В ДУМЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ СИЛЬНАЯ ПАРТИЯ-ОППОНЕНТ «ЕДИНОЙ РОССИИ»
Свою жизнь начала новоизбранная Дума. Не позднее конца декабря в составе четырёх партий парламент приступит к своей работе. В том, какой будет Госдума пятого созыва, попытался разобраться корреспондент «Нашего времени».
Результат, коего достигла «Единая Россия» на минувших парламентских выборах, посрамил скептиков. Почти 65% россиян выказали доверие президенту, дав в руки поддерживаемой им партии всю полноту законодательной власти. Действительно, никому, кроме «ЕдРа», до сего момента не удавалось добиться столь внушительного парламентского большинства, поспорить с которым никто не в состоянии.
Расклад политических сил в Госдуме нынешнего созыва представляет собой задачу без неизвестного. Хотя ещё каких-то пять лет назад парламентское уравнение не поддавалось математическим подсчётам: голосование по тому или иному вопросу сводилось к борьбе за количественный перевес, достижение которого всецело зависело от межпартийных договорённостей. «Парламентское большинство» являлось показателем относительным и переменным. Даже в годы абсолютного доминирования КПРФ деятельность Госдумы, по сути, сводилась к бесчисленным политическим торгам за голоса депутатов. Сколько проблем это доставило России, все мы прекрасно помним. Страна долгие годы была лишена возможности проведения единой государственной политики, видя вместо реальной работы Госдумы бесконечные партийные войны.
Новоизбранный парламент лишён этой проблемы в принципе – 315 мандатов, которые по итогам выборов получает «Единая Россия», обеспечивают партии власти конституционное большинство, а значит, и право беспрепятственного продвижения своего курса. Другими словами, уже никто не помешает «ЕдРу» быть гарантом сохранения вектора развития и в полной мере обеспечить его реализацию. Точно так же, как уже ничто не избавит партию власти от ответственности за свою деятельность.
Сторонние наблюдатели
Что в этой ситуации остаётся набравшим в совокупности менее 28% голосов КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России»? Ничего. Имея на троих всего 135 депутатских мест, им придётся довольствовать ролью скромных статистов, вынужденных плыть в политическом фарватере «Единой России». Даже при условии выступления единым парламентским фронтом их возможности будут сведены к нулю.
Отсутствие вариантов для политического противодействия «ЕдРу» поставило прошедшие в парламент партии в весьма сложную ситуацию. Раздав в ходе предвыборной гонки многочисленные обещания, ни коммунисты, ни либерал-демократы, ни «справороссы» ныне не имеют вариантов воплощения их в жизнь без участия «партии номер один».
Но даже такая логика не заставит КПРФ и СР отступиться от своих необоснованных амбиций и признать права победителя. Чего уж говорить об ответственности перед избирателем, интересы которого будут очень быстро забыты. Ведь всегда проще принять позу обиженного, чем мучаться вопросом, как сделать розданные электорату обещания реальностью. Поэтому ничего, кроме бессмысленного бодания с партией власти, ни от коммунистов, ни от «Справедливой России» ожидать не приходится.
Ставка Зюганова и Миронова на противопоставление себя «ЕдРу» оказалась проигрышной: КПРФ, столь долго доказывавшей свою оппозиционность, в принципе невозможно пойти на контакт с «ЕдРом». Точно так же как и СР, каким-то чудом оказавшейся в Думе. Сейчас обе партии находятся в идеологическом коллапсе. Нам же остаётся только порадоваться, что политический популизм не остался безнаказанным.
В более выигрышной ситуации находится ЛДПР. Что-что, а договариваться Владимир Жириновский умеет. Его политическое долголетие во многом обеспечено способностью идти на компромиссы. Сколько их уже было – и не сосчитать. Нет сомнений в том, что в нынешней Думе Владимир Вольфович найдёт общий язык с лидерами «ЕдРа».
Фактически это будет означать, что 40 мандатов ЛДПР примкнут к «Единой России» – иных вариантов для Жириновского просто нет. Хотя другого лидеру российских либерал-демократов и не нужно – лишь бы была сцена и благодарный слушатель.
«Вместе мы сила…»
Глядя на Госдуму пятого созыва, многие сегодня задаются вопросом: нужны ли в условиях фактического главенства одной партии прочие политические силы – КПРФ, ЛДПР и СР? Можно ли считать оправданной работу конкурентов «Единой России», реально не способных что-либо противопоставить партии власти?
С одной стороны, ответ ясен: нет. Но не стоит спешить списывать со счетов малочисленную парламентскую оппозицию. Так или иначе, она ещё сможет сыграть свою роль. Поговаривают, что в кабинетах администрации президента готовится проект создания единой фракции оппозиции, которая в рамках Госдумы станет партией «номер два». Идея «второй ноги», полностью проваленная «справороссами», ныне вновь становится актуальной.
Сегодня представить, что КПРФ и СР смогут встать на путь объединения, невозможно – коммунисты всячески открещиваются от этой идеи. В то же время активность Сергея Миронова, сразу же после выборов обратившегося к Зюганову с предложением формирования «левого фланга», говорит о многом. Будучи по своей природе проводником не своих идей, лидер «справороссов», скорее всего, начал переговоры, завершиться которым суждено на Старой площади.
Значит ли это, что мы можем рассчитывать на появление некоего нового политического образования? Вполне. Ни для кого не секрет, что в администрации президента умеют находить доводы, способные убедить даже несгибаемого Геннадия Андреевича. Ну а за Мироновым уж точно не заржавеет.
Что ни говори, но иной возможности выжить ни у одной из партий нет. На ближайшие четыре года всё внимание страны будет приковано к «Единой России», взявшей на себя всю полноту ответственности. Вряд ли уже через год естественной политической и информационной блокады кто-то вспомнит о коммунистах и «справороссах». Кроме того, учитывая высокие темпы старения левого электората, нет гарантий, что КПРФ и СР доживут до выборов 2011 года.
Без внимания Кремля не останется и ЛДПР, которой также найдётся местечко по левую руку от «Единой России». К тандему Зюганова и Миронова вполне может примкнуть и Жириновский. Не помехой здесь будет и идеология. ЛДПР всегда была далека от либерально-демократических идей – партии, успех которой всецело зависит от личности лидера, это не нужно. Зная, что ЛДПР всегда делала упор на маргинальный электорат, голосующий по принципу «Ну молодец, этот Жириновский, вот отчебучил», союз трёх партий не ударит по имиджу Владимира Вольфовича.
А это значит, что проект «Справедливые либерал-демократические коммунисты» не так фантастичен, как может показаться.
КСТАТИ
Есть и такое мнение. 135 депутатам, представителям коммунистов, либерал-демократов и «справороссов», будет трудно что-либо противопоставить «Единой России». Но только при условии, что та сохранит своё единство.
Всё чаще овучиваются идеи о так называемой внутрипартийной демократии, на путь которой могут встать единороссы. Уже сейчас в рамках «Единой России» существуют политические фланги, которые, держась в рамках общего идеологического курса, по-разному видят пути реализации государственных планов. Не исключено, что одна из частей «ЕдРа» вполне способна образовать блок с оппозиционной фракцией, положив, к примеру, начало новому российскому левому движению. Обладая столь внушительной политической и электоральной поддержкой, «Единая Россия» может себе это позволить.
ФАКТ
Итоги парламентских выборов в Государственную Думу пятого созыва:
«Единая Россия» – 64,3% – 315 депутатских мест КПРФ – 11,57% – 57 мандатов ЛДПР – 8,14% – 40 мандатов «Справедливая Россия» – 7,74% – 38 мандатов Аграрная партия – 2,3% «Яблоко» – 1,59% «Гражданская сила» – 1,05% СПС – 0,96% «Патриоты России» – 0,89% Партия Социальной справедливости – 0,22% Демократическая партия – 0,13% Явка составила 63,78%.
|