Что ожидает столичных призывников этой весной?
С весны 2007 года в армию будут забирать на 1,5 года, а с осени – на 12 месяцев. Все дополнения к нововведению еще в работе. Одновременно, впрочем, сокращено с 20 до 11 число действующих отсрочек от армии. Как будет проходить новый призыв, попытался разобраться корреспондент «Нашего времени».
В конце января газетные полосы запестрели отчетами о пресс-конференциях и встречах с журналистами всех тех, кто, так или иначе, связан с призывом юношей на срочную службу в армию.
Вице-премьер Российской Федерации, министр обороны Сергей Иванов, сетовал на отвратительную физическую подготовку призывников; начальник отдела призыва и подготовки к военной службе управления Штаба ЛенВО Федор Сараев рассказывал, что весной в армию возьмут в полтора раза больше парней, чем это было в последние годы; среднеуральский военный комиссар Александр Клешнин сообщил, что в кампанию 2007 года нагрузка городских и районных военкомов возрастет – в связи с сокращением комиссариатов, проводимым по решению Генштаба Вооруженных сил РФ.
А правозащитники озвучивали факты массовых правонарушений, выявленных в ходе призыва-2006. Итак, что же ожидает столичных призывников весной? Узнать об этом из первых рук не удалось: «Сейчас генерал-майор Хрячков (именно он сменил на посту военного комиссара Москвы, генерал-майора Василия Красногорского – прим.авт.) принимает дела», – ответил нам начальник службы информации и общественных связей Московского военного округа Олег Юшков. Однако по многочисленным высказываниям нового московского комиссара о своей прежней работе в Ростовской области, можно понять, как будет строиться призыв-2007 в столице.
Смотрите, кто пришел
Генерал-майор Анатолий Хрячков
О признании Ростовской области одной из лучших в деле подготовки граждан к военной службе, организации и проведении призыва молодежи в ряды Вооруженных сил:
«Впервые за все время существования военные комиссариаты подверглись такому испытанию. Оценивался весь комплекс мероприятий, проведенных совместно с администрацией, ведомствами, министерствами, школой, казачеством. И допризывная работа, и организация военно-патриотического воспитания. Мы вовсе не стремились в лидеры специально. Просто делали и делаем повседневную работу».
О переходе армии на контрактную основу:
«Давайте посчитаем. Прослужив первые полгода, солдат уже может подписать контракт и своей службой зарабатывать первые деньги. Кажется, они не велики. Семь тысяч рублей. Но еще – питание, одежда. Набегает, таким образом, тысяч двенадцать. Скажите, где его сверстники смогут зарабатывать такие деньги без специальности? На каком производстве они нужны, в каком хозяйстве? А вот армии они нужны! Она берется обучить, воспитать, поддержать материально. И, конечно, накормить. Да, у нас пока нет мороженого или особых деликатесов. Но по качеству питания, по калорийности мы уже входим в первую пятерку. Через три года контрактнику гарантирована учеба в вузе, военном училище. Перспектива – рост по службе, обретение главного дела в жизни».
Об отношении к армии:
«Считаю, что все будущие руководители государственного масштаба непременно должны проходить воинскую службу. Иначе не достигнуть высоких государственных целей. Каждый должен знать, что происходит в армии, делать все для ее укрепления и совершенствования. Ведь армия – та часть государственного организма, без которой этот самый организм не может достойно существовать. Сильная армия – сильное государство! Ей нужны сильные мужчины! Способны мы защитить себя – пойдем своим достойным путем».
О дедовщине:
«Я с болью воспринимаю все, что происходит, потому что это – наши дети. Конечно, в социальном плане офицеры и солдаты недостаточно обеспечены, но, тем не менее, в армии сейчас служат настоящие патриоты, которые не прячутся за чужие спины. Изменения в лучшую сторону есть. Все боевые части переводятся на контрактную службу, то есть в горячих точках солдаты-срочники служить не будут. Мы боремся и с «дедовщиной». Но, согласитесь, что «дедовщина» начинается не в армии, а задолго до нее. А ведь военные комиссариаты проводят определенную работу по основам военной службы среди призывников, ежегодно организуют учебно-полевые сборы со старшеклассниками, дни призывников, посещения воинских частей. В самих частях создаются подразделения по адаптации молодого пополнения к службе, обеспечивающие строгое соблюдение распорядка дня, полноценное питание. Солдат должен быть одет, обут и накормлен, только тогда он будет с достоинством выполнять свой конституционный долг. И скажу вам, что люди в армии проходят хорошую подготовку, получают ценные специальности. А еще после службы ребята понимают, что такое дружба, по-новому начинают ценить свой родимый дом».
Об уклонистах:
«Мы собираем материалы и направляем их в прокуратуру – закон должен выполняться. Но, как правило, подобные граждане долго от армии не бегают. При трудоустройстве любая организация проверяет наличие воинского документа. И если кто-то уклоняется от призыва, его просто не берут на работу.
Весной на призывную комиссию без уважительных причин не явились 407 человек, из них 140 привлечены к административной ответственности, на 40 человек материалы направлены в органы прокуратуры, 30 получили условный срок. Радужных перспектив в будущем судимость не сулит. Поэтому, чтобы потом не жалеть, лучше пойти в армию, тем более что с 2008 года срок службы сокращается до года. Я считаю, что каждый уважающий себя человек должен отслужить. Если перед армией он успел получить высшее образование, мы ему найдем подходящую должность, например, в космических войсках, воздушно-десантных, спецназе. В армии есть все условия, чтобы служить, надо просто к этому готовиться. Ждем вас!»
О здоровье призывников:
«Призывника вызовут на военно-врачебную комиссию, изучат его состояние здоровья и вынесут заключение. Если он не согласится с комиссией, то вправе написать заявление на мое имя, и его отправят на углубленное обследование. При возникновении любых спорных вопросов мы на стороне закона: больные в армии не нужны!»
ФАКТ
Чемпион Воронежской области по парашютному спорту Анатолий Хрячков начал свой путь в армии со срочной службы в Воздушно-десантных войсках. Затем надел погоны курсанта воздушно-десантного факультета Коломенского артиллерийского училища. Продвигаясь по служебной лестнице и побывав на всех положенных офицеру должностях, генерал-майор Анатолий Иванович Хрячков в 2001 году занял должность военкома Сахалинской области. Потом – военного комиссара Чеченской республики. Вместе с администрацией и комендатурой восстанавливал систему военных коммисариатов, проводил разъяснительную работу, формировал отдельные чеченские батальоны.
Ростовская область, после того, как ее военным комиссаром стал Хрячков, по итогам 2005 года была отмечена Центральной конкурсной комиссией Российской Федерации в числе трех лучших по стране в деле подготовки граждан к военной службе, организации и проведению призыва молодежи в ряды вооруженных сил.
Анатолий Иванович – воин-интернационалист, два года прослужил в Афганистане. Переход армии на контрактную основу считает правильным.
КСТАТИ
Министр обороны России Сергей Иванов одним из средств против злоупотреблений в военкоматах считает ротацию кадров. По его приказу с недавних пор она проводится постоянно. Перемещению подлежат военкомы и начальники 2-х отделов (курирующие вопросы призыва), занимающие должность более трех лет
На сегодняшний день в Москве заменены руководители 12 райвоенкоматов и 11 начальников отделов.
Слухи об отстранении от дел военного комиссара столицы, генерал-майора Василия Красногорского, пошли осенью прошлого года, после завершения судебного процесса, на котором он выступил в качестве свидетеля. Московская городская военная прокуратура расследовала дело о перерасходе денежных средств, выделенных столичной мэрией на ремонт зданий московских военкоматов.
Обвиняемым был руководитель Тимирязевского комиссариата Сергей Москвичев, который «с 17 июня по 24 сентября 2004 года при ремонте здания допустил… ненадлежащее исполнение своих обязанностей, что причинило ущерб городу… в размере 1 миллиона 31 тысячи 733 рублей». Москвичев сумму возместил, и дело уладилось примирением сторон. Но слухи пошли.
На последней пресс-конференции, посвященной итогам осеннего призыва, журналисты спрашивали Василия Красногорского, коснутся ли его новые веяния. Генерал отвечал как по уставу: решать не ему, скажут надо – всегда готов, но при этом делал удивленное лицо: «Если бы я был отстранен, то разве проводил сейчас пресс-конференцию?»
Однако, несмотря на то, что планы призыва выполнялись и никаких проблем, по словам Красногорского, у него не было, прошло чуть больше недели и «в рамках проходящей в стране ротации» генерал был отстранен от должности.
|