ПОВОЛЖЬЮ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ
Стоит упомянуть о Волге, как нечто грандиозное представляется в воображении: степи, ветры, река – не видать берегов. Самые красивые девушки живут на Волге – об этом еще «космонавт» Михалков сказал «космонавту» Машкову, однажды, в рекламном ролике. Там же сохранилась масса чудных поверий. Например, если снится ливень – непременно утонешь. Гроб – к веселой свадьбе. Но главная специфика житья-бытья – это, конечно, поголовная мания величия, косящая население, подобно гриппу. Ею заболевают даже залетные гости.
Раз прилетел в Самару Михаил Горбачев. Была ранняя весна. Вышел бывший президент, поздоровался с народом, глянул на разлившуюся Волгу и произнес с восхищением: «Я такую манию величия ощущаю второй раз! Первый раз это было на Иртыше». Впрочем, Самара не исключение: знойное дыхание вышеупомянутой мании прослеживается по всем городам, от верховий великой реки до самого ее впадения в Каспий. Видимо, само словосочетание «Великая река» губительно влияет на мозг горожан, вызывая нездоровое желание соответствовать. Взять, к примеру, Тверь.
В течение последних тридцати лет негласным символом Твери стала молодежная гостиница «на ножке». Ее строительство началось во второй половине семидесятых. Предполагалось, что гостиница будет насчитывать несколько десятков этажей и станет самым высоким в регионе зданием. Завершение этого глобального проекта было намечено как раз к открытию Московской Олимпиады. Увы, после возведения очередного этажа здание начало наклоняться и проваливаться. Болотистые почвы не смогли выдержать железобетонную махину. С тех пор монстра регулярно укрепляли разного рода подпорками. На этих подпорках гостиница стоит и до сих пор. Серое, с черными провалами окон, нависшее над городом здание патриоты Твери окрестили «унитазом» и теперь гордятся, что ни один город не имеет более устрашающего и уродливого сооружения.
Здесь отменяют историю
Кострома примечательна кучами мусора на улицах и тем, что в числе ее жителей в изобилии встречаются потомки Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. До того их много, что прочие родственники гениев смиренно съезжаются каждым летом на берег Волги, чтобы крепить расшатанные родовые связи. Недавно – о чудо! – дотошные местные краеведы нашли среди костромичей единственного в России потомка украинского кобзаря – Тараса Шевченко. Как тут не загордиться?
Особый город – Казань. Зловредная мания настолько поразила население столицы Татарии, что сам президент Татарстана Минтимер Шаймиев обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой запретить празднование дня Куликовской битвы. Лидер Татарстана посчитал, что этот праздник унижает национальные чувства татарского народа.
Приятно, конечно, ощущать себя этаким чингизидом, потомком великих завоевателей и покорителей Руси. Однако даже верховный муфтий России Талгат Таджуддин был удивлен выходкой Шаймиева. «Хоть мы и татары, – заметил просвещенный муфтий, – но это название к нам только прилеплено. Мы и не монголы, и не татары – мы булгары, которые веками жили на Волге и, между прочим, были первыми, кто воевал с монголо-татарами на территории современной России».
Здесь растут президенты
Спускаемся ниже по течению Волги и попадаем в Ульяновск. Феноменальный город. Мало того, что он взрастил «вождя мирового пролетариата». Из недавно проведенного социологического опроса явствует, что каждый третий ульяновский школьник мечтает стать президентом. Причем малыши собираются добиваться власти любым путем, возможно, даже вооруженным. Среди предполагаемых будущих указов преобладают: «Запрещу все указы предшественника. Закажу бронированный автомобиль, как у Сталина, чтобы ракетами отстреливаться. Суверенитет раздавать направо и налево. Зарплату выдавать – в долларах».
О чем говорить: по последним изысканиям ульяновских краеведов, названия Москва и Волга произошли от зырянских слов «Мос-ва» – «вода для коровы» и «Вол-ва» – «вода для лошади». Чувствуете разницу?
В Нижнем Новгороде с мечтами о президентстве тоже не порядок: несколько лет назад из нижегородской психбольницы выписался гражданин, который выдавал себя за Бориса Ельцина. Болезнь усугублялась тем, что «Ельцин» лицом весьма походил на настоящего первого президента. Каждый встречный в больнице, увидев его, приветствовал: «Здравствуйте, дедушка Ельцин!» и норовил завязать разговор на политические темы.
«Президент» так прочно вошел в роль, что надежд на его выздоровление не оставалось. Больной решил «уйти с политической арены», только когда до него случайно дошли слухи о сенсационной отставке идеала. Гражданин написал заявление об уходе с ответственного поста, в котором указал, что больше не хочет быть Борисом Ельциным, и назвал имя своего приемника – пациента из соседней палаты. После чего его дела резко пошли на поправку.
Здесь «строят» чеченцев
Размах и широкий порыв души обожают и в Самаре. Например, зимой, если лед через Волгу недостаточно окреп и водные проплешины на ледовом панцире мешают людям жить, в села, расположенные за рекой, напротив города, жителей доставляют вертолетом: сто рублей в один конец. За Волгой расположено несколько сел: Рождествено, Подгоры, Терновое, Шелехметь. Их жители, как пуповиной, связаны с Самарой, работают здесь, учатся, покупки делают. Приходится летать.
Особенно, в смысле обозначенной мании, показателен Саратов. Одиозный экс- губернатор города Дмитрий Аяцков записывался в свое время в отряд космонавтов, продемонстрировав разом и манию величия, и невероятный популизм. В начале второй чеченской кампании Аяцков смело решил национальную проблему на территории вверенной ему области. Сам он рассказал об этом так: «В области проживает 17, 5 тысяч чеченцев. Понятно, что к каждому милиционера не приставишь. Я сделал по-другому. Пригласил в свой кабинет главу чечено-ингушской диаспоры и сказал ему прямо: «Будет с вашими хоть один конфликт, я тебе одно яйцо отрежу, будет второй – отрежу второе. Вот как хочешь, так с ними и воюй».
Отметились жители области и в большой политической игре. В городе Энгельсе из подполья выбрался неизвестный третий сын Сталина – Сталин-бег Карен Иосифович. Он только что вышел из тюрьмы, где отсидел семь лет за изнасилование, и тут же пообещал восстановить Советский Союз. Саратовский Сталин-младший, в отличие от «папы», высок, худ, а по паспорту армянин и нигде не работает.
Здесь все герои
В Волгограде мания величия среди массы простого населения разлилась особенно широко. При желании каждый волгоградец может стать героем романа: в городе весьма успешно действует маленькая писательская контора, которая за деньги напишет целое литературное повествование о том, какой вы герой. Любой, страдающий комплексом неполноценности или манией величия гражданин, может заказать шедевр, в котором сам заказчик будет изображен в роли гениального сыщика или неотразимого донжуана. Цена небольшого детектива – от десяти до тридцати тысяч рублей, в зависимости от сюжета. В качестве главных отрицательных героев по воле многих клиентов фирмы нередко фигурируют тоже вполне реальные люди – конкуренты и враги самих заказчиков повествований.
В Астрахани уже только одни посты ГИБДД выглядят пугающе: надолбы, бойницы, маскировочная сетка. Главная тема для разговоров у горожан та же – маниакальная. Звучит примерно так: «Кто крупнее рыбу поймал». Вариант: «Видел, но упустил».
Популярен такой хвастливый рассказ: «В один из летних отпусков сидели мы с приятелем ночью на берегу широкой протоки в низовьях Волги в ожидании поклевок сома. Вдруг на середине протоки раздался сильнейший грохот. Буквально через несколько минут, как в сказочном сне, из осветленной серебряным светом луны воды взметнулся силуэт гигантской рыбы. Она взлетела примерно на два-три метра, а потом с огромным шумом грохнулась в воду, образовав большую воронку и широкие круги. Будто с неба сбросили тяжелую бомбу».
Настоящий рыбак-астраханец при этом уточнит, что вес рыбины, по самым скромным прикидкам, был не менее 900 килограммов. Не верьте.
|