|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №86 РУССКИЙ PR |
Не негодяи мы, а гении |
Самая неожиданная книга года – так ее называют. Новая книга Владимира Мединского называется длинно, сложно и увлекательно - похоже, это его фирменный знак. Наш корреспондент побеседовал о ней с историком русского PR, автором «Негодяев и гениев PR. От Рюрика до Ивана III Грозного».
- Владимир Ростиславович! Первый вопрос возникает сам собой – почему Третьего? Ведь Грозным-то был Иван Четвертый?
- И хорошо, что возникает. Мог бы сказать, что меня уже замучили этим вопросом, но не буду. Специально вынес на обложку эту провокацию. Точнее, с Иваном III Грозным - даже не провокация, а тест. «Знаете ли вы русскую историю так хорошо, как вам кажется?». Грозных же было в ней два – Третий-дед и Четвертый-внук.
- И как, этот тест – проходят?
- Нет, к сожалению. Меня действительно постоянно мучают этим вопросом. Посмотрите в интернете. Пишут, ха-ха, профессор не знает элементарных вещей. А читатели в своих письмах настаивают, чтобы подал на издательство в суд - за брак. Кстати, книга вышла в замечательном издательстве «Питер». И там тоже сначала сомневались – стоит ли? Но потом согласились. Человек в магазине видит книгу – и сразу берет ее в руки. Хотя бы для того, чтобы поспорить с автором.
- Так негодяем или гением PR был Иван III Грозный? Или про негодяев - тоже провокация?
- Про «негодяев PR» - скорее, маркетинг. Их на этом участке истории русского PR обнаруживается не так много. А вот неудачники PR были. Часто они кончали жизнь на плахе – по правилам того времени. Это сейчас неудачливых пиарщиков просто выводят за штат… А Иван III был великий человек и великий деятель PR. Кстати, одно из его прозвищ – Великий. В книге предлагаю поставить ему памятник на Лубянской площади.
- Это где был Дзержинский, перед КГБ?
- Железного Феликса возвращать туда глупо, слишком много теперь мы про него знаем, а памятника создателю Государства Российского в стране нет. Думаю, только уж совсем зашоренные люди будут возражать. Иван III на Лубянке – знак общественного консенсуса.
- Но, кажется, он как-то скверно с Новгородом поступил…
- Вы путаете деда с внуком.
- И с татарами у него нехорошо получилось…
- Повторяете враждебный креатив пиарщиков конца XV века. Понятно, что имеется в виду стояние на Угре и поведение Ивана в ситуации, когда две армии – русская и татарская – должны были вот-вот сойтись в решительном сражении. И почему-то не сразились. Не буду отвечать подробно, все есть в книге. Но суть в следующем. Через несколько лет после Угры на Руси шла династическая борьба – какой ветви Ивановых наследников перейдет Московский престол. Стараниями книжников Ростова, а потом и самой Москвы действующий царь – а его уже называли царем – был представлен трусом. Просто для того, чтобы приподнять его сына, сделать из того общерусского героя. Так и пошло. В общем, памятника Ивану III до сих пор в России нет. А он его заслуживает – хотя бы как пиарщик.
- То есть он был гением PR?
- Интуитивным гением. С тем же Новгородом. Он брал этот город неоднократно, создавая из Московии и Новгорода Великого русское государство в новой конфигурации. И при этом почти не использовал военную силу! То есть с войском он ходил, но добивался своих целей на 90 процентов за счет PR. Вот хотя бы история с «господином» и «государем». Новгородцы называли русских великих князей господами. Вежливо так. А как-то раз два мелких новгородских чиновника то ли по ошибке, то ли по наущению обратились в своей челобитной к Ивану «государь». И ведь из одного слова он (конечно, не без помощи думных бояр-«технологов») такое раскрутил, что через несколько месяцев Новгород лишился своей независимости – и перешел под власть московских государей.
- В своей книге вы обыгрываете названия других книг по маркетингу и рекламе, в которых используются исторические параллели. «Как вести бизнес на Востоке: секреты агрессивных продаж от Александра Македонского», «Семь правил Public Relations от семи японских самураев»… А ваши «Негодяи и гении» разве не из той же оперы?
- Опера – искусство вечное. А принципы общественных коммуникаций не меняются на протяжении веков. Или даже тысячелетий. Заговорил тут о русском PR с американскими студентами. Они в один голос: не может быть! Ведь «всем известно», что первой PR-акцией было «Бостонское чаепитие». Ну, когда кучка американских хулиганов и контрабандистов устроила бузу на английских кораблях. XVIII век. Конечно, самопальный американский виски – штука страшная… PR американской истории – тоже оружие массового поражения. Но в книге я привожу массу примеров «отечественных» PR-акций, которые осуществлялись в нашей стране и в XV, и в XIII, и в XI веках – и ранее. Все это факты. И за всем этим строят интуитивные гении PR.
- Значит, вы считаете PR искусством, а не наукой?
- Скорее, ремеслом.
- «Не негодяи мы, не гении, но сожалений горьких нет – как нет»?
- Это вы импровизируете – гимн пиарщикам сочиняете?
- А правда, что вы в книге под видом исторических негодяев и гениев вывели реальных деятелей российского PR?
- Это слухи.
- Когда будет обещанное продолжение – до Распутина или Троцкого?
- Сначала появится второе издание первого тома. Сейчас это почти научная монография. Но в ближайшее время выйдет массовое издание – более попсовое, что ли. А первый тираж уже почти весь распродан (кстати, без всякой PR-поддержки), больше никогда книга в первоначальном виде не будет выходить, и ее судьба – стать библиографической редкостью.
Беседу вел Андрей НАЗАРОВ
|
|
|
стр.4 |
// МЕДИНСКИЙ Владимир |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|