РОССИЯНЕ НЕ ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ ЗА «ВОЗДУХ»
В последнее время о пиратстве, то есть несанкционированном распространении материалов, защищенных авторским правом, не написал разве что ленивый. Многие считают, что именно пиратство является главной причиной того, что Россия до сих пор не вступила в ВТО. Речь идет, главным образом, о компьютерном, видео- и аудиопиратстве. Давайте-ка на примере последнего и рассмотрим вкратце эту проблему, а заодно разберемся, так ли оно плохо, это пиратство.
Итак, ситуация вроде бы ясная. Пиратов (а к ним некоторые склонны относить не только продавцов, но и потребителей соответствующей продукции) обвиняют обычно в том, что они, грубо говоря, обворовывают музыкальных исполнителей, кладя в карман деньги, которые, по идее, этим самым артистам принадлежат. Однако если вы хорошенько покопаетесь в соответствующих источниках, то поймете, что основная прибыль с продажи дисков идет совершенно не музыкантам, даже если к их «компании» отнести звукоинженеров, продюсеров и художников. Главную прибыль получает выпускающая компания, или, как принято говорить, лейбл, и вот этот самый лейбл мы-то с вами и кормим, когда покупаем официальную продукцию.
Казалось бы, всё законно, и ничего плохого в этом нет. В конце концов, какая разница рядовому потребителю, сколько конкретно и кто конкретно из заплаченных им, потребителем, денег получит? Но тогда у нас возникает в некотором роде парадоксальная ситуация. Если потребителю всё равно, то почему он должен выбирать то, что обходится дороже? Давайте посмотрим на эту ситуацию с разных сторон.
Польза или вред?
Музыкальных исполнителей очень грубо можно поделить на две категории. К первой из них относятся те, кто продает свои пластинки весьма существенными тиражами, то есть десятками и сотнями тысяч, а то и миллионами копий. Для таковых артистов музыка уже является своего рода бизнесом, они этим живут и не нуждаются в какой-то другой работе. Поэтому именно в этой категории наибольшее количество противников аудиопиратства.
Ко второй, и намного более многочисленной категории, относится огромное количество исполнителей, для которых прибыль с продажи альбомов является приятным, но небольшим приработком, а основные деньги они – кроме зарплаты за их обычную работу в офисе ли, на фабрике ли, или еще где – получают от выступлений с концертами.
Если среди наших читателей найдутся те, кто серьезно увлекается музыкой, то они наверняка не раз читали в интервью артистов второй категории о том, что тот или иной лейбл совершенно ими не занимается, и что его, лейбл этот, интересует только собственная прибыль. Как же тогда быть этим исполнителям? Если о тебе никто ничего не знает, значит, и диски твои покупать никто не будет, и на концерт твой никто не придет.
Вот тут-то и приходят на помощь (притом безвозмездную) «сетевые» пираты (которые размещают в интернете песни в формате мп3 и других форматах для бесплатного скачивания), а когда исполнитель становится более-менее известным, то подключаются (но уже не за спасибо) уже аудиопираты, которые выпускают эти альбомы на «физическом» носителе. И нельзя не отметить, что некоторая часть – пусть и небольшая – людей, ознакомившихся с творчеством артиста таким вот способом, пойдет и купит альбом в магазине или даже посетит концерт. Мне кто-нибудь сможет внятно объяснить, какой вред в данном случае наносят пираты? Что-то сомневаюсь…
Можно выделить еще одну категорию. Под неё подпадают те музыканты или композиторы, которых уже с нами нет. Кто, простите, получает деньги за музыку Баха или Моцарта? Всё те же лейблы; возможно, родственники или потомки умершего, которые к написанию им произведений никакого отношения не имеют; или люди, которым тем или иным способом удалось выкупить права на издание сочинений и которые опять-таки ради творческого процесса ровным счетом ничего не сделали.
Вкусная подделка
Если вы еще сомневаетесь, то мои высказывания можно подкрепить хотя бы таким фактом. Не так давно очень известная английская группа Radiohead, тиражи проданных пластинок которой исчисляются огромными цифрами, выложила свой новый альбом в интернете, при этом указав, что любой пользователь всемирной паутины может скачать его, заплатив ту сумму денег, которую посчитает возможной. За два дня альбом приобрели 1,2 миллиона пользователей, заплатив в общей сложности около 4,8 миллиона фунтов (примерно 10 миллионов долларов). И никаких вам лейблов! Не думаю, что группа так поступила ради развлечения – на Западе люди умеют считать деньги.
Еще одна сторона вопроса – проблема качества. Раньше пиратскую продукцию совершенно справедливо ругали за плохую типографию и диски невысокого качества. Однако пираты – в отличие, между прочим, от других наших горе-бизнесменов – поняли, что потребителю нужен товар не только недорогой, но и хорошо сделанный. На рынок, как волной во время прилива, выбросило огромное количество великолепно выполненной продукции: буклеты теперь уже практически не отличаются от фирменных, есть очень «вкусные» версии «под Японию», в диски вкладываются даже стикеры и прочие мелкие удовольствия. Понятное дело, над пиратами не довлеют никакие контракты и прочие юридические препоны. Но потребителю разве не всё равно? Когда вы покупаете в магазине, пардон, пиво или йогурты – всегда рассматриваете, лицензионная ли это продукция? Вкусно, качественно и недорого – вот что нужно. Почему же в случае с музыкальным товаром данному моменту уделяют столько внимания? Почему не кричат на каждом шагу, что пиво «Старопрамен», сваренное якобы по чешской лицензии, на порядок хуже фирменного продукта, пусть оно и стоит в два-три раза дешевле? Вопросы повисают в воздухе…
Процент с продаж
Есть еще один важный момент. Согласитесь, что если бы действительно надо было полностью и бесповоротно искоренить пиратскую продукцию, то это бы у нас давно уже сделали, нам не впервой вести беспощадную войну с врагами страны. Что это значит? А то, что это кому-то выгодно. Вряд ли для кого-то будет большим откровением, что и чиновники, и представители МВД получают определенный процент от пиратских продаж. Так зачем им убивать пиратство? Да, кто-то похвалит, может, даже премию дадут. А через месяц и забудут. Ну а кормиться-то где теперь? На зарплату, как говорится, не проживешь, да и уже привыкли люди к другим совсем доходам. А все эти показательные рейды и так далее – ну да, надо ж демонстрировать народу, что «работа идет».
Какой вывод из всего вышеизложенного? А очень простой. Вы сами должны выбирать, кого кормить. Отечественного пирата, который – пусть и не за просто так – продвигает своим оригинальным способом искусство в массы. Или вы думаете, что если исчезнут пираты, все бросятся покупать фирменную продукцию? Умоляю вас. Даже в Москве такого не будет, а что говорить про регионы, где нет ничего: ни фирменных дисков, ни денег? Или выбирайте другой вариант: вы будете кормить зарубежный буржуйский лейбл, думая при этом, что поддерживаете западного артиста. Я никого не агитирую, я просто предлагаю задуматься. А уж дальше решать вам самим.
Кстати, вашему рассмотрению предлагаю напоследок еще один факт.
1 января 2006 года в Швеции, стране куда уж законопослушнее, чем Россия, появилась первая в мире Партия пиратов (аналогичная партия существует и в США), программа которой такова:
Снижение сроков авторского права. Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.
Законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.
Недопущение цензуры в интернете. Пока её ещё нет, однако, по заверениям Партии Пиратов США, её появление в США - дело времени.
А о цензуре в интернете - тема тоже весьма интересная - мы поговорим в другой раз.
|