|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №99 ПАТРИАРХИВ |
Ефимов: последняя встреча с Мастером |
УРОКИ И ГРАБЛИ ИСТОРИИ
Рекорда Бориса Ефимова ни одному карикатуристу, скорее всего, уже не побить. Создать больше 50 тысяч кусачих, колючих, зубастых рисунков кому-то, может быть, и удастся. Но вот устроить персональную выставку, имея за плечами 107 лет жизни… Это была последняя встреча с Мастером.
Фото Олга Дзюбы
Свою неюбилейную выставку (в его возрасте на круглые даты можно и не обращать внимания) маэстро политической насмешки назвал не очень скромно, однако с полным на то основанием «Уроки истории в карикатурах Бориса Ефимова». Уроки получились очень многослойными, как и само сатирическое наследие. Сколько раз за его жизнь те, кто мнил себя «героями нашего времени», вдруг становились объектами осмеяния. А потом вновь обращались в неприкасаемых!
Один Иосип Броз-Тито чего стоит. Каким только не представал этот исторический персонаж в свете ефимовского вдохновения. Даже танцующей свастикой в фуражке с высокой тульей. Понятно, социальный заказ. Но вот ушел из мира этот «маршал без страха и упрека» и много что выяснилось. И Белград освобождал не он, а советские войска. И с оккупантами заигрывал. И несогласных со своей линией гноил в концлагерях. И плоды его «мудрого» правления очень даже на виду – в Косове, в Боснии и Герцеговине, в Хорватии… Словом, были преувеличения, но суть от этого не менялась.
Или Черчилля взять. Он тоже не сходил с ефимовского карандаша или пера. В пору не слишком долгого союзничества Черчилль и перед Сталиным успел попреклоняться, а потом идею «железного занавеса» у Геббельса украл и присвоил… Сейчас у нас опять много желающих появилось прославлять черчиллевскую мудрость. Все ж таки прав был император Александр Ш, говаривавший, что у России нет союзников, кроме армии и флота.
Большая политика - дама ветреная. Симпатии дарит то одному, то другому. Из-за этого иные карикатуры и содержащие их издания попадали в спецхраны. Сын знаменитого кинодокументалиста Романа Кармена принес на вернисаж обложку журнала 20-х годов - кажется, «Безбожника» - на которой по воле Ефимова (ну и с подсказки редактора, как же без этого!) встретились Есенин и Троцкий, Зиновьев и много кто еще. Потом кому-то засветило недобровольное изгнание, кому-то приказное забвение, кому-то пуля в затылок в годы «великого террора», а то и удар ледоруба по голове. «Желтоволосый, с голубыми глазами» поэт тоже ушел в мир иной, притом, сомнительно, что добровольно. На рязанского гения все его соседи по обложке при жизни явно посматривали свысока. Зато теперь одного лишь этого выходца из деревни Констатиново читают и почитают! Остальных изображенных ветры времени сдули без следа, о чем, за исключением родственников, вряд ли кто сожалеет.
На выставке многие смеялись, но мне чаще было грустно. Это все потому, что история подобно зловредной ведьме то и дело подбрасывает одни и те же грабли! Ну как еще отнестись к карикатуре 70-летней давности, на которой лидеры украинских националистов маршируют, отдавая честь гитлеровскому творцу национальной политики. Теоретик палачества целых народов после войны удостоился петли и эшафота по приговору Нюрнбергского международного трибунала, судившего нацистских военных преступников. Сейчас прототипы всяких там нацистских прилипал, которых Ефимов изобразил марширующими в папахах и широких штанах под флагом с надписью «Хайль живе унзер батько Розенберг», на своей забывчивой «батькивщине» возводятся в примеры для подражания.
Фото Олега Дзюбы
Не обошлось на выставке и без легких обид. Польская журналистка спросила, а почему Ефимов рисовал ее соотечественников не слишком привлекательно. Публика замерла в ожидании подробностей. Когда же Ефимов припомнил в ответ, что из поляков чаще всего рисовал Пилсудского, то по залу разнесся нескрываемый смех. Оно и верно, кому, спрашивается, в довоенные годы мог у нас показаться симпатичным этот персонаж?! Полячка тоже улыбалась, правда, раскрасневшись и вроде бы смущенно.
Время пребывания в «Малом Манеже» ефимовских «Уроков истории» было, увы, коротким. Зато выставке предстоит долгое путешествие по России и по миру. Известный журналист-международник Генрих Боровик сказал на открытии, что хорошо бы собрать экспозицию, в которой соседствовали работы Ефимова и карикатуры западных художников эпохи «холодной войны». Занятно будет посмотреть да сравнить.
А можно и не сравнивать, ибо у всех свои правды и свои выгоды. Взять хотя бы хрестоматийную карикатуру Ефимова на генерала Эйзенхауэра, который в бытность свою президентом США, затеял военное проникновение в Арктику. Президент в «Овальном кабинете» теперь другой, но амбиции те же. Стоило России заявить о своих правах на подводный хребет Ломоносов в Северном Ледовитом, как на той стороне глобуса заторопились и заговорили о нехватке сил для защиты «интересов»… Эту карикатуру между прочим Ефимов сотворил по личному требованию товарища Сталина. Тот выступал еще и в роли верховного дизайнера, подсказывая, каких габаритов должен быть на рисунке эйхенхауэровский зад.
Фото Олега Дзюбы
Столь пристальное внимание вождя к ефимовскому творчеству спровоцировало на пресс-конференции вопрос: доводилось ли Ефимову рисовать «учителя всех народов». Оказалось, что однажды Борис Ефимович и впрямь рискнул, притом, как ему самому показалось, весьма похоже! Редакция отправила рисунок в Кремль на утверждение. Однако некто из верховных судий вдохновения (а может быть и сам генералиссимус) публикацию не разрешил…
Впервые опубликовано в газете Наше время в декабре 2007 года
|
|
|
стр.21 |
// ДЗЮБА Олег |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|