БЕСПОРЯДКИ В ГРУЗИИ ЗАКОНЧАТСЯ НЕПОРЯДКОМ
Вашингтонский проект «Саакашвили» подходит к концу ввиду очевидной утраты приемлемых для работы на плацдарме тактико-технических характеристик. Разработка нового проекта пока ещё ведётся, но – не только Соединёнными Штатами. Что случится с Грузией в обозримой перспективе? Ответ будет получен 5 января, на выборах президента страны.
Последние события в Тбилиси – всего лишь начало долгой, утомительной и дорогостоящей операции по смене отслужившей свой срок запчасти в закавказском двигателе. Операция ещё больше усложняется тем, что в работу механика, последние годы ухаживавшего за запчастью, начинают вмешиваться посторонние специалисты. Механик, ясно, недоволен, но поделать ничего не может, потому что ремонт двигателя происходит на задворках владений этих самых посторонних специалистов.
Сама же запчасть ничего не решает самостоятельно. Потому что крайне зависит от поставок горючих – нефть и газ – и смазочных – финансы, финансы – материалов из внешней среды. Так что своих, местных механиков здесь не водится.
Не наши люди
В Грузии не существует пророссийской оппозиции. А даже если и была когда-то такая, то Саакашвили приложил определённые усилия, чтобы от неё избавиться.
Так что теперь противостоят официальному Тбилиси люди, ориентированные не на соседнюю державу, как-то уже спасавшую грузин от полного уничтожения турками, а склонные видеть союзников за океаном. Недаром же на разогнанном Саакашвили митинге присутствовали многочисленные плакаты на английском языке. Для Москвы такого не пишут.
Однако то, что сейчас делает проамериканская оппозиция правящего режима – это хорошо. Для нашей страны её упорный труд не должен пройти даром. Во-первых, исходя из простой логики: враг моего врага – мой друг, даже если этот друг дружит с другим моим врагом. Во-вторых, любая сложная, с участием многих людей комбинация содержит в себе некую фигуру, которая случайно и неожиданно обнаружит свою непригодность для комбинаторов.
Так что пусть оппозиционеров Саакашвили проплачивают и двигают чуждые российским интересам силы. Не исключено, что Кремль сможет найти в затеянных ими передвижениях место для собственного творчества.
Задачу эту облегчит и отсутствие единства в рядах грузинской оппозиции. Без столь необходимого качества она не сможет ни остаться отчётливым течением в политике, ни сгенерировать за время, оставшееся до президентских выборов, приемлемую и, главное, проходную кандидатуру.
А вот если оппозиции помогут в этом сторонние участники процесса, то…
Право быть избранным
5 января Грузия будет выбирать себе руководителя. Выбор есть.
Первое – Саакашвили собственной персоной. Второе, вернее, вторые – многочисленные соперничающие между собой ставленники оппозиционных партий и движений. Третье – Нино Бурджанадзе, человек Саакашвили, некоторым образом дистанцировавшийся от последних безумств патрона. Среди четвёртых, пятых, шестых: Бадри Патаркацишвили – он не оппозиция, у него свои интересы, Игорь Гиоргадзе – вряд ли его также стоит числить в числе вышеупомянутых сил, в большинстве своём проамериканских, Каха Бендукидзе – почему бы ему и не попробовать забраться повыше.
Кто победит? Саакашвили вряд ли, потому что он побил людей. Бурджанадзе – вряд ли, потому что женщина. Оппозиционеры – вряд ли, потому что их много и они мелкие. Патаркацишвили – вряд ли, потому что богатый и себе на уме. Гиоргадзе – вряд ли, потому что шансов у него уже ноль.
Почему бы не победить некоему до сих пор незаметному лицу, на которое не делают официальные ни Москва, ни Вашингтон, ни местные олигархи? Но это лицо сможет стать президентом Грузии, только заручившись поддержкой сильного партнёра. США на роль спонсора и друга не годятся – они ищут не в том месте. Партнёром победителя станет Россия, которая гарантирует не только содействие во время выборов, но и поддержку после них, чтобы гарантировать отсутствие ставших привычными при Саакашвили потрясений.
Пустить вино на российский рынок, ввести упрощённый режим пересечения границы. Может быть, снизить цены на электроэнергию и энергоносители, благо, зима наступает…
Начинает холодать
Интересно, что всякие грузинские неприятности – нынешний разгон митинга, откровения Окруашвили, прошлогодняя смерть непонятной ориентации, которую до сих пор не поняли – случаются тогда, когда грузины уж точно забывают про вступление в НАТО и вспоминают о заготовке дров. Режим Саакашвили настолько эффективен, что не может обогреть зимой своих граждан. Зато может подбросить им пищу для размышлений и выступлений.
Даже если предположить, что предстоящие выборы пройдут для Саакашвили удачно, что после объявления их результатов ему удастся силой спецназа убедить возмущённых избирателей в отсутствии подтасовок, что его президентство доживёт до следующего ноября, то всё равно сложно представить – переживёт ли сама Грузия очередную неприятность, отвлекающую от холодов.
Кстати, ответ есть. Переживёт. Если, конечно, устранит главную причину своих неприятностей – гаденькую антироссийскую политику.
СЛОВА
Есть прекрасная русская поговорка: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Однако президент Грузии продолжает обвинять в своей незадачливости Россию.
- Есть конкретная олигархическая российская сила, которая координирует действия с конкретной страной и политическими силами... Чтобы в Грузии дестабилизировалась ситуация перед выборами в России.
- От наших спецслужб поступили сведения об альтернативном правительстве, созданном в России.
- У нас есть все доказательства подрывной деятельности российских спецслужб в Грузии, и мы эти материалы обнародуем.
- То, что происходило в Тбилиси, не были изолированными местными беспорядками, это был подготовленный в течение годов сценарий с участием иностранных элементов.
- Мне нужен недвусмысленный мандат, чтобы справиться со всеми внешними угрозами, со всем давлением на Грузию, попытками аннексии территории страны.
В то же время, иногда в откровенном бреду Саакашвили попадаются и довольно занятные мысли. Вот, в частности, такая:
- У меня нет другой цели, других ценностей, кроме моей страны, моего народа и каждого из вас. Я готов принести в жертву свою жизнь ради счастья Грузии и вашего счастья.
Не исключено, что эта героическая готовность принести себя в жертву может быть рано или поздно востребована.
ДОСЬЕ
Политические взгляды Саакашвили на свою родину, Россию, грузино-российские отношения и своё место в политической жизни очевидно ковалось не в Грузии. Вот места, где приходилось бывать нынешнему президенту гордой, неистово демократической державы в годы, когда оформлялось его мировоззрение.
В 1992 году он получил диплом Киевского института международных отношений.
В 1994 году закончил магистратуру Колумбийского университета, США, Нью-Йорк.
В 1995 году защитил докторскую диссертацию в Университете Джорджа Вашингтона, США, Вашингтон.
Также учился в Институте прав человека (Франция, Страсбург), Академии европейского права (Италия, Флоренция), Академии международного права (Нидерланды, Гаага).
Работал в Институте прав человека (Норвегия, Осло), юридической фирме «Паттерсон, Белнэп, Уэбб и Тайлер» (США, Нью-Йорк).
МНЕНИЯ
Будущее Грузии видится по-другому изнутри и извне. По ту сторону кавказского хребта считают, что с Саакашвили практически покончено. В России же полагают, что Саакашвили ещё может удержаться у власти, но – точно ненадолго.
Ольга Хуторская, эксперт, в беседе с корреспондентом «Нашего времени» Манэ Карапетян: «Это, конечно, не «революция роз». Оппозиционеры уже сейчас не могут найти общий язык, а, следовательно, и объединить усилия. В будущем будут выборы. И не исключаю, что Саакашвили вновь станет президентом».
Евгения Войко, эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России, в беседе с корреспондентом «Нашего времени» Манэ Карапетян: «На сегодняшний день позиции президента Михаила Саакашвили, несмотря на многотысячные митинги протеста, в целом устойчивые. Во-первых, на его стороне правительственная элита Грузии, которая во время митингов проявила завидную солидарность со своим патроном. Во-вторых, президент полностью контролирует грузинские СМИ (доказательством тому стало введенное чрезвычайное положение, когда к эфиру были допущены только государственные телеканалы). В-третьих, Саакашвили обладает влиятельной поддержкой извне, что также играет существенную роль в грузинской политической системе. И, наконец, на оппозиционном фланге Грузии объективно пока нет такого же политика-харизматика, способного составить конкуренцию эмоциональному и импульсивному Саакашвили.
Более того, проблема оппозиции заключается в ее разрозненности. Во время «революции роз» в 2003 году Саакашвили взял на себя роль политического вождя, сумев с пользой для себя канализировать народное недовольство «режимом Шеварднадзе» и мобилизовав население на «переформатирование» власти. Сегодня, помимо лидеров оппозиционных движений, на роль главного борца с «командой Саакашвили» мог бы претендовать Георгий Хаиндрава. Однако к 5 января он вряд ли сумеет накопить необходимый политический и финансовый ресурс для победы на выборах. К тому же Хаиндрава как бывший соратник Саакашвили может устроить не всех.
Таким образом, нынешние массовые акции протеста нельзя назвать новой «революцией роз», поскольку не произошло ни изменения политической системы, ни переформатирования элит. Саакашвили показал, что он пока еще контролирует ситуацию в стране, в том числе и сместив сроки президентских выборов. Это, кстати, лишает возможности баллотироваться и другого политического оппонента Саакашвили, Ираклия Окруашвили, поскольку по конституции, претендовать на президентский пост может человек, достигший возраста 35 лет (экс-министру обороны только 6 ноября исполнится 35).
В среднесрочной перспективе Грузию ждет несколько коррупционных скандалов, в которых будут замешаны оппозиционеры. Не исключено, что некоторые из них даже будут арестованы. В этом случае шансы на победу Саакашвили заметно возрастут».
Бадри Патаркацишвили, предприниматель, в интервью радио «Это Москвы»: «Я считаю, что у этой власти нет шансов долго продержаться в Грузии. Мы скоро увидим, как этот режим закончит свое существование, причем нормальным конституционным путем, путем выборов. Я абсолютно уверен, что весь мир заставит команду Саакашвили провести нормальные справедливые выборы, где она, эта команда, однозначно потерпит крах».
Рамаз Сакварелидзе, политолог, в интервью агентству «Новости-Азербайджан»: «Саакашвили может проиграть… Вот тогда Саакашвили припомнят те дни, что сейчас пережила Грузия: избиение митингующих, слезоточивый газ, водометы, аресты и т.д.»
|