – за Белградом уже виднелась вся остальная Европа.
Так, появилась информации, что виды на Сербию имеет «Газпром» – признанный проводник российской внешней политики – который намерен приобрести 51% местной нефтеперерабатывающей госмонополии NIS. Свои интересы в Белграде преследует и «Аэрофлот», присматривающийся к сербской авиакомпании JAT Airways, которая также принадлежит государству. Есть сведения и о других потенциальных сделках, в частности, в сфере разработки медных рудников.
На Западе повышенную активность России в Сербии встретили с глубокой озабоченностью. Задолго до того как появились даже слухи о возможном экономическом сотрудничестве Белграда и Москвы, Балканы стало потихоньку сотрясать.
Чёрный ход в Европу, на который Россия так рассчитывала, пытаются закрыть. И интересы геополитики здесь оказались гораздо важнее соображений безопасности: желание не допустить Москву на рынки ЕС перевесило страх перед опасностью разжигания очага напряжённости на границе Евросоюза.
Ломать – не строить
Сербию вслед за Югославией продолжают дробить, расшатывая обстановку в регионе. Поэтому будущее сотрудничество Москвы и Белграда под большим вопросом.
Прогнозы вариантов разрешения косовской проблемы пока малоутешительны для Москвы. Запад в противовес России ведёт свою игру в Сербии. Используется извечная тактика «кнута и пряника»: Белград наотмашь бьют требованием отделения Косова, пытаясь сгладить боль от удара сладкими уговорами. Мол, что вы так беспокоитесь о своей целостности? Ведь и Сербия, и Косово рано или поздно окажутся в границах ЕС.
Брюссель в качестве платы за независимость албанцев готов обеспечить безвизовый режим между Сербией и Евросоюзом, с перспективой дальнейшей интеграции Белграда в единую Европу. Но верится в такую перспективу с трудом: ЕС ещё не оправился от последнего этапа расширения, и принимать сейчас в свои объятья Сербию Брюссель явно не готов.
К счастью Белград, прислушиваясь к мнению Москвы, не принимает этих сомнительных подарков.
Правда от его принципиальности уже мало что зависит. Хочет того Сербия или нет, Косово станет независимым. Дата нового балканского кризиса уже назначена – 28 ноября 2007 года. Именно в этот день – день государственного флага соседней Албании – Приштина намерена провозгласить независимость Косова.
ЦИФРЫ
По данным Координационного центра Косова и Метохии, в течение четырёх с половиной лет управления UNMIK в Косовском крае (данные взяты с 10 июня 1999 и до конца 2003 года) было совершено 6392 нападения на сербов. 1197 сербов убито, 1305 получили ранения, 1138 человек похищено.
На протяжении всего рассматриваемого периода процент сербского населения в крае сокращался, а албанского – неуклонно рос. Албанская женщина в среднем рожает семерых детей, в то время как сербская – двух.
При этом необычайно быстрый рост албанского населения не может быть подкреплён его экономическим развитием. Многодетная малоимущая семья, типичная для албанского общества, не может располагать жизненными условиями для положительной социализации новых поколений. Отсюда – высокий уровень безработицы среди албанской молодёжи, которая становится причиной роста преступности и облегчает вербовку боевиков среди молодых албанцев.
Подготовила Манэ Карапетян
АРХИВ
С раннего средневековья Косово и Метохию населяли сербы. Здесь произошли важнейшие события в истории страны – именно поэтому сербы до сих пор называют Косово «Старой Сербией».
Во времена Оттоманской империи турки, действуя в духе политики «разделяй и властвуй», переселяли исламизированных албанцев с сопредельных территорий на опустевшие в ходе войн равнины Косова. Так, при давлении извне, начиналась история создания «мультикультурного» общества.
Со временем с гегемонией Турции на Балканах было покончено. Албанцы создали своё государство, а Косово вошло в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Однако получившая независимость Албания сразу заявила о своих претензиях на этот край. То, что это были не голословные декларации, а долгосрочная внешнеполитическая стратегия было продемонстрировано в ходе второй мировой войны, в которой Албания участвовала как сателлит Италии и Германии.
Так, только за период с апреля 1941 по август 1942 года было убито около 10 тысяч сербов – в основном, мирных граждан, женщин, стариков и детей. Особенной жестокостью отличилась албанская Добровольческая дивизия СС «Скандерберг». В целом, за годы войны сербское население Косова и Метохии уменьшилось более чем на 100 тысяч.
После войны прежняя этническая структура края восстановлена не была. Уже 6 марта 1945 года коммунистическое правительство Югославии приняло постановление «О временном запрещении возвращения колонистов в места их прежнего проживания». Сербы, изгнанные албанцами из Косова, Метохии и Македонии, не смогли вернуться к своим очагам.
При этом в 40-е годы прошлого столетия 99% косовских албанцев были неграмотны. Властями проводились акции по обучению албанцев грамотности, их включению в экономическую и культурную жизнь. Каждый албанец, научившийся писать, получал работу в администрации или партийных структурах. Краю постоянно выделялись целенаправленные дотации на поднятие уровня жизни населения.
Конституция 1974 года наделила край такими широкими полномочиями, что он фактически стал самостоятельным субъектом федерации. Автономный край Косово обладал равными правами с другими республиками, кроме одного – он не мог отделиться от Сербии.
Несмотря на все блага, предоставленные албанцам югославской властью, в начале 80-х, албанские сепаратисты начинают активную антисербскую деятельность. Активизировались радикальные подпольные группы. Албанцы оскверняли памятники культуры, православные церкви и кладбища, поджигали дома, убивали людей, захватывали чужие земли. Следствием этого стал массовый отъезд сербских семей из края. В 1981 году из 1451 населенного пункта в 635 не осталось ни одного серба. Чисто сербскими оставались только 216 сел.
В сентябре 1991 года на фоне распада Югославской федерации косовские албанцы провозгласили независимую Республику Косово.
Подготовила Манэ Карапетян
|