ПОЧЕМУ НЕТ ДЕНЕГ У «ПОДЗЕМКИ»?
Московскому метрополитену уже 72 года. Кто тогда, почти три четверти века назад, мог подумать, что столичное метро будет перевозить 20 миллионов человек в день? Именно такую цифру называет начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев. Популярность этого вида транспорта легко объяснима. Пробок, окончательно добивающих москвичей, там не бывает, а случаи остановок в тоннелях, поломок поездов, возгорания и прочие неприятные прецеденты в общем масштабе скорее можно назвать единичными. Тем не менее, количество недовольных метрополитеном не становится меньше.
Перегруженность (особенно в часы пик), плохая вентиляция, ежегодно увеличивающаяся стоимость проезда (впрочем, господин Гаев это предпочитает называть «изменением тарифа»), вечно ремонтирующиеся эскалаторы – вот самые популярные варианты жалоб пассажиров. Гаев, в отличие от других чиновников, не прячется в тиши своего кабинета, а часто и охотно дает интервью, выступает с различными заявлениями, словом, казалось бы, ведет себя так, как и должно правильному начальнику. Но не всё тут так просто.
Денег нет. Или есть?
Почему обычно начальники разного рода и ранга стараются отмалчиваться? Да просто потому, что им, как правило, нечего сказать в своё оправдание. В нашем же случае ответы на большинство вопросов проще пареной репы: нет денег. Вот и всё.
Нет средств на строительство новых линий, в которых так нуждается город, ибо многим жителям спальных районов до станций метро еще надо долго добираться на автобусах или маршрутках. Нет средств на ремонт вагонов, десятилетиями колесящих под московской землей. Нет средств на обновление систем вентиляции, которые просто не справляются с таким огромным пассажиропотоком.
И так далее. До 1996-го года 100% средств на новое строительство шло из федерального бюджета. Потом 50% переложили на Москву, сейчас соотношение примерно 80% – Москва и 20% – государство. Как вы понимаете, у столицы и так хлопот полон рот, и денег на всех, в том числе и на метро, не хватает. Но так ли всё плохо в подземном королевстве?
Вы когда-нибудь раньше слышали, что работать в метро престижно и выгодно? Думаю, вряд ли. Но ознакомимся вкратце с окладами тех, кто изо дня в день заботится о наших с вами подземных передвижениях. Машинист электропоезда – до 50000 рублей, его помощник – до 24000, слесарь по ремонту подвижного состава – до 40000, токарь – до 24000, электромеханик – до 26000, контролер (бабули и дедули, сидящие в будке около турникетов) – до 15000, дежурный у эскалатора (основное занятие которого спать) – до 16000, маляр – до 26000 рублей. Не так уж и мало, даже по столичным меркам, не правда ли? Понятно, что людям доплачивают за вредность работы под землей, а также за большую ответственность, однако вряд ли какая-либо бедная организация (а именно так себя позиционирует Московский метрополитен) была бы в состоянии позволить себе такие оклады (а служащих и рабочих там намного больше, чем вы себе представляете; одних только подразделений более двадцати).
5 миллионов за «схему»
Относительно недавно станции и вагоны метро стали заполняться всякого рода рекламой. Всем вам наверняка до боли знакомы схемы метро, висящие по три штуки в каждом вагоне электропоезда. Рядом с ними вы обязательно найдете рекламный листок от операторов сотовой связи, продавцов йогуртов или кетчупа, обуви или лекарственных препаратов.
Но ни на одном таком листочке размером 66 на 16 сантиметров вы не найдете информации о том, что за него (речь идет об одном размещении на схеме, в каждом вагоне и на всех линиях метрополитена) заплачено почти 5 миллионов рублей в месяц. Расценки на рекламу вы можете найти, например, на интернет-сайте рекламной компании «Олимп», логотип которой вам, конечно же, знаком, если вы регулярно пользуетесь метро.
При всем при этом, господин Гаев утверждает, что доходы от рекламной и коммерческой деятельности составляют примерно 5%. Остальные же 95% доходов идут от стоимости проезда (75%), а 20% доплачивает правительство Москвы. «Общественный транспорт должен быть самоокупаемым и прибыльным», – говорит Гаев. Ну кто же спорит? Себестоимость проезда на метро примерно в два раза меньше цены за билет (разовый). Однако господин Гаев негодует, ведь, по его словам, 38% пассажиров – это льготники, проще говоря, те, кто за проезд вообще не платит. А они ездят за счет других пассажиров, уверяет нас московский метроначальник.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что платите за ту вон старушку, которая еле спускается по лестнице, держась за перила? Конечно же, нет. А если даже и да – что, надо теперь драть за проезд и с неё, с её-то пенсией, еле позволяющей сводить концы с концами? Ведь доходит до смешного: еще пару лет назад к льготникам относили помощников «слуг народа». С одной стороны – наверное, доходы чиновников позволяют им купить себе билет на проезд без всякого ущерба для собственного кошелька, с другой – где вы видели депутатов или их помощников, передвигающихся на общественном транспорте? А сколько их таких, с «корочками»? Может, с них и надо начинать-то, а не с пенсионеров?
В Зябликово не желаете?
Под вопросом также такое недавнее нововведение, как щит в центре платформы, где можно, нажав на кнопку, получить справочную информацию или же срочно вызвать милицию (так называемые «колонны экстренного вызова»). Пока я ни разу не видел, чтобы кто-то пользовался этим аппаратом. А он ведь немалых денег стоит.
Что же получается, пир во время чумы? Зачем нам такое дорогостоящее оборудование, если вентиляция хромает, а вагоны уже, по идее, отжили свой век? Или возьмем регулярное обновление турникетов. Я уже как-то писал, что в Европе ими не пользуются, да и билеты у них универсальные на все виды транспорта. Неужели так важно менять и эти штуковины, которые тоже не копеечной цены?
Остаются и иные вопросы. Например, как в метро попадают бомжи, дурно пахнущие и грязно одетые, ведь этим нарушаются правила пользования метрополитеном, которые висят в каждом вагоне. Не на крыльях же они перелетают через турникеты. Или зачем вдруг пускать поезд, где изнутри окна завешаны картинами? Да, приятная мелочь, но так ли она нужна, если в метро острый финансовый дефицит?
Господин Гаев считает, что в развитие и строительство московского метрополитена должны активно вкладываться частные инвесторы, отмечая, что вложения окупятся лет через 15-20. Дмитрий Владимирович, да кто же у нас столько времени ждать-то будет? Нашему инвестору надо сегодня, а еще лучше – вчера. И не надо нам Европу или Гонконг в пример приводить. У нас же всего боятся. А вдруг завтра посадят? А вдруг запретят? А вдруг отнимут? Да еще связываться с государственным унитарным предприятием (коим является «Московский метрополитен») была охота…
Между прочим, по данным интернет-энциклопедии «Википедия», чистая прибыль московского метрополитена в 2005-ом году составила 240 миллионов рублей. Не Бог весть какие деньги, конечно, но на хлеб с черной икрой наскребем. А на днях и родное городское правительство порадовало: на 2008-2010 годы оно решило выделить 118 миллиардов рублей на строительство метрополитена. На 50 метро-километров должно хватить. Но это в случае, если средства будут тратиться целенаправленно – ибо бюджет «распиливать» у нас умеют, наверное, лучше всех в мире. Ну а какие красивые названия будут у новых станций! Лихоборы! Зябликово! Технопарк! Бутырский хутор! Разве не хочется сломя голову бежать и купить квартиру поблизости от таких станций? Или, может быть, стоило бы заплатить из этих миллионов прибыли несколько тысяч человеку, у которого всё в порядке и с чувством меры, и со вкусом, и, наконец, просто с головой, чтобы тот придумал названия поблагозвучнее? Но нет, такой работой уже заняты «свои» люди.
Так что не так уж всё и плохо. Поезда ездят, машинисты не бастуют, люди давятся, эскалаторы закрывают и ремонтируют в часы пик, проезд дорожает, контролеры спят, милиционеры неспешно прогуливаются по платформам, начальник жалуется на нехватку средств. Еще одна обычная картина, так привычно укладывающаяся в пеструю столичную мозаику.
|