МЕЖДУГОРОДНИЕ АВТОБУСЫ – НЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Сколько легенд, историй и анекдотов ходит о маршрутных такси, столько, пожалуй, и о междугородных автобусах. Эти механические двухэтажные чудовища, как правило, древние импортные образцы, несколько лет назад прочно обосновались у железнодорожных вокзалов столицы и областных городов. Они привлекают пассажиров доступностью билета – цена средняя между плацкартой и купе, а также предполагаемой скоростью доставки от точки «А» в точку «Б». При этом большинство новичков-пассажиров, глядя на разрисованные «иностранными» буквами борта гигантов, предполагают, что и сервис во время многочасовой поездки будет заграничным. Ан, нет!
На проверку выясняется, что сфера междугородных перевозок – единственный, наверное, сохранившийся и даже развившийся оазис кондового «совка». С чем это связано – я не знаю, и не буду гадать. Но касается всех областей: технического состояния автобусов, контингента пассажиров, элементарных удобств, культуры и вежливости.
Однажды корреспондент «Нашего времени» был свидетелем, как водитель междугороднего автобуса безапелляционно выгнал на дорогу двух молодых людей, километров за десять до нужного им города. Вина пассажиров заключалась в том, что они пили пиво. А по салону каталась пустая бутылка – не их, это точно. Просто кем-то забытая. На одной из кочек бутылка закатилась в водительский отсек, что и послужило поводом для конфликта.
Но это все семечки, а вот другая история, коей я тоже был свидетелем, чрезвычайно показательна в плане «сервиса» и «дружелюбия» персонала на междугородных перевозках.
Такси – и в погоню!
Дело происходило в двухэтажном автобусе, не имеющем связи между этажами, кроме как притопом и перестуком. Водители, естественно, сидели на первом этаже. Второй же был поделен между бригадами строителей и табором азиатов с баулами. Строители ехали из столицы навестить свои семьи, а азиаты… бог его знает, но, судя по величине баулов, собирались обогнуть земной шар за 80 дней.
Как всегда в дальней дороге, строители начали равномерно употреблять. И вот крутится между ними один милейший и компанейский юноша Вася. Тут посидит, там пригубит. Шутки хохмит, прибаутками сыплет. А туалет, надо заметить, не работает. Он есть, но завален личными шоферскими коробками и упомянутыми баулами. И вот, во время одной из «технических» остановок, которые шоферы милостиво делают, дабы им не обгадили салон, Вася исчезает.
Не успел вовремя вернуться из посадок паренек, а автобус тронулся.
Пока недалеко отъехали, строители начали призывно стучать ногами в пол, в том месте, где приблизительно находились шоферские головы. Автобус остановился. Наверх немедленно поднялся здоровенный кабан-водила с монтировкой в руке и держал такую речь: «Если кто еще раз… п-и-п, топнет… п-и-п… Всем посшибаю головенки!» Удалился, не выслушав суть проблемы о Васе. Заморский двухэтажный агрегат поехал дальше без Васи, но с его дубленкой, кепкой и дорожной сумкой. Кстати – зима.
Вася не пропал! Во время следующей «технической» остановки, Вася ворвался в салон с криком: «Мужики, разменяйте баксы, мне заплатить надо, я вас два часа на такси догоняю!» Строители роются по карманам. Вася выбегает что-то утрясать с таксистом… Автобус снова трогается!
Насколько уж были бесхитростны мужики-строители, но юмор ситуации дошел до всех. Топнуть шоферам никто уже не решился. Мужики переглянулись, потом один поднял стакан: «Ну, за Васю!» Словом, до самого города назначения междугородный автобус вез Васину кепку, а сам он ехал следом на такси. Страшно подумать, во сколько ему обошлась эта поездка и какую часть заработанных в столице денег он все же привез семье.
Шансон «на полную»
Азиатский контингент пассажиров в междугородных автобусах – это особая история. Нет, люди они тихие, только очень уж домовитые. Никого уже не удивляет, если площадки, проходы или даже пространство между сиденьями, куда и так сложно втиснуть ноги, оказывается заставленным их сумками. Хуже другое: на всяком посту ДПС гаишники начинают методичный осмотр салона на предмет выявления нелегальных мигрантов. Потом, выстроив подозрительных лиц у борта автобуса, по одному вызывают в служебную будку. Там идет горячий торг. Иногда процедура затягивается часа на полтора, а ведь постов на трассе – десятки!
Развешенные по салону телевизоры чаще всего не работают, зато работает магнитола. Причем громко и не считаясь со временем суток. Надеюсь, никто не обольщается насчет музыкальных вкусов водителей междугородных автобусов? Вот-вот. На протяжении нескольких часов кряду слушать мерзопакостные подделки под шансон: бесчисленных «человеков в телогрейках» и «старушек-мам» – это не каждый выдержит. И бежать некуда, и замечание не сделаешь – водитель еще назло прибавит громкость. Остается только сидеть и про себя изощренно комментировать тексты.
Без тормозов
Теперь о техническом состоянии этих «шоссейных китов», автобусов. Верю, что есть замечательные фирмы, закупающие за границей новые комфортабельные автобусы. Но – не встречал. Наверное, просто не везло. Чем больше народу в автобусе, тем больше фирмы получают прибыль, но только здоровье пассажира их не волнует. Именно в автобусах для увеличения мест кресла подвигаются друг к другу максимально близко, так, что ноги бывает некуда девать, хоть за уши закладывай. Как результат, у пожилых людей по приезду домой или на место отдыха ноги опухают.
Раз мне довелось много часов ехать в автобусе «Икарус», у которого половина кресел была попросту сломана, и некоторые отчаявшиеся пассажиры предпочитали сидеть и дремать на полу. Чудо машиностроения еще и задымило в пути: венгерский механизм, видимо, не выдержал многолетних издевательств и благополучно издох.
Пришедший ему на помощь автобус был не лучше: он представлял собой кошмар всех мосгортрансовских водителей – турецкий Mercedes 0325, только с мягкими сиденьями. От всех прочих вариантов междугородних автобусов он отличается полным отсутствием места для ног у людей ростом выше 150 сантиметров. Что естественно, при сорока пяти-то посадочных местах и габаритах в полтора раза меньших, чем у Икаруса! Пассажиры набились в него как сельди в бочку. Сцепление у Мерседеса отказало где-то под Бронницами. Все светофоры мы дальше пролетали без остановок, а кому из пассажиров надо было сойти раньше конечной станции – выпрыгивал почти на ходу.
Сон на «встречке»
Отдельная песня – культура скоростного вождения «наобум». Тут может быть все что угодно. Начиная от безумных гонок, когда один междугородный автобус пытается обогнать другой, а тот ему не уступает и прибавляет скорость (зачем – непонятно), и оба чудовища несутся параллельно друг другу, занимая все шоссе, а пассажиры дрожат и молятся, до…
Что далеко ходить: как-то в поездке на автобусе из Барнаула до Томска за рулем был молодой парень. Он признался, что первый раз в Томск едет – «начальство велело». У пассажиров дорогу спрашивал, а после Новосибирска вообще не в ту сторону свернул. Если бы пассажиры вовремя этого не заметили (а была ночь, и все могли спать), то он поехал бы в другую сторону от Томска. Парень был почему-то без напарника.
Очень часто водители уходят в ночные рейсы практически без отдыха и вот тогда пополняют статистику автокатастроф. В некоторых случаях впереди сидящие пассажиры сами замечают, что шофер за рулем уснул и едет по встречной полосе. Тогда будят его или напарника – чтобы сменил, а потом не спят и следят за водилами. Домой-то всем хочется живыми доехать, пусть и страху натерпевшись.
Кстати, три года назад власти на Украине даже запретили на территории страны автобусные рейсы междугороднего и международного сообщения в промежутке времени между 22:00 и 6:00. Запрет введен в связи с резким повышением аварийности на автотранспорте из-за переутомления водителей в ночное время. На такую меру пришлось пойти после крупной автокатастрофы, которая произошла на автотрассе Киев-Одесса. В столкновении автобуса «Вольво» и рейсового микроавтобуса «Мерседес» тогда погибло 10 человек. Водитель «Вольво» накануне аварии целую ночь был в дороге, перевозя отдыхавших на море белорусов домой в Мозырь. Как следствие, он уснул за рулем и выехал на встречную полосу движения.
|