|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №90 НАШ ГОГОЛЬ |
Не дошло сейчас, дойдет через 10 лет |
Персонажи Гоголя украшают его постамент
Не стоит подробно рассуждать о значении Гоголя для литературы, для русской культуры, для нашей страны. С этим никто не спорит. Единственное, что я бы себе позволил, так это сказать о том, что Гоголь сейчас приобретает и приобрел уже мировое значение. То, чего не предвидели его единомышленники. Что, кстати, мало кто предвидел в XIX веке. Я уже не говорю о Белинском, но даже славянофилы, как Аксаков считали, что Гоголь, хоть, он великий писатель, гениальный писатель, но его значение ограничено только Россией.
Почти сто лет тому назад с небольшим, когда отмечалось столетие со дня рождения Гоголя, французский писатель Эжен Мельхиор де Вогюэ, автор знаменитой книги «Русский роман», сказал, что предвидит то время, когда книги Гоголя будут стоять на полках рядом с «Дон Кихотом» Сервантеса.
Сейчас это время, конечно, наступило, Гоголь сейчас соперничает с такими традиционно почитаемыми русскими писателями на Западе, как Достоевский, Толстой и Тургенев.
Приведу один пример. Год назад я видел на Пикадилли, в крупнейшем книжном магазине Лондона, том энциклопедического типа с громким названием «Тысяча и одно произведение, которое вы должны прочитать, прежде, чем умрете». И в этом справочнике, где каждому произведению посвящена одна-две страницы, вы не найдете Пушкина. Причины обсуждать сейчас не будем… Но вы найдете Гоголя. Два произведения – «Мертвые души» и «Нос». Это очень характерно. Если видоизменить известное ходячее выражение, которое приписывают Достоевскому, полцучится: «Как из «Шинели» вышла вся русская литература, так из «Носа» вышла вся гротескная линия русской и не только русской литературы».
Я уверен, что восстановление памятника на его месте, будет событием не только российским, но и мировой культуры. Я думаю, что приедут на это событие многие деятели мировой культуры.
Я не буду говорить о достоинствах или недостатках памятника Томского, но я хочу сказать только о том, что неверно представлять этот памятник как изолированное явление. Он, конечно, связан с определенной эстетикой, эстетикой того времени, и с самим пониманием Гоголя. Я напомню, что как раз то время в отчетном докладе Маленкова на съезде партии прозвучал такой призыв: Гоголи и Щедрины нам нужны, нужны. По этому поводу один комический писатель откликнулся в том смысле, что нужны «такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Вот Гоголь Томского - это именно такой Гоголь, который нас не трогает. А вот Гоголь Андреева трогает, волнует, задевает за живое.
Конечно, существование двух памятников на ограниченном пространстве - это некий абсурд, они разделены всего одной площадью. И по этому поводу существует уже фольклор. Я нашел, кстати, справки, очень хорошо составленные, вот примеры таких высказываний. Во-первых, «Гоголь большой и Гоголь маленький» или «на Гоголях», «встретимся на Гоголях», и так далее. Так что народная молва, конечно, откликнулась на эту аномалию.
Причины удаления памятника Андрееву очевидны после того, что я сказал о Томском. Памятник Андреева, конечно, я повторяю банальную истину, это - выдающееся произведение искусства. Причем надо сказать, что он, несмотря на искажение сейчас общей перспективы, он м сейчас был бы связан с этой перспективой, связан с окружением. Это памятник для открытого пространства. Он не должен быть зажат домами, как это произошло после перенесения Андреевского памятника во двор дома Талызина. И хотя, конечно, существование этого памятника там имеет свою мотивировку, но он очень теряет, очень много теряет. Я уже не говорю, что он не виден, многим и не знаком, и не знаем.
Открытое пространство. Затем площадка, по углам четыре фонаря, четыре фонаря. Столб каждого был установлен на шар, подпираемый тремя лежащими и как бы догоняющим друг друга львами. И это соотносилось с фризом. Затем семь ступеней лестницы, которые вели к памятнику, переходили в пространство памятника. Воспроизвести все это в пространстве приусадебного, ну а теперь примузейного двора, конечно, невозможно и все это не было воспроизведено.
Затем движение силуэта. Неопределенный силуэт памятника, благодаря возвышению он был виден еще издали - с другого конца Пречистинского бульвара. И по мере приближения к нему, а мы не должны забывать, что это был путь от Храма Христа Спасителя, все сильнее заинтриговывал своим странным видом, неотесанный, смещенный с оси чуть вправо, дикой каменной глыбой, вознесенный на столб. Это все может показаться странным, но это все странность гоголевского типа, писателя, величайшего мастера гротеска, писателя загадочного. Эту загадку мы будем расшифровывать всю жизнь, и наши потомки будут еще расшифровывать.
В связи с этим я бы в скобках заметил, что вот только что вышла книга такая, которая называется «Расшифрованный Гоголь». Я ничего не буду говорить о содержании, об авторах. Но на самом деле тешить себя этой надеждой не приходится. Ни нам, ни нашим потомкам расшифровать Гоголя до конца не удалось и не удастся. И в этом его замечательная тайна.
Кроме того, памятник, конечно, соотнесен с поступательным движением по перспективе бульвара, что невозможно в настоящих условиях. Это восприятие в движении, которое обнаруживает все новые и новые элементы содержания памятника, все новые и новые грани. Словом, тот смысл памятника, тот смысл творчества Гоголя, который очень удачно определил Андрей Белый словом «гоголин», вот этот гоголин довольно выразительно демонстрирует именно памятник Гоголю, Андреевский памятник.
Я должен сказать, или в порядке такого неуместного предвидения, что, конечно, памятник после возвращения вызовет и нарекания, так же как он вызвал нарекания и в момент сооружения. Наряду с замечательными отзывами Розанова, Репина, были же и осуждающие голоса. И очевидно, такие голоса придется услышать и сейчас.
Совсем недавно, буквально две-три недели назад, одна центральная газета на первой полосе в редакционной статье воспроизвела отзыв давний, но с которым она полностью согласилась: мол, этот Гоголь, он мешает нам, он раздражает, он вселяет какие-то пессимистические мысли. Вот такие возгласы, очевидно, можно предвидеть, но тут нам должно служить изречение Врубеля: не дошло сейчас, дойдет через 10 лет, не через 10 лет, так через 20, но, в конце концов, это будет оценено. Так что не приходится говорить, что я всей душой за то, чтобы эта акция совершилась.
Автор – профессор Ю.В.Манн, главный научный авторитет по творчеству Н.В.Гоголя. Материал подготовлен на основе выступления на первом заседании экспертно-консультативного совета по вопросам архитектуры и сохранению архитектурного наследия при Комитете ГД по культуре
|
|
|
стр.5 |
// МАНН Юрий |
|
|
ЕЩЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА: |
|
Давайте, все-таки историческую правду восстановим
«Перемещение памятников, которое было варварски, я считаю, произведено, конечно, не украшает наш город. И было бы здорово, если бы к 200-летию со дня рождения нашего великого писателя экспертный совет и Комитет по культуре Госдумы инициировали вопрос о возвращении старого памятника Гоголю на то место, которое он исторически должен занимать». С этих слов Владимира Мединского началось Возвращение Гоголя. |
|
|
Даже не знают, что рядом есть настоящий Андреевский Гоголь
В период Хрущёвской оттепели после многочисленных хлопот культурной интеллигенции - и научной тоже, кстати, - памятник Гоголю возвратили, но уже не на свое место, а в этот самый дворик, куда категорически не рекомендовал Гоголевский комитет его ставить. С тех пор он там и находится. |
|
|
И да будет Москва пантеоном русской литературы!
Академик Шмидт: Конечно, нужно вернуть памятник Гоголю. Это будет очень важно, и в память, и для украшения Москвы, в память той заботы о Москве. Поэтому мне, я думаю, не только мне, представляется, что это важно и для Москвы, и для того, чтобы у нас международный юбилей Гоголя был бы достойным. |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|