ИНСТИТУТ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА УСИЛИЛИ ГРАМОТНЫМИ ЛЮДЬМИ
Огромная Россия нуждается не в огромном чиновничьем аппарате, а буквально в нескольких людях, способных эффективно служить стране. И искусство управления государством во многом сводится к тому, чтобы найти этих людей и поставить на нужное место. Кого уже нашли?
Специфика работы большинства отечественных бюрократов – работа на свою карьеру и благосостояние. Специфика службы большинства российских офицеров – служба Родине. По крайней мере, такова изначальная суть этих слов – «работа» и «служба». Не исключено, что данные соображения также учитываются, когда решаются вопросы, кого ставить полпредом президента в наиболее проблемных федеральных округах.
Остановимся на двух последних по времени кадровых переменах в институте полпредов.
Слишком Дальний Восток
В Дальневосточном федеральном округе состоялся ожидаемый, в общем-то, уход с поста полномочного представителя президента Камиля Исхакова. «Наше время» писало о некоторых сторонах его деятельности в ответственной должности (см. №32-33). Надо полагать, новый полпред – им стал выходец из МВД Олег Сафонов – посвятит своё время более конструктивной работе. И уже понятно, на чём будет сделан акцент.
Как особо отметил глава президентской администрации Сергей Собянин, представляя новое лицо губернаторам дальневосточных регионов: «Последнее его место работы - заместитель министра внутренних дел. Я думаю, что этот опыт ему в значительной степени понадобится для успешной работы в Дальневосточном федеральном округе».
Безусловно, серьёзные слова серьёзного человека не могли не найти живейшего отклика в душах руководителей краёв и областей Дальнего Востока. Опытному милиционеру Сафонову теперь надо будет разобраться, что собой представляет этот отклик – трепет перед законом или энтузиазм при виде ясного и понятного фронта работ.
Дел, похоже, в округе накопилось невпроворот. Сафонов в курсе. Также он в курсе источника многих проблем и знает подход к ним: «Проблемы есть не только в Дальневосточном федеральном округе, но и в других субъектах и федеральных округах. Просто где–то они явно и отчётливо выражены и у каждого региона свои проблемы. Я думаю, что у нас здесь достаточное количество правоохранительных органов, специальных служб, которые призваны уделять и уделяют этому особое внимание». Видно, не зря проблемный округ возглавил человек, много лет отдавший наведению в стране правопорядка.
Сам же Исхаков стал заместителем министра регионального развития, то есть человеком значимым, но подотчётным. Наверное, эта подотчётность принесёт пользу не только Камилю Шамильевичу, но и всему государству.
Южное направление
Назначение полпредом Южного федерального округа Григория Рапоты выходит слегка за рамки российских внутриполитических процессов. По сути, можно говорить о ситуации, в которой кадровое решение было обусловлено и интересами внешнеполитического характера.
В октябре состоялись очередные переговоры стран-членов СНГ. И хотя по их результатам стало понятно, что Содружеству осталось жить недолго, ряд принятых на международном форуме решений стали поистине революционными. Речь идёт о таможенном соглашении, к которому в рамках ЕврАзЭС присоединились Россия, Белоруссия и Казахстан. Предполагается, что в ближайшие годы Москва, Минск и Астана будут объединены единым экономическим пространством, которое в будущем сможет стать неким аналогом Евросоюза.
К этому решению ЕврАзЭС подвигалось уже давно, однако воплотить его в жизнь долгое время не удавалось. И, прежде всего, по вине Казахстана, который упорно не хотел отказываться от пьянящего чувства свободы. Астана с момента распада СССР целенаправленно укрепляла свои внешнеполитические позиции, заручившись поддержкой Запада, и явно была не намерена отказываться от дружбы с США, которые, видя ресурсный потенциал региона, откровенно заигрывали с амбициозным Назарбаевым. Однако экономические интересы всё-таки возобладали – Казахстан выбрал своим союзником Россию.
Надо сказать, этот международный успех стоил Москве дорого – ради благосклонности Астаны Кремлю пришлось пойти на значительные уступки. В частности, по вопросу транспортировки казахских энергоресурсов. Как известно, в 2000 году прикаспийская территория Казахстана подарила миру одно из богатейших на планете нефтяных месторождений Кашаган. С этого момента встал острейший международный вопрос – кто получит право транспортировки 9 миллиардов тонн топлива. Помимо Москвы свои транспортные каналы был готов предложить Запад, чей проект «ТРАСЕКА» предполагал прокачку чёрного золота в обход России. В развернувшейся борьбе победила Россия – именно по её территории в Европу потечёт казахская нефть.
Понятно, что в самой России развернулась нешуточная борьба между регионами за право реализации проекта на своей территории. Предполагаемые инвестиции вскружили губернаторам головы. Так в Южном федеральном округе, который и без того нестабилен, обнажился серьёзный региональный конфликт, препятствующий укреплению вертикали власти.
В этой сложной ситуации, в которой на кону одновременно оказались международные интересы России и внутренние вопросы, назначение Рапоты полпредом ЮФО оказалось наиболее удачным кадровым решением. С одной стороны, генерал-лейтенант твёрдой офицерской рукой может прекратить развивающееся межрегиональное противостояние. С другой – стать гарантом реализации первого из проектов будущего таможенного союза.
Поговаривают, что желание видеть Рапоту во главе ЮФО выразил лично Назарбаев, а Путин пошёл ему в этом навстречу. И хотя верится в это с трудом – вряд ли казахский президент позволил бы себе вмешиваться во внутреннюю политику России – складывается впечатление, что решение о переезде Григория Алексеевича на юг было принято с оглядкой на Астану. Всё-таки Рапота не один год проработал генсеком ЕврАзЭС и знаком лидерам стран Центральной Азии, в том числе и Назарбаеву.
Косвенно эта версия подтверждается и переходом прежнего полпреда ЮФО Дмитрия Козака в правительство. Возможно, в ранге министра регионального развития Козак не оставит без внимания юг России, где его авторитет непререкаем. В его компетенции окажутся внутренние проблемы региона, в то время как Рапота сможет полностью сосредоточиться на международно значимых проектах. Опыта в этом вопросе ему не занимать.
ДОСЬЕ
Полномочные представители президента в федеральных округах и их прежние места службы
Центральный ФО – Сергей Полтавченко, до назначения в мае 2002 года на пост полпреда служил начальником Управления Федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу.
Северо-Западный ФО – Илья Клебанов, до назначения в ноябре 2003 года на пост полпреда возглавлял министерство промышленности, науки и технологий.
Южный ФО – Григорий Рапота, до назначения в октябре 2007 года на пост полпреда работал генеральным секретарём Евразийского экономического сообщества, до того, в частности, служил в Первом главном управлении КГБ, а позднее – заместителем секретаря Совета безопасности.
Приволжский ФО – Алексей Коновалов, до назначения в ноябре 2005 года на пост полпреда служило прокурором Башкирии.
Уральский ФО – Пётр Латышев, до назначения в мае 2000 года на пост полпреда служил замминистра внутренних дел.
Сибирский ФО – Анатолий Квашнин, до назначения в сентябре 2004 года на пост полпреда служил первым замминистра обороны.
Дальневосточный ФО – Олег Сафонов, до назначения в октябре 2007 года полпредом служил замминистра внутренних дел.
|