|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №72 МИФЫ О РОССИИ |
Побрить пушистую Европу |
«О РУССКОМ ПЬЯНСТВЕ, ЛЕНИ И ЖЕСТОКОСТИ» - КНИГА-БОМБА
Произошло событие, значение которого мы все скоро сможем оценить. Вышла в свет книга с бьющим по глазам названием «О русском пьянстве, лени и жестокости». Это одна из тех книг, которые производят переворот в головах. А удачный переворот - революция.
Книга Владимира Мединского, выпущенная издательством «Олма медиа групп», - первая в серии «Мифы о России». Она посвящена развенчанию «черных», как выражается Мединский, мифов о нашей стране.
Добро пожаловать в музей пыток
Есть на Рейне городишко Рюдесхайм. Несколько фахверковых улиц, утопающих в цветах и виноградных лозах. Может быть, это сердце Германии. И уж точно – ее винная столица. По узкой улочке Дроссельгассе ежегодно считают своим долгом пройти сотни тысяч добродушных немцев. Остановиться здесь в одном из кабачков, выпить рейнского. Везде живая музыка, смех, тосты, цветы - не город, а сплошной выездной банкет… И еще в Рюдесхайме есть Музей средневековых пыток. Что тут скажешь? Немцы.
В белой стене - черная дверь. И непонятно, с какой стороны реальность. Неужели залитый солнцем простор Рейна, виноградники на склонах окрестных гор – бутафория? А истина там – за черной дверью?
Мединский такие музеи – они есть и в Кельне, и в Мюнхене, и в городах Британии и Франции – называет удивительной чертой западного образа жизни, которую трудно понять русскому. «Правда, признаюсь, лет 5 назад единственный раз я наткнулся в России тоже на своего рода «музей пыток», - пишет автор. - Это было в Нижнем Новгороде. Музей представлял из себя крошечную передвижную выставку из двух комнат. Была пара восковых фигур - типа Иван Грозный с посохом и злым выражением лица. Отсутствие иллюстрированного материала заменялось красочным рассказом экскурсовода «как что тогда было». Двум девушкам стало плохо, и они в середине экскурсии выбежали на свежий воздух. Я дотерпел, познакомился с директором заведения. Он в сердцах жаловался, что ездит с этим «добром» по Поволжью и вконец прогорел. Не идет народ смотреть на орудия пыток».
Это такой у Мединского творческий метод. Производя – ни больше, ни меньше – ревизию истории, он в гирлянды исторических фактов и сложных структурных построений внедряет простые личные впечатления, накопленные в поездках по стране и загранице. В результате энциклопедизм автора не подавляет читателя - а такое часто бывает с книжками по истории.
Профессор Мединский, кажется, знает все. И про русскую историю, и про западный образ жизни. Иногда он уж слишком профессор: обязательно ему все надо расставить по полочкам. Но интересно. Мелькнет в разделе, посвященном разоблачению мифа о жестокости и кровавости русской истории, главка о происхождении суда Линча. Мне вот всегда хотелось узнать, что это был за такой кровожадный Линч. А Мединский знает, что их было даже два. Но, повторюсь, не подавляет.
Может быть, еще и потому, что эта ученая книга на удивление – искренняя. «Крови в русской истории пролилось меньше потому, что таков характер нашего народа. Вот пишу и сам испытываю неловкость – так не привыкли мы себя за что бы то ни было хвалить. Даже если имеем право сказать что-то хорошее – вроде бы, так нескромно… неправильно… Да тут еще века окриков: Россия кровавая! Россия страшная! В России все не так! Возражать психологически трудно. И все же: русский народ не только не хуже европейских… Мы добрее, мягче, меньше склонны к жестокости и кровопролитию».
И тут же автор рассказывает про «золотые обозы». Эти санные поезда, которыми везли в Москву и в Петербург золото из Сибири. Десятки и сотни пудов золота при отсутствии железных дорог санями через всю Сибирь, от Иркутска и Красноярска. «Золотые обозы» охотно брали попутчиков.
«Разумеется, такой обоз был желанной добычей для любой шайки разбойников. Лихой налет мог обеспечить всю шайку на всю жизнь. Так вот – с обозом шли, на этих санях ехали десятки людей – попутчики. Самый известный из них – Василий Суриков. Именно с золотым обозом пришел он в Петербург из Красноярска. Платы с таких попутчиков не брали – эти люди становились своего рода охраной для золота. Потому что если бы разбойники напали на такой обоз – пришлось бы убивать этих людей как свидетелей. А разбойники не хотели губить душу. НИ ОДИН золотой обоз за всю историю России не был разгромлен. Так что система охраны действовала, и очень неплохо».
Вы про такую службу безопасности при царском золоте знали? А про то, что русские разбойники – уж если чего и награбили - зарывали клады на три поколения, чтобы золото, как они считали, очистилось? Не слышали? Тогда – бегом в магазин за книжкой «О русском пьянстве, лени и жестокости». Точнее, о том, что ничего этого на самом деле нет.
Владимир Мединский
Бритый Запад
Книга появилась как завершение (?) большого мультимедийного проекта. Сначала был документально-публицистический телесериал «Мифы о России» на ТВ-Центре (авторы – Владимир Аристархов, Владимир Мединский, Николай Петров). Одновременно выходил цикл публикаций у нас, в «Нашем времени». Потом были тематические передачи на «Эхо Москвы». Появился в магазинах альбом из двух DVD-дисков. А теперь – книга. Мне посчастливилось поучаствовать в проекте – в газете и немного на радио. Я думал, что в теме. Но, честно признаюсь, такого не ожидал.
Заработала тяжелая артиллерия. Или, используя древний журналистский штамп, взорвалась бомба. Но что поделать, дорогие господа и товарищи (кто уж кем себя считает), если эта книга – самая натуральная бомба? Причем наша, а не вражеская.
Первые сто страниц вообще не замечаешь, что прочитал. Потом думаешь: а в чем фокус? Вроде бы речь идет о сложнейших вещах, о мифах и стереотипах, которые лежат в основе человеческого сознания, о том, как некоторые из этих мифов становятся испорченными, «черными» - как выражается автор. В общем, философский уровень изложения. А сто страниц полетели запоем. Может, дело в том, что автор втискивает свои рассуждения в кристаллическую решетку логики – и читателя не отпускает само развитие его мысли. Да, наверное. Но еще вероятнее то, что этот философски-публицистически-исторический труд задевает национальное подсознание. При всех самооговорах, которыми мы как нация грешим, есть у нас ощущение, что внешний мир к нам, мягко говоря, недостаточно доброжелателен. Что нас не понимают. И не любят. Есть, есть такое ощущение. Последний положительный русский в Голливуде – великий (по объему бицепсов) Арнольд Шварценеггер в «Красной жаре»… И вот появляется книга, которая объясняет, почему так происходит.
В самом начале Мединский приводит такую аналогию. С Наполеоном русские воевали 16 лет, причем с большими перерывами, а нашествие 1812-го года отразили менее чем за шесть месяцев. С Гитлером справились за четыре года. «А с мифами о том, что вся наша история – сплошное пьянство, кровь и грязь, справиться не можем уже пятое столетие», - пишет автор.
Но, может, все-таки справимся? Этот вопрос невольно задает себе читатель в начале – и с напряженным вниманием следит, как автор, словно на Калиновом мосту, сражается с наползающим стоглавым чудищем. Рецензент, который книжку уже прочитал, наверное, не имеет права портить читателю интеллектуального удовольствия – наблюдать за этим боем. Тем более, что пока вышел только первый том.
Скажу уклончиво. Мифы прячутся глубоко в подкорках, и, может быть, мифы о самой России одна книга, пусть даже такая, из каждой головы не изгонит. Но вот точно после ее прочтения начинаешь смотреть иначе на Европу. Такую белую и пушистую, о которой мы можем только мечтать, но на которую должны равняться. Мифы о европейской «пушистости» Мединский сносит начисто. Он побрил Запад.
Инфаркт кремленологу обеспечен
Очень приятно представлять, как с «Мифами о России» будут знакомиться на Западе. А эта книжка должна быть не столе у каждого советолога – или как там сейчас называют профессиональных ненавистников нашей страны. Надо полагать, кремленологам хорошо известно имя ее автора. Известно и то, что он депутат Государственной Думы. Так и видишь, как западный спец хватается сначала за лысеющую голову, а потом за сердце. Начнутся в идеологических центрах многочисленные инфаркты. Появятся зарубежные издания.
Но рассчитана эта книга, по-современному жесткая, на русского читателя.
Наших, внутренних, поклонников мифов о России – не книги, конечно, а явления как такового - даже жалко. Через весь текст проходит выражение Ивана Солоневича «подкинутое сословие» или просто «подкидыши». В разные времена это были представители разных социальных слоев. Когда-то – дворяне, когда-то – разночинцы. При Сталине это называлось низкопоклонством перед Западом. Но всегда, во все исторические эпохи именно они были питательной средой для укоренения черных мифов о России. И, что самое плохое, их распространения в головах всего нашего доверчивого народа.
В последние два десятилетия в роли подкинутого сословия выступила движущая сила и либеральных «реформ», и распада СССР. Повторюсь, их жалко. Подкидыши, радостно хрюкая, как вырвавшиеся на скотный двор поросята, сначала наслаждались свободой, а потом обнаружили, что их жизнь многократно ухудшилась. Курилка НИИ перестала существовать, потому что перестал существовать НИИ. Разговоры на кухне, которые можно было поддерживать сколь угодно долго, подпитываясь скромным советским ассортиментом из холодильника, теперь пришлось прекратить, потому что холодильник оказался пуст. И вот ко всем прочим их бедам – появляются «Мифы о России». Где аргументировано, шаг за шагом, на конкретных исторических примерах разбивается все, во что верила эта прослойка.
Что ж, ребята (господа или товарищи), надо теперь искать новую точку опоры. На негативном отношении к своей Родине дальше не продержаться. Может, ну их, эти мифы, а? Или будем еще чего-то ждать?
Не знаю, насколько хорошо Мединский знаком с трудами нашего современного философа Александра Панарина. Во всяком случае, его имя в тексте книги не упоминается. (Что, на мой взгляд, неправильно: именно Панарин и его школа закладывали философскую основу наметившегося сегодня национального возрождения). Но рассуждения о том, зачем нужны черные мифы о нашей стране, удивительным образом совпадают с представлениями философа о логике глобализма. Панарин писал о том, что противника – то есть нас с вами – глобалисты сначала «опускают» в своих собственных глазах, а потом объясняют, что таким «быдлом» можно делать уже все что угодно. Примерно о том же пишет и Мединский. Но любопытно, что Панарин предсказал: национальный бизнес – для начала просто из чувства самосохранения - должен будет противопоставить Западу контрпроекты.
«Мифы о России» - это один из первых таких контрпроектов, предсказанный Панариным и порожденный современной русской общественной мыслью.
Увы, актуально
Как человек успевший прочитать только что вышедшую книгу, уже зарядивший мозги, я испытываю некоторое сочувствие к тем, кто этого сделать не успел. А надо! Об этом говорят и большие и маленькие события последнего времени. Вот одно из них (большое или маленькое – это для кого как).
В конце нынешнего футбольного сезона один наш клуб играл в Праге, и его болельщик поднял на трибуне баннер с силуэтом танка и надписью по-чешски «Мы вернулись». Чувство самоиронии, знакомое в чехах по Швейку, отказало им тут напрочь. После жалоб из Праги в европейские футбольные инстанции парня теперь ищут (на свое счастье он был в красно-белой маске), а наш московский клуб разражается покаянными посланиями. Делает это вполне серьезно и вполне в духе конца 80-х годов прошлого века. В стиле Горбачева и присных, сдавших Восточную Европу. «Мы ждали одного-единственного звонка от того самого человека в маске. Хотелось поговорить. Узнать, почему и зачем он глумился над памятью своих чешских и русских ровесников, погибших в 1968 года при вторжении войск Варшавского договора в ЧССР. Спросить, видел ли он свечи и цветы у могилы на Вацлавской площади с именами двадцатилетних пацанов, раздавленных гусеницами танков? Кто-то из них тоже любил футбол. Но недолюбил».
Вообще-то обычно «не» от глаголов отделяется… А по сути - почитали б лучше Мединского! Хотя он болеет за цвета другого клуба, к умному человеку не грех прислушаться.
«Мой отец был в Чехословакии во время событий 1968 года, - пишет автор. - Чешские сопротивленцы выходили на трассы, перекрывали их собой, не давая проехать автоколоннам с советскими войсками. Так вот, мой отец рассказывал о случае: на дорогу вышла женщина с маленьким ребенком на руках и советский танкист не задумываясь, резко свернул с дороги. Танк слетел на обочину, сполз в обрыв и загорелся. Все танкисты погибли».
Приводит Мединский и другую историю. В ЧССР вошли ведь тогда не только наши, но и венгерские и гэдээровские части. Так вот, немцам чехи не давали спать, гремели в кастрюли, кричали: «Убирайтесь вон». Немцы предупредили раз, другой, а на третью ночь выставили взвод автоматчиков, и те дали очередь по толпе...
Может, это кому-то покажется странным, но только жителей Германии жители Чехии до сих пор уважают. И, можно сказать, даже любят.
ФАКТ
Смертная казнь: ноу-хау
Средневековая Европа
Сожжение живьем, в том числе с использованием сырых дров, чтобы огонь помедленнее разгорался. Качели – когда человека раскачивали на виселице, и он то влетал в костер, то его выносило прочь. Так постепенно и поджаривался. Сожжение рук или ног. Сожжение постепенно. Частичное сожжение, когда к человеку привязывали снопы соломы, поджигали, и пускали бежать в чистое поле.
Повешение за шею на широком ремне, чтобы агония продолжалась подольше. Повешение на крюке под ребро. Повешение вверх ногами. Подвешивание за волосы. Повешение за половой член.
Отсечение рук и ног. Вырывание сердца. Разрубание на части, причем постепенное. Разрывание лошадьми.
Нанизывание на колья. Посажение на кол. Прибивание гвоздями к деревянной статуе или к дереву.
Замуровывание в стену. Захоронение живым.
В Голландии, во Франции и в Италии некоторых преступников варили – иногда в кипятке, иногда в масле. И опускали в кипяток не сразу, а медленно спускали на веревке, делая большие остановки.
В 1584 году был убит Вильгельм Оранский. Его убийца, Балтазар Жерар, был казнен так: «постановлено было, что правую его руку сожгут каленым железом, что плоть его будет в шести различных местах отодрана от костей щипцами, что его заживо четвертуют и выпотрошат, что сердце вырвут из груди и бросят ему в лицо и что его, наконец, обезглавят».
Древняя Русь
Большинство ученых-правоведов считают, что в Древней Руси вообще не было смертной казни.
По материалам книги «Мифы о России. О русском пьянстве, лени и жестокости»
КСТАТИ
«Мифы» - студентам и абитуриентам
У книги есть полезное качество, о котором, вероятно не догадывался сам автор. Она – прекрасный помощник для подготовки к экзаменам. Масса фактического материала, который разложен по полочкам: во-первых, во-вторых, в-третьих… Настоящая лекция, что и не удивительно: автор – профессор МГИМО. Увлекательно и – в отличие от учебника по истории - сразу запоминается. Усвояемость материала – 100%.
Пригодится книга студентам-политологам и обществоведам. Можно будет показать экзаменатору доскональное знание предмета. Все-таки автор – известный депутат, автор заметных законопроектов. Скажем, когда он пишет и рекламе пива или «одноруких бандитах» - это его парламентский опыт.
ЦИТАТЫ
Афоризмы
Стоит россиянину принять всерьез черные мифы о России – и они буквально сбивают его с ног. И, буквально: не дают сделать ни одну осмысленную работу.
Сравните русофилов и русофобов Средних веков – среди первых намного больше успешных людей.
Беспочвенные интеллигенты обладали тревожным, нервным сознанием. Они отражали свое видение мира, свои чувствования. Мы часто учим историю 2-3% населения так, словно это история всего народа.
Может сложиться впечатление, что стоит любому западному человеку приехать в Россию, и он тут же напишет что-то гадкое.
Пьющий человек всегда чувствует себя немного виноватым, думает мало, а управляется – легко.
Если русский бунт – бессмысленный и беспощадный, то бунт нерусский, он что – осмысленный и гуманный, что ли? Вы вообще представляете себе хорошо продуманный и бескровный бунт?
В своих записках о России Ричард Ченслор (XVI век) отмечал хорошее качество дорог, быструю езду, обилие вкусной еды и большую честность населения
А.С. Пушкин говорил, что государство в России – единственный европеец. В СССР - государство, получается, было единственным патриотом
|
|
|
стр.40 |
// НАЗАРОВ Андрей |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|