Мордюкова Нонна (Ноябрина) Викторовна (25.11.1925, станица Константиновская Донецкой обл. - 06.07.2008, Москва).
Нонна (Ноябрина) Викторовна родилась 25 ноября 1925 года в станице на Украине. Отец - Мордюков Виктор Константинович. Мать - Мордюкова Ирина Петровна. Сын - Тихонов Владимир Вячеславович.
Детские годы Нонны прошли на Кубани - в селе, где ее мать работала председателем колхоза. В 1946 году Нонна Мордюкова поступила на актерский факультет ВГИКа. Свою первую кинороль, которая сразу принесла ей официальное признание и всенародную любовь, сыграла, еще учась на 2-м курсе, в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948, Мордюкова - героиня краснодонского подполья Ульяна Громова). После ее Сталинской премии режиссеры довольно долго продолжали видеть в молодой актрисе Улю Громову и приглашать в кино не спешили. Заметным событием стала исполненная Мордюковой эпизодическая роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова» (1952, режиссер В. Пудовкин). Кинематограф открыл наконец актрису Мордюкову - режиссеры стали доверять ей главные роли. Удачей Н. Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссер М. Швейцер), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину. Фильм, ставший во второй половине 1950-х годов этапным, стал таковым и в судьбе Нонны Викторовны.
В ряде ролей, в том числе и эпизодических, но запоминающихся, ярких, емких, стала определяться и актерская тема Нонны Мордюковой - тема простой и сильной женщины с трудной судьбой. Своими работами она вдохновила драматурга Б. Метальникова, написавшего специально для нее «Простую историю» (режиссер Ю. Егоров). Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей - молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Большим актерским достижением Нонны Мордюковой стала и Доня Трубникова в фильме «Председатель» (1964, режиссер А. Салтыков). В комедиях она невероятно метко и ярко схватывала именно социальные типы, будь то монументальная, мрачноголосая купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» (1964, режиссер К. Воинов) или цепкая, хищная чиновница Пристяжнюк в фильме «Тридцать три» (1965, режиссер Г. Данелия). А ее жэковская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки» (1969, режиссер Л. Гайдай) стала злой сатирой на широко известный тип назойливой дамы-общественницы.
Интересна работа Н. Мордюковой в картине «Комиссар» (1967, режиссер А. Аскольдов), где актриса неожиданно предстала в весьма неоднозначном образе женщины-комиссара Вавиловой, почти утратившей за годы Гражданской войны свою женскую сущность и вновь обретающую ее в материнстве. Символически обобщающим стал образ Федосьи Угрюмовой в народной драме «Русское поле» (1971, режиссер Н. Москаленко), где Мордюкова снималась вместе с сыном, Владимиром Тихоновым. Трагическая коллизия безвременной гибели сына через несколько лет отозвалась в реальности. Фильм имел большой успех у зрителей и явил собою образец народного кино - как и картина «Возврата нет» (1973, режиссер Д. Салтыков), в которой актриса играла простую деревенскую женщину Антонину Каширину, покинутую мужем ради невестки. Оба фильма закрепили за Нонной Мордюковой право говорить от лица русских женщин об их неизбывно тяжелой доле, несгибаемой силе и достоинстве. Это подтверждала и небольшая, но значительная роль солдатки Натальи в фильме «Они сражались за Родину» (1974, режиссер С. Бондарчук), сыгранная в блестящем дуэте с В. Шукшиным.
Конец 1970-х годов ознаменовался решительным поворотом в творческой биографии Н. В. Мордюковой. Виктор Мережко предложил ей неожиданный драматургический материал, позволявший круто сменить амплуа. В фильме «Трясина» (1977, режиссер Г. Чухрай) Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» Н. Михалкова (1981) не сразу узнавалась знакомая и все же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска. После «Родни» ее приглашали лишь на случайные, эпизодические роли: режиссеры звали актрису «прийти и привнести» нечто свое в картины, где для нее не было реального сценарного материала.
В постсоветской России народная артистка, уйдя из театра и почти не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времен». Даже картина «Мама» (1999, режиссер Д. Евстигнеев), специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино — предложенный драматургический материал не позволил развернуться ее незаурядному таланту.
Другие роли Нонны Мордюковой: 1953 — Надежда Романюк («Калиновая роща»); 1957 — Дуся Ошуркова («Екатерина Воронина»); 1953 — метростроевка («Добровольцы»); 1959 — Алехина («Ванька»), Даша («Все начинается с дороги»), Степанида («Отчий дом»), Матрена («Хмурое утро»); 1960 — Наталья Фадеевна («Секретарь обкома»); 1962 — Наталья («Павлуха»); 1966 — Анисьюшка («Война и мир»), Карпухина («Дядюшкин сон»); 1968 — Глафира Огрехова («Журавушка»); 1969 — Пьяная баба («Гори, гори, моя звезда»); 1970 — императрица Анна Иоанновна («Баллада о Беринге и его друзьях»), Дуся Кузьмичева («Случай с Полыниным»); 1971 — Дарья Васильевна («Молодые»); 1972 — Кузюрка («Завтра будет поздно»); 1973 — Мавра («Два дня тревоги»); 1974 — Раиса Сурмилова («Лев Гурыч Синичкин», телефильм); 1975 — Мария Ивановна («Семья Ивановых»); 1977 — Анна Андреевна («Инкогнито из Петербурга»); 1979 — Паня («Верой и правдой»); 1982 — «Дядя Миша» («Вокзал для двоих»); 1985 — Плисова («От зарплаты до зарплаты»); 1987 — Вахтер («Доченька», телефильм), Татьяна Ивановна («Ссуда на брак»); 1988 — Вдова («Запретная зона»); 1991 — баба Зина («Бегущая мишень»); 1992 — тетка Алены («Луна-парк»).
Нонна Викторовна Мордюкова — народная артистка СССР (1974), лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1949, за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия»), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973), премии «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» (1996). Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» II (2005) и III степени (2000), «Знак Почета», другими знаками отличия. Включена в десятку лучших актрис XX века (1992, энциклопедия «Кто есть кто», Лондон).
Жила и работала в Москве. Скончалась в Центральной клинической больнице 6 июля 2008 года.