ПОЛУЧИТСЯ ЛИ ИЗ РОССИЙСКИХ ПРОФСОЮЗОВ ПОЛЬСКАЯ «СОЛИДАРНОСТЬ»?
На волне развернувшегося чуть ли не по всему миру забастовочного движения, своё слово сказали и трудящиеся нашего государства. Санкт-Петербург – культурная столица, колыбель революции – чуть было не стал заодно и родиной всероссийского протеста рабочих. Ещё совсем недавно бастовал чуть ли ни весь Питер и окрестности: отказывались выполнять свои обязанности портовые докеры, не выходили на работу водители «Почты России» и маршрутных такси, покинула свои места значительная часть специалистов автозавода «Форд». Однако сегодня город на Неве окутала тишина – большинство забастовок прекращено. И далеко не по воле протестующих рабочих.
Современное российское забастовочное движение находится в упадке. Гуру отечественного протестного движения – трудяги-шахтёры, терпеливо выбивавшие стуком своих потёртых касок причитающуюся им зарплату, – поражены моральной слабостью современных пролетариев.
Вот уже и питерские докеры объявили о приостановке своей забастовки, торопливо обещая замять конфликт уже к концу ноября. Примерно наполовину уменьшилось число бастующих на Всеволожском заводе «Форд», которые постепенно возвращаются на свои рабочие места. Даже ожидающийся протест железнодорожников, который угрожал транспортным коллапсом всей России, сегодня уже под большим вопросом.
Трудовые экстремисты
И во всём этом нет ничего удивительного. Всяческие попытки трудящихся отстоять свои интересы натыкаются на решительность их руководства. К примеру, менеджмент «Форда» до сих пор отказывается вступать в переговоры с бастующими. «Нас называют прогульщиками, - говорит один из участников пикета во Всеволжске, - руководство завода отказывается воспринимать нас всерьёз, считая злостными нарушителями трудовой дисциплины...». И действительно, сегодня «Форд» имеет юридические основания уволить чуть ли не каждого бастующего. Элементарно за прогулы.
Для многих угроза остаться без работы стала главным основанием для решения вернуться к станку, забыв обо всех требованиях, - вариантов трудоустройства во Всеволжске катастрофически мало.
Тактику репрессий избрал для себя и питерский филиал «Почты России». Ответом на акцию протеста, в которой приняли участие обслуживающие почту водители, за прогулы были уволены около 30 наиболее активных забастовщиков. Никто не исключает, что кадровая зачистка будет продолжена.
Очко на свой счёт может записать и портовое руководство, которому удалось прервать забастовку докеров. Менеджеры компании «Морской порт Санкт-Петербург» заявили, что в принципе готовы вступить в переговоры с трудовым коллективом, но только после того, как будет реанимирована работа всех доков. И вот бастующие спешно возвращаются на свои места. Однако состоятся ли обещанные переговоры и приведут ли к необходимым результатам, сегодня со стопроцентной уверенностью не может сказать никто.
В ситуации нарастающего противостояния рабочих и работодателей в ход уже идут и более крутые меры. В частности, Санкт-Петербург полнится слухами о возможном уголовном преследовании бастующих. Под удар карающей руки правосудия протестующий пролетарий может попасть в соответствие с законом «О противодействии экстремизму», в который совсем недавно были внесены любопытные правки. Как минимум на восемь лет можно загреметь в тюрьму за разжигание идеологической, политической и социальной вражды.
Руководство питерских компаний, столкнувшихся с бастующими, быстро усмотрело в их действиях элементы экстремизма, начав угрожать непокорным трудящимся судом. Ясное дело, для многих перспектива оказаться за решёткой в борьбе за прибавку к зарплате показалась малоинтересной.
Сегодня рабочее движение, которое так резво начало на Северо-западе России, фактически свернуло свою деятельность.
«Единство» и разлад
Вины рабочих в откровенном провале их забастовочных порывов, по сути, и нет. Все они оказались незащищёнными перед лицом юридически подкованного менеджмента. Полустихийные выступления трудящихся были быстро подавлены, не получив ощутимой поддержки от призванных отстаивать их интересы профсоюзов.
Формально профсоюзы стали инициаторами и организаторами почти всех прогремевших за последний год забастовок. На деле же полезность их действий была сведена практически к нулю. Подвело не отсутствие желания помочь пролетариям – проявилось полное неумение этого делать.
По сути, профсоюзы забыли о смысле своего существования ещё в советское время, превратившись в придаток вездесущей партии. Механизмы взаимодействия рабочего коллектива с руководством были утрачены, как, в общем-то, и понимание в каких целях их использовать. Не удалось привести профсоюзы в чувство и после распада СССР. Российские компании продолжали считать их атавизмом, убыточной кормушкой, отказаться от которой вместе с тем нельзя.
Не сложилась история и с проектом создания так называемых независимых профсоюзов – общественных объединений, посвящающих себя борьбе за права трудящихся. Оказалось, что интересы данных организаций зачастую идут в разрез с интересами рабочих.
Одним из самых известных независимых профсоюзов является общественная организация «Единство». Именно «Единство» стало организатором августовской забастовки на «АвтоВАЗе», которая оказалась первым звеном в начавшемся буйстве рабочих коллективов. Профсоюз проявлял невиданную доселе активность: его лидеры повсеместно выступали с грозными заявлениями, обещая втянуть в массовую забастовку всю Россию. В намеченном на 1 августа тольяттинском выступлении должны были принять участие до 10 тысяч рабочих. Однако в пикете приняло участие всего около 150 человек. Забастовка заглохла, по сути, и не начавшись.
Оказалось, что никакой заметной организационной работы по объединению рабочих коллективов «Единство» не проводило, ограничившись лишь призывами присоединиться к их акции. С этого момента стало окончательно понятно, что данная общественная организация всего лишь очередной политический проект, не имеющий ничего общего с профсоюзной работой.
Руководитель «Единства» Пётр Золотарёв – один из кандидатов в мэры Тольятти. Безусловно, в его интересах расшатывание обстановки в регионе – эта дестабилизация сможет стать для него билетом в кресло главы города. Подобные цели преследуют и крутящиеся рядом с профсоюзом бизнес-группы, которые к настоящему моменты оказались вне поля зрения «АвтоВАЗа» и действующего мэра.
Речь идёт о группе СОК и компании «Автотрейд», которых ко всему прочему некоторые аналитики связывают со «Справедливой Россией». Поговаривают, что эсэры в своё время всерьёз рассчитывали пополнить ряды своих сторонников за счёт трудовых коллективов. Вот и сейчас лидер справороссов Сергей Миронов не удержался от поддержки бастующих. Правда словом, которое, как известно на хлеб не намажешь, и которым дело и ограничилось.
Так и остались российские рабочие без поддержки – нет для них ни профсоюза, ни даже партии. И «Солидарности» может не получиться…
ИХ НРАВЫ
По данным Международной организации труда, норвежские профсоюзы объединяют более 70% работающих, турецкие - более 50%, британские – около 30%, индийские – 26,5%, германские - около 26%, филиппинские - 24%, швейцарские - около 24%, японские – 21,5%, сингапурские – 18%, американские – 13,5%. По мнению исследователя Рика Фантазиа, относительная слабость американских профсоюзов по сравнению с европейскими объясняется тем, что в США и Европе сложились разные системы: в США государство более слабо, корпорации более влиятельны, а законы более бизнес-ориентированы. Из-за этого в США легче найти работу и легче ее потерять, а в Европе, наоборот, трудно найти, но трудно потерять.
КСТАТИ
Многие консервативные экономисты считают профсоюзы помехой для развития экономики. По их мнению, профсоюзы часто ограничивают менеджеров в принятии решений, а также выступают за увеличение зарплат и иных льгот сотрудников, что повышает производственные издержки. В США деятельность американских профсоюзов часто приводила к сложностям при поисках инвестора. Инвестор, особенно в случаях, когда он принимал решение о покупке предприятия, испытывающего финансовые трудности, вынужден был тратить дополнительные средства на социальные гарантии для членов профсоюза, работающих на этом предприятии.
|