Начата публикация результатов исследований информационной безопасности показываемых в России фильмов
Фонд информационной безопасности впервые в России начинает регулярную публикацию отчетов об исследовании информационной безопасности показываемых в кинотеатрах и по телевидению фильмов российских и зарубежных режиссеров.
Исследования проводятся по разработанной Фондом «Методике оценки полезности произведений». Первая рецензия посвящена недавно прошедшему в прокате фильму Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Данный фильм является ярким представителем плеяды фильмов, снятых в процессе освоения западных технологий и их адаптации к российской культуре.
В ближайшее время Фонд планирует опубликовать рецензии на такие фильмы, как «12» Никиты Михалкова, «Новая земля» Александра Мельника, а также на фильмы, снятые при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.
Фонд информационной безопасности полагает, что в современных условиях ключ к защите политических, экономических и демографических интересов России - это отказ от опоры на западную и переориентация на собственную независимую систему ценностей. В основу последней может лечь только Православие, как единственная на сегодня целостная и непротиворечивая система, возможная для России и независимая от Запада.
Таким образом, с точки зрения самой возможности защиты Россией своих интересов, информационно-безопасное произведение - это произведение, формирующее православный базис ценностей. И наоборот: опасное произведение - это произведение, формирующее потребительское мировоззрение.
Между тем российская киноиндустрия идет по пути освоения наработок западной творческой школы, созданных для эффективного продвижения именно потребительского мировоззрения, что является серьезной угрозой информационной безопасности России. Использование голливудских технологий носителями российской культуры приведет к преодолению защитных культурных барьеров и к резкому росту скорости распространения в России потребительского мировоззрения.
Фонд информационной безопасности является инициатором создания лаборатории Православного игрового кино. «Православное» — это не кино о Православии, но кино, формирующее Православный базис ценностей, яркие качественные художественные фильмы для кинотеатров. Вытесняющие фильмы, формирующие потребительское мировоззрение. Основные задачи лаборатории — закладка фундамента научной, творческой и бизнес-школ Православного игрового кино, популяризация и внедрение разработанных технологий, организация производства Православного игрового кино.
Рецензия на фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» Фонда информационной безопасности
Представьте: перед Вами упаковка молока. Красивая коробка, внутри белая жидкость пока непонятного состава. Употребление которой может придать сил. А может и расстройство желудка вызвать.
Любой фильм имеет те же три составляющие: 1. Аудиовизуальная упаковка - «коробка». 2. Демонстрируемые социальное поведение, нравственные и моральные установки - белая жидкость, выводы о которой лучше делать не по цвету, а по составу. 3. Формируемый духовный базис ценностей - состав белой жидкости. Кому будет интересен именно формируемый фильмом базис ценностей? Тем же, кому важно, молоко ли он пьет или химическую отраву. Остальным читать эту рецензию смысла нет.
Базис ценностей - это группа идей, образующих пространство, в котором формируется мировоззрение человека. Идеи базиса ценностей, как и аксиомы, принимаются на веру. Формирование базиса ценностей происходит через укрепление веры в ранее принятые идеи или через постепенное разрушение этой веры, путем убеждения в верности антиидеи.
Таким образом, для выявления формируемого фильмом базиса ценностей необходимо понять, какие идеи продвигает фильм и какое отношение к ним формирует.
Для проведения анализа предлагаем взять за основу православный базис ценностей. Выбор обусловлен, в частности, следующим. В современных условиях ключ к защите политических, экономических и демографических интересов России - это отказ от опоры на западную и переориентация на собственную независимую систему ценностей. В основу последней может лечь только Православие, как единственная на сегодня целостная и непротиворечивая система, возможная для России и независимая от Запада.
Антиидеи возьмем из противоположного православному потребительского базиса ценностей. Получим пять пар: 1. Спасение души (смирение, борьба со страстями) - Самолюбие, гордость 2. Помощь ближнему - «Бери от жизни все» 3. Родина - Космополитизм 4. Государство - Компания, корпорация 5. Семья - Сексуальное партнерство Итак, к принятию же каких идей призывает нас фильм Тимура Бекмамбетова?
Спасение души или самолюбие и гордость?
Гордость - это осознание собственного превосходства, презрительное отношение к другим (толковый словарь русского языка Ушакова). За счет подбора актеров и конкретных ситуаций, в которые попадают их герои, достигается эффект, когда презрительные высказывания, взгляды, жесты и пр. «сильных» в адрес «слабых» выглядят вполне естественно и не вызывают у зрителя отторжения. Многочисленность таких эпизодов вызывает привыкание.
Формируемое фильмом отношение к идее спасения души даже не стоит рассматривать. О смирении, о борьбе со страстями в фильме нет ничего.
Помощь ближнему или «бери от жизни все»?
Ближний - это, согласно Евангелия, каждый, нуждающийся в помощи. В фильме показано аж два таких человека: это потерявший кошелек друг Уэсли и «Русский», которого играет Хабенский. Больше никому в фильме помощь, по большому счету, и не нужна. Даже главного героя, как оказывается в конце, постоянно прикрывал отец-суперкиллер.
Другу главный герой сперва помогает - покупает презервативы для оргий с его же, Уэсли, подружкой. Но затем, осознав свое ошибочное поведение, бьет друга клавиатурой по зубам и дверью в нос (за что получает бонус - восторженное восклицание «Вот это мужик!!!»). А Хабенского, видно решив не рисковать, сразу пристреливает.
Родина или космополитизм?
Отношение к идее Родины задается режиссером через отношение героев фильма к символу «монастырь в Восточной Моравии» (Родина Братства). Герои относятся к своей Родине как смертельно опасному месту, куда даже суперкиллеру не стоит ехать в одиночку.
Идея космополитизма зашита непосредственно в ткань фильма с помощью монтажа, съемки, музыки и локализации: не поймешь, где находишься. Смешаны в одну кучу и Америка, и Европа, и Россия. Ни стран, ни городов - герои действуют как будто бы в виртуальном пространстве, где нет ни разных языков, ни разной культуры. «Русский» Хабенского однозначно воспринимается как «бывший Русский», ныне живущий в этом же виртуальном пространстве. Образ и судьба «Русского» как минимум вызывают размышления об уготовленном нам в новом мире месте.
Государство или корпорация?
Проблемы противостояния Государства и Корпорации в фильме не стоит. Эта проблема показана как полностью решенная. Для чего использован символ государственной власти «Полиция». Два эпизода в самом начале фильма: 1. В ответ на призывы главного героя Анджелина Джоли (символ Компании) таранит полицейскую машину (символ Государства) и откидывает на обочину. 2. Полицейский с придурковатым и ошарашенным видом смотрит, как через него перелетает красивая машина.
Борьба заканчивается, даже не начавшись. Далее на протяжении всего фильма нет ни единого(!) признака государства или государственной власти. Задают правила общежития и следят за порядком корпорации и различные тайные ордена.
Семья или сексуальное партнерство?
Сперва главный герой пытается строить семью. В результате девушка спит с другом. Затем он обретает новую семью, Братство: новая семья его чуть не убивает. По большому счету у главного героя все проблемы только из-за семьи.
Как в фильме показана семья? Как подружка, изменяющая с другом. Как Братство, предавшее главного героя. Как отец, убитый руками героя.
Как показано сексуальное партнерство? Как Анджелина Джоли, реально помогающая Уэсли, ставящая на место бывшую подружку и убивающая его врагов.
Выводы
Режиссер постоянно использует один и тот же прием: идеи Православного базиса ценностей показывает (очень кратко) как уже уничтоженные и больше к ним не возвращается. Даже не упоминает, как нечто недостойное внимания. Практически все экранное время фильма использовано для пропаганды идей потребительского базиса ценностей.
Общая оценка фильма (по версии «Методики...» 1.01): -0,71 Заключение: Это духовная отрава