МЕДВЕДЕВУ ПРЕДСТОЯТ ЗНАКОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Уходящий политический год не только сам оказался насыщен событиями, но и стал определённым фундаментом для основных событий года наступающего. Насколько крепок этот фундамент? Корреспондент «Нашего времени» поговорил с известным политологом, директором Института политических исследований Сергеем Марковым.
- Сергей Александрович, давайте начнем с недавних новостей. Итак, Дмитрий Медведев официально был назван преемником Владимира Путина и с достаточно большой вероятностью может стать следующим президентом России. Но в то же время, по оценкам очень многих политологов и экспертов, Медведев – слабый и несамостоятельный кандидат. А сейчас стране нужен решительный и харизматичный лидер, способный повести за собою огромную страну. На ваш взгляд, почему Путин остановил свой выбор на кандидатуре Медведева?
- Дело в том, что стране решительный лидер нужен был, чтобы развернуть политический курс на 150%, когда требовалось уходить от олигархического капитализма, бороться с олигархами, завершить войну в Чечне и так далее. Тогда появился Владимир Путин, который всё это успешно реализовал. А Медведеву нужно продолжать курс, поэтому сейчас нужна не решительность, а последовательность, не революционность, а лояльность команде.
Существует некий миф о мягкости Медведева. Но как менеджер он достаточно жёсткий. Другое дело, что Медведев пока не стал самостоятельноё фигурой. Он – ведомый политик, которого предлагает Владимир Путин. И в марте избиратели голосовать будут не за Медведева. Голосовать будут за «человека Путина».
И Медведеву ещё предстоит выбор: будет ли он просто менеджером, нанятым на пост президента, или он станет самостоятельной политической фигурой.
Без конкуренции за популярность
- Будут ли как-то перераспределяться полномочия между премьером и президентом?
- Несомненно. Владимир Путин не станет подчиненным Дмитрия Медведева в той классической форме, в какой подчиненными были Фрадков или Зубков. Не надо забывать, что Путин будет опираться на собственное большинство в парламенте, тогда как Зубков и Фрадков опирались на путинское большинство. Более того, в Совете Федерации тоже большинство у «Единой России», которая считает себя партией Путина, и в региональных парламентах та же картина.
Плюс – силовики. Официально подчиняясь президенту, они во многом будут считать своим политическим патроном Владимира Путина. Поэтому первое время после президентских выборов Путин всё равно останется фигурой номер один. Потом ситуация может поменяться.
Но природа политической власти такова, что новый президент должен сделать что-то, чтобы стать признанным лидером страны и получить реальную власть. Он должен совершить подвиг. Путин совершил два подвига: во-первых, выиграл войну в Чечне на Северном Кавказе против терроризма, во-вторых, разгромил олигархов типа Березовского, Ходорковского и так далее. Медведеву только предстоит совершить знаковое действие. А каково пространство этого подвига?
Может быть, построить эффективную экономику и ускорить темп экономического роста, оперативнейшим образом ликвидировать бедность, построить, наконец, дороги в России, начать реинтеграцию вокруг России стран постсоветского пространства… Не знаю. Но я точно знаю, что чтобы стать лидером не по должности, а по сути, нужно обязательно совершить такой подвиг.
Конечно, вдобавок президент должен быть удачливым. Путин был удачлив, потому что на его правление пришлось беспрецедентное повышение цен на нефть.
- И всё же, почему преемником был выбран именно Медведев? Не Зубков, не Иванов…
- Почему не Зубков, понятно. Он – человек более старшего поколения, а Медведев – человек поколения Путина.
А вот почему выбор между Медведевым и Ивановым состоялся в пользу первого, мы не знаем, и, думаю, никогда не узнаем. Может быть, одной из причин является то, что Медведев более консенсусный, у него меньше работы с силовиками, а, следовательно, для них политическим лидером останется Путин. Он для них свой, офицер, разведчик, в отличие от Медведева, который даже в армии не служил.
- А можно предположить, что Путин побоялся конкуренции со стороны нового президента за популярность среди силовиков?
- Может, он не захотел создавать конфликтность среди силовиков с самого начала. Ведь потом, если Медведев станет президентом, то он должен будет взять под контроль и силовиков.
Как державе стать великой
- Несколько лет назад в определённого рода СМИ поднимался такой вопрос: если мы называем страны ближнего зарубежья «странами ближнего зарубежья», не обижаем ли мы тем самым эти государства? Неужели и в самом деле обижаем?
- Мы обижаем своих врагов. И не надо бояться их обижать. Мы обижаем тех, кто стремиться минимизировать влияние России, но своих друзей мы не обижаем.
Мы подчёркиваем особые отношения с определёнными государствами. И это не только вопрос внешней политики, но также и внутренней. Нас с этими странами связывает общая судьба на протяжении столетий, а иногда даже тысячелетий, как например, с Украиной.
Нас связывают не только теснейшие экономические взаимоотношения, но также и десятки миллионов человеческих, дружеских, родственных связей. И случившееся разделение стран является во многом искусственным, и воспринимается как нечто противоестественное, навязанное.
Мы ещё не стали независимы друг от друга, и абсолютное большинство граждан уверено, что и не надо. Население считает: необходимо, чтобы у нас сохранилось единство, чтобы мы пользовались единой валютой, единым пространством.
- А как нам усилить влияние на постсоветском пространстве?
- Здесь есть несколько направлений работы. Прежде всего, нам нужно работать с общественным мнением, мы должны более эффективно использовать те механизмы, которые накоплены и опробованы в мире. Это и совместные конференции, и написание совместных учебников. К примеру, сегодня молодёжь Украины учится по фальсифицированным учебникам, написанным в основном на Западе, в которых их учат, что Украина – это извечный враг России, а не родственная страна.
Далее, нужно создать совместные медийные, информационные проекты, совместные сайты, газеты, радио. Необходимо развивать систему обменов, чтобы к нам ездили, продвигать русский язык. Нужно резко расширить программы по обучению элиты постсоветских государств в российских вузах. Если мы будем делать хотя бы в десять раз меньше, чем те же американцы, в постсоветских государствах будут дружественные нам правительства. Пока же мы делаем в 100-200 раз меньше. И не надо удивляться, что там проамериканские правительства.
Мы по сути дела предали наших союзников, бросили их на произвол судьбы. И их теперь нельзя считать независимыми. Ни Украину, ни Грузию. Они зависят от Вашингтона. Это сателлиты Вашингтона, которые проводят политику не столько в интересах своего народа, сколько в интересах заокеанских патронов, основная задача которых изолировать Россию. Хотя будем надеяться, что после президентских выборов в США политика Штатов изменится.
В итоге, для усиления влияния, нам нужно лучше и системно использовать механизмы неправительственных организаций, экспертные структуры, СМИ, бизнес. Кроме того, нам нужно понять, что нам нужно от этих стран, и что можем им предложить мы. Если единственное, что мы им можем предложить – это по выражению Чубайса: «Стать колонией нового русского либерального империализма», то вряд ли они на это согласятся.
Прежде всего, нам нужно предложить им совместные проекты развития, совместно обеспечить возвращение к высокотехнологичной экономике, уйти от нищеты и унизительной зависимости. Такой проект совместного развития пока не предложен.
Конечно же, нам нужно будет предложить им привлекательный вариант российского образа жизни. Пока мы, к сожалению, не создали такой и для себя.
- По примеру американской мечты?
- Да, что-то вроде американской мечты, даже, скорее, американского образа жизни, я бы сказал. Вот в этом направлении надо работать. Надо активно помогать своим союзникам, и не бояться тратиться.
Не может быть бесплатной политика великой державы. За активную внешнюю политику приходится платить, но и прибыль от неё бывает огромной. А вот за жадность свою мы сейчас платим.
Возможна война на Кавказе, которую, крича, пинаясь, ругая Россию, осуществляет Саакашвили. Возможно падение авторитета России во всём мире. Если нас так травят на нашем заднем дворе, то почему нас должны воспринимать как великую державу?
Мы не можем установить отношения с ближайшим братским народом – украинцами. По сути, мы единый народ. Брак между русским парнем и украинкой никем не рассматривается как межэтнический. Но даже с этим народом мы не можем установить нормальные отношения, не можем сформировать единое экономическое пространство. Даже с ними нас ссорят внешние силы, которые установили контроль над Киевом.
Это, конечно, позор, и свидетельствует о том, что Россия еще не стала великой державой. Без контроля над постсоветским пространством, без тесных интеграционных политических и экономических связей со странами ближнего зарубежья нельзя претендовать на статус великой державы. Не может великая держава быть изолированной в окружении стран, контролируемых извне.
К услугам соотечественников
- Сильная русская диаспора может стать очень влиятельным инструментом в работе Москвы с сопредельными странами. Неужели в Кремле вовсе нет понимания того, как строить взаимоотношения с соотечественниками, проживающими в странах ближнего зарубежья?
- Я не думаю, что деятельность, связанная с русской диаспорой бессмысленна. Мне кажется, эта поддержка постоянно увеличивается, хотя ещё слишком мала. Мы должны политически поддерживать соотечественников. Например, политические организации русской диаспоры в Эстонии и Латвии.
Главная цель спецслужб Эстонии и Латвии – это развалить русские политические организации, не дать им создать что-то единое. А мы должны им дать такую возможность, пригласить всех и предложить договориться. Тем, кто будет участвовать в общей коалиции, мы поможем всяческими ресурсами, а те, кто не войдут в эту коалицию, перестанут для нас существовать и мы их будем рассматривать как агентов эстонских и латвийских спецслужб.
- Кардинально…
- Конечно! А потому что очень многие таковыми и являются!
Постепенно мы налаживаем отношения с диаспорами, но российский политический класс пока безответственен. У него ещё нет стратегического видения.
К тому же, если мы будем искать на постсоветском пространстве только тех союзников, кто выступает за высокую цену на газ, много сторонников найти не удастся. Мы должны предложить проекты совместного развития.
Диаспоре нужно больше и финансово помогать. С другой стороны, их требуется усилить политически. В том числе, и в кадровом отношении. То есть внедрить программы переподготовки специалистов – они должны на конференции ездить, и не только в Москву, но и на международные мероприятия. Но – по нашей линии!
А пока бытует мнение: если будешь за Россию – не получишь ничего, кроме пинков, проклятий и изоляции. А если будешь ругать Россию – будешь ездить по всему миру, получать различные гранты из фондов и так далее. Необходимо уйти от этой ситуации.
Полезная «рука Москвы»
- В Грузии настойчиво ищут «руку Москвы». Саакашвили обвиняет оппозицию в работе на Кремль. Оппозиция всячески открещивается и сама высказывается о России нелицеприятно. Но нужна ли Москве «рука» в Закавказье? И если бы эта самая рука в Грузии на самом деле существовала, что было бы с нынешними властями Тбилиси?
- Думаю, что «рука Москвы» в Закавказье нужна. Там же наши союзники, с помощью которых, в том числе, мы могли бы строить политику там, помогать им придти к власти. Здесь не должно быть никакой скромности.
Суверенная демократия существует для сильных. А у слабых есть полусуверенная, на треть суверенная, на четверть суверенная демократия, и сильные страны ведут борьбу за контроль над ними. Если мы не ведём борьбу, то наше место захватывается другими.
Вот, говорят, что Америка вытесняет Россию на постсоветском пространстве. Я бы согласился с этим отчасти. Да, Соединённые Штаты хотели бы уменьшить наше влияние на постсоветском пространстве, но самое главное – другое. Америка заполняет тот вакуум, который остаётся после ухода России. Россия не способна пока оказывать влияние и, прежде всего, из-за качества её элиты, которая в состоянии осознать стратегические интересы.
Сторонники налаживания отношений с Россией в Грузии арестованы давно и в тюрьмах сидят. И, к сожалению, мы очень мало боремся за их освобождение. Это реальные политзаключенные.
- Но при этом и сама оппозиция ругает Москву…
- И сама оппозиция является абсолютно проамериканской. Это без сомнений. Поэтому, фактически, сейчас там ведут борьбу две проамериканские коалиции.
Я думаю, что грузинскому руководству нужно, прежде всего, установить власть закона и конституции. Потому что у них такая традиция существует: свергать правителей. Новые лидеры приходят на волне революции всегда, после чего очень быстро отказываются от своих обещаний, коррумпируются и вызывают новую революционную волну. Из этого круга нужно выйти.
К тому же, Грузии нужно примириться с народами, которым волею судьбы выпало жить рядом с ними, то есть с абхазами, осетинами. Не очень пока понятно, на каких условиях они могли бы примириться, но следует сделать ставку на мир, а не на принуждение силой. По сути дела, Тбилиси до сих пор мечтает поставить эти народы на колени, что, конечно, неправильно.
Мы смотрим на Грузию с жалостью. Двести лет, пока она была в составе России, она процветала. До этого она была под угрозой полного уничтожения и геноцида со стороны персидских шахов, наиболее зверским из которых был шах Аббас. Ну а затем наступили те самые двести лет спокойствия, когда уровень жизни страны был высочайший, к концу Советского союза – самый высокий в СССР.
Но после того как из-за кризиса Россия ушла из страны, власть там досталась злейшим врагам Грузии – грузинским политикам, которые довели страну о полного разорения. Сейчас она стала немного восстанавливаться, но всё же по-прежнему остаётся в весьма плачевном состоянии. И для того, чтобы Грузия достигла советского уровня жизни при том темпе развития, которая у нее сейчас, ей понадобится лет 50. А может быть, она никогда этого уровня уже не достигнет.
Грузинскому политическому классу надо понять, что вражда с Россией контрпродуктивна. Таким образом, Грузия будет не решать свои проблемы, а только их усугублять. И наоборот. Идя по пути дружбы с Россией, она сможет решить большинство своих проблем и опять станет процветающей страной, которой она была в составе России.
Нам важен Карабах
- В случае обострения противостояния Армении и Азербайджана в Карабахе, что сделает Кремль? И что он должен сделать?
- Москва, прежде всего, должна не допустить такого противостояния. Если случится конфликт, то мы тоже окажемся в очень сложной ситуации. Исход войны непредсказуем по результатам, но абсолютно предсказуем по ходу. Это будет жестокая, кровавая война, которая будет стоить тысячам людей жизни, десяткам тысяч здоровья и сотням тысяч крова. Поэтому мы должны не допустить противостояния Армении и Азербайджана в Карабахе.
- А если все-таки это случится?
- Нам нужно будет выступить со стороны мира и стараться развести враждующих. Нам очень важна Армения – наш стратегический союзник, также важен Азербайджан – самая крупная и экономически развитая страна в регионе.
- Но при этом российские базы сейчас располагаются именно на территории Армении, а не Азербайджана… Значит ли это, что Россия а приори будет на стороне первой?
- Да, сейчас Россия скорее находится на стороне Армении, но все-таки у нас и с Азербайджаном серьёзные стратегические отношения, хотя в последнее время он несколько дистанцируется от России, и это тревожный факт.
- С чем это может быть связано?
- Думаю, это может быть связано с тем, что они хотят, чтобы Россия надавила на Армению для решения Карабахской проблемы. В Баку не удовлетворены тем, что мы не давим.
Фашиствующая Прибалтика
- Если говорить о Прибалтике, ни для кого не секрет, что там Латвия и Эстония настойчиво дискриминируют русское меньшинство. Мы видим это, но ничего не предпринимаем. И даже не ставим вопрос перед Брюсселем о наличии в Европе фашистских режимов. Оно так и будет продолжаться? Или план такой – подождать несколько десятков лет, пока прибалты забудут советскую «оккупацию», когда всё придёт в норму?
- Мы не можем ставить вопрос перед Брюсселем вопрос о наличии там фашистских государств, так как они всё-таки не является фашистским. И плана никакого нет, мы постоянно ставим вопрос о дискриминации русских в этих странах. И будем ставить его дальше, но, мне кажется, что вопрос нужно ставить более остро.
На мой взгляд, Латвию и Эстонию нельзя считать демократическими странами, так как там проводится политика апартеида и политика насильственной ассимиляции. Там две общины в каждой стране: латышско-культурное и русско-культурное в Латвии и эстонско-культурное и русско-культурное в Эстонии. И они не пользуются равными правами. К сожалению, это происходит в Евросоюзе, при попустительстве Евросоюза. И мы должны ставить вопрос острее не путём прямого давления, а путём давления через структуры Евросоюза. Там находить союзников и заставлять уже Евросоюз бить латышских и эстонских политиков-националистов-русофобов.
Также следует активнее поддерживать русское меньшинство: школы, учебники, образование, бизнес.
Думаю, при получении любого контракта с Россией нужно расследовать биографию каждого бизнесмена из Латвии и Эстонии. И если он помогает этим режимам, то такое должно рассматриваться как официальная невозможность для него вести бизнес с Россией. Пусть они твердо знают: дал хоть когда-нибудь взнос в избирательную кассу националистической партии – не имеешь права иметь дело с Россией. Мы найдём других.
Враг из братского народа
- Что России делать с Украиной? Отношения с ней не выстраиваются ни на каком уровне. Или это не так, на ваш взгляд?
- Нельзя сказать, что отношения с ней не выстраиваются ни на каком уровне. Отношения с ней прекрасные на уровне людей. Нас связывают десятки миллионов связей, общая культура, фильмы, сериалы, артисты. Россия и Украина продолжают существовать как единый народ, разделённый государственной границей, которая навязана.
Эта ситуация, несомненно, поддерживается нынешним политическим классом Украины и, условно, народом. Пока 25-30% граждан Украины выступает за полное воссоединение с Россией в одну страну, а 70% за единство общей валюты, границ, равенство гражданских прав. Однако количество людей, настроенных антироссийски, повышается. Ещё 15 лет назад это было 10%, 10 лет назад оно было 15%, в результате оранжевой революции оно стало 20%, на сегодня эта цифра – 25%.
Это происходит как результат целенаправленной политики, смены ментальности целого братского народа. Их учат, что Россия – это вечный враг Украины, им преподают по грубо сфальсифицированным учебникам истории. Говорят, что СССР никогда не признавал Украину и просто морил голодом несчастное население.
И так, поколение за поколением, вырастают враги России, которые потом ещё и будут готовиться к войне с нами. А мы как кролики стоим на наших границах и не вмешиваемся в этот процесс. И потом нам не надо будет удивляться, когда лет через 10 – 15 мы будем иметь на наших границах враждебное государство. Там уже враждебная России власть, пока навязанная извне, и пока что большинство населения Украины не поддерживает эту власть. Все президентские, парламентские выборы – нечестные, по большому счету, так как это всё происходит в условиях колоссального обмана народа. И цель проста – сделать из Украины врага России для того, через искусственный конфликт с Украиной не дать нашей державе подняться. И судьба России во многом лежит в этой борьбе.
С другой стороны, как нам выстраивать отношения с Виктором Ющенко, если это человек, который ненавидит Россию и всё русское? Если учесть, что глубина разложения личности политика Ющенко глубочайшая. Вот характерный пример, который меня просто поразил. Его отец мучился в концлагере, его, естественно, пытали эсэсовцы. А он эсэсовца Романа Шухевича назвал национальным героем Украины. То есть соратника мучителей его отца он сделал героем страны.
Или ещё пример: недавно Ющенко предложил министром внутренних дел Владимира Огрызко. А он – ультрарадикал, человек, который при одном слове «Россия», только услышав русскую речь, трясётся от ненависти. И в этом плане, конечно, трудно будет наладить отношения России с Украиной.
Без Путина не останемся
- Близится 2008 год. Что будет с Россией после Путина?
- Я считаю, что «после Путина» ещё не наступило. Выбор Путина и предложение кандидатуры действующего президента на пост премьера, вместе с тем, что партия Путина будет обладать твёрдым парламентским большинством в Госдуме, - это свидетельствует о том, что Путин всё ещё остается в качестве самого популярного и самого влиятельного общенационального лидера. К тому же, путинские команда и политика полностью сохраняются.
Потом, возможно, это будет меняться, но в ближайшее время всё останется по-прежнему.
ДОСЬЕ
Марков Сергей Александрович.
Родился в 1958 году в городе Дубне Московской области.
Образование высшее, сначала обучался в МАИ, затем в 1986 году окончил философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Кандидат политических наук.
В 1977-1980 годах проходил службу в рядах Советской Армии.
В 1986-1989 годах работал преподавателем в Институте радиотехники, электроники и автоматики.
В 1988-1990 годах был ведущим дискуссионного политклуба МГУ.
С 1990 года являлся консультантом-экспертом ряда российских государственных и международных организаций по политическим вопросам (Верховный Совет РСФСР/РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ, Национальный демократический институт международных отношений, Сhase Manhatten Bank, Ренессанс Капитал, ING Baring).
В 1990 году баллотировался в депутаты Верховного Совета РСФСР.
В 1993 году проходил стажировку в University of Wisconsin, Madison.
В 1993-1994 годах преподавал курс «Политика в России» в Институте социально-политических исследований.
С 1994 года по 1997 год был сопредседателем семинара «Политика и общество переходного периода» Московского Центра Карнеги.
С 1995 года является директором Ассоциации центров политического консультирования.
С 1997 года – директор Института политических исследований.
Доцент отделения политологии философского факультета МГУ. Профессор МГИМО МИД РФ.
Председатель Национального гражданского совета по международным делам, председатель Совета по национальной стратегии, член Совета при Президенте РФ по развитию Гражданского общества и прав человека, член Совета по внешней и оборонной политике, член правления Российской ассоциации политических наук, председатель оргкомитета экспертно-политологического форума «Форос», член оргкомитета компании «Покупайте российское».