|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №87 ОБРАЗОВАНИЕ |
Школьный музей – пережиток прошлого? |
Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных явлений отечественной культуры и образования. Уже в XIX веке во многих российских гимназиях были школьные музеи. В 20-х годах XX века с развитием краеведения в школе началось повсеместное создание музеев. Музеи представляли собой межпредметные кабинеты для хранения наглядных пособий, которые использовались в учебных целях: знакомили с историей, культурой, природой родного края. На протяжении всего столетия школьные музеи переживали взлеты и падения: то они считались самым эффективным средством обучения и воспитания, то становились жертвами новой идеологии, и от них отказывались. А в начале 90-х новая Россия объявила, что школа должна только учить. Воспитание почти на десятилетие ушло из школы. Система поисковой работы, экспедиций, праздников и фестивалей была уничтожена.
Школьный музей «Радио и Радиолюбительства» им. Э.Т. Кренкеля
Советской историей перестали гордиться, и школьные музеи стали жертвами новых идеологических веяний. В первую очередь, были закрыты военно-исторические музеи, потому что они, как писал один исследователь, «потеряли актуальность». Только спустя десять лет стало понятно, что освободившуюся нишу быстро заняли другие воспитатели: подворотни и наркотики...
В последние годы ситуация постепенно улучшается. Значение школьных музеев возрастает и в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи. Благодаря музею в школе появляется возможность рассказать о достижениях и открытиях, героических подвигах наших соотечественников, на их примере прививать нравственные ценности, уважение к памяти прошлых поколений. Без всего этого нельзя воспитать патриотизм и чувство гордости за свою страну.
Увы, в большинстве учебных заведений школьный музей остается скорее исключением, чем правилом. Во многих школах музей если и существует, то влачит жалкое существование. Потенциал краеведения используется слабо. Значительная часть музеев работает по узкой направленности или вообще утратила образовательные функции. Экспозиция таких музеев малодоступна для интерактивного использования. Она представлена, например, на закрытых стендах и используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике.
К счастью, общественность начинает понимать данные проблемы и предпринимает шаги для сохранения и развития деятельности школьных музеев. Например, в апреле 2008 года в Москве стартовал гуманитарный проект «Возрождение традиций школьного музея», инициированный Издательским домом «Мультиальбом» при поддержке Департамента образования Москвы, Педагогического Общества России, Клуба учителей «Доживем до понедельника» и других общественных организаций. В течение двух месяцев представители издательского дома выступали в разных округах Москвы на совещаниях директоров и заместителей директоров по воспитательной работе школ. Также прошли встречи с руководителями школьных музеев.
По словам директора ИД «Мультиальбом», Павла Сысоева, основные задачи проекта – «привлечь внимание педагогического сообщества к существующим проблемам школьных музеев Москвы, побудить учителей создать музей в своей школе, расширить экспозиции существующих музеев, а также подготовить почву для обмена опытом работы школьных музеев». В рамках проекта планируется провести ряд просветительских мероприятий, направленных на сохранение традиций школ. Центральным событием станет выставка школьных альбомов, непременного экспоната музея школы.
Руководители школьных музеев с энтузиазмом восприняли идею организации выставки, отметили важность данного мероприятия. Наталья Харитонова, руководитель музея Центра образования №1840, обращает внимание на «исключительно большое значение школьных альбомов для экспозиции музея». «Альбомы школы необходимы для учебной и воспитательной работы. Для нас важно показать ученикам, куда они попали, какие у нас традиции. Школьные альбомы помогают осуществить преемственность поколений», - подчеркивает она. Евгений Суховерхов, руководитель «Музея Радио и радиолюбительства им. Э.Т. Кренкеля», также убежден, что «при каждом музее обязательно должен быть альбом».
Организаторы проекта подчеркивают: «Проведение выставки школьных альбомов – уникальная возможность не только обратить внимание общественности на проблемы школьных музеев, но и продемонстрировать огромную работу, которая ведется долгие годы нашими педагогами. Мы уверены, в Москве есть много музеев, которыми может гордиться наш город. Сейчас у нас проходит подготовительный этап, на котором мы рассказываем о нашей инициативе, призываем руководителей школьных музеев принять непосредственное участие в подготовке выставки, собираем информацию о школьных музеях Москвы. Мы очень надеемся, что наш проект поможет учителям в их интересной, но, порой, нелегкой работе».
Павел Сысоев указывает на важность сотрудничества организаторов проекта с руководством образовательных учреждений: «Мы бы хотели затронуть проблему сохранения школьных традиций и обсудить, в каком формате лучше провести выставки. Пока у нас есть основная идея проекта, но хотелось бы, в первую очередь, учесть пожелания, рекомендации, замечания со стороны педагогической общественности».
Будем надеяться, что музейная педагогика и дальше будет развиваться, а подобные мероприятия поспособствуют более эффективной работе всех, кто принимает участие в работе школьного музея.
Школьный музей МОУ «СОШ №13» (Ставропольский край)
|
|
|
стр.20 |
// ВОРОЖБИЦКАЯ Наталия |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|